Под сводами уникального дворца

Прошло детство многих поколений воркутинцев

На улице мороз и метель, а в воркутинском Дворце творчества детей и молодежи – буйство пальм и щебет птиц, плеск воды и смех в бассейне, яркие краски на холстах и еще десятки чудес, контрастирующих со скудными цветами заполярного города. У этого дворца не только насыщенная событиями жизнь, но и уникальная история…

Вечное лето

Пальме кариота в дворцовом ботаническом саду – пятьдесят лет. Она старше заведующей отделом природы и техники Елены Хлебновой почти на десять лет. Маленькой ее помнит мама Елены, которая тоже работала здесь. Полвека назад дерево приехало в Воркуту малышом из южных краев, с тех пор педагоги и воспитанники передают друг другу пальму и ее потомство из поколения в поколение. Всего же в зимнем саду дворца 420 растений. Самым экзотическим тут считают травянистый банан. Расти-то он растет, но вот плоды не приносит. А вот кофейное дерево не жадничает: плодоносит исправно. Правда, зерна сотрудники не обжаривают, а рассаживают в новые горшки.

Это самый большой в Коми и самый северный зимний сад. Тут живут 1500 растений 420 видов. Многим из них несколько десятков лет. Новичками считают тех, кто прибыл на новое место пять и меньше лет назад. Долгожители – папоротники-экзоты шести видов, фикусы – рекордсмены по вбиранию в себя из атмосферы вредных веществ, вечнозеленая муррайя… В воркутинский тропический лес растения попадают по-разному. Во-первых, из отпусков их привозят сами сотрудники, во-вторых, делятся любители из местных жителей. Кое-что попадает сюда после переезда хозяев в более теплые регионы.

Кружок «Хранители природы» – один из самых популярных во дворце. Видимо, сказывается тяга любого человека к земле. В вечной мерзлоте не очень-то разобьешь огород или сад, а в помещении крытого ботсада – пожалуйста. Эксперименты и исследования – одно из направлений работы с детьми. В прошлом году, например, воспитанники экспериментировали с «дикарями» из тундры: пересадили бруснику, правда, в неволе она жить пока не захотела.
– Вся начальная школа занимается у нас, – рассказывает Елена Хлебнова. – Северные дети любят выращивать цветы. Каждый день у нас уборка, пересадка, перевалка, а главное – вечное лето, чего так не хватает в Заполярье. Ну и общение.

В живом уголке

Привлекает школьников не только флора, но и фауна. В живом уголке обитают несколько десятков животных разных видов. Немногословный попугай породы благородный зеленый двадцати лет от роду, который говорит детям «привет»; попугаи-неразлучники, перекрикивающие гостей; с десяток хомяков всех мастей и прыгучая египетская игольчатая мышь, похожая на ежика. Вислоухий самец морской свинки – помесь гималайской с сингапурской – ухаживает за своей подругой-«простолюдинкой». Дегу шуршат о своем, красавец декоративный кролик потряхивает модной челкой. Меня заверили, что лысая крыса в воркутинском климате не мерзнет, а шиншиллы такие тихие только днем: ночью они устроят гонки в своей многоэтажной клетке, воображая себя на родине – в Чили и Перу. Все они живут в гигантских высоких клетках, сделанных мастерами Дворца.

Елена Хлебнова с коллегами учит детей правильно ухаживать за этим зоопарком. Кроме того, школьники узнают много нового и о своих домашних питомцах, которых разрешается приводить во дворец. В колонном зале, например, на фоне исторической мозаики с портретом Ленина, которую по частям привозили из Ленинграда, проходят парады собак небольших пород.
В соседнем помещении – царство рыб. Многоэтажные ряды аквариумов расцвечиваются яркими плавниками и хвостами. Тут есть даже рыба-клоун из мультфильма «В поисках Немо», не говоря о привычных данио-рерио, неонах, барбусах, сомиках и даже полуметровой пираньи, которой, разумеется, выделен отдельный аквариум.

Амбициозный проект

История этих чудес берет начало в далеком 1965 году, когда на первой полосе июньского номера городской газеты «Заполярье» появилась заметка директора института «Печорпроект» Николая Шерстнева. В ней впервые прозвучало, что в городе скоро начнется строительство дворца для заполярной детворы. Коллектив института «Печорпроект» взял на себя обязательство разработать на общественных началах индивидуальный проект Дворца пионеров. Кроме того, каждый сотрудник внес пятидневный заработок в фонд строительства дворца. «По нашему мнению, дворец должен располагать всем необходимым для всестороннего развития нашей талантливой детворы. Как известно, таланты сами по себе не рождаются, они воспитываются в упорном труде и напряженной учебе. Во дворце будет театр юного зрителя со зрительным залом на 800–1000 мест, большая детская библиотека и читальный зал, просторные лаборатории по изучению современной техники, радио, телевидения, электроники, кибернетики, кино, фото и других отраслей науки и техники», – говорилось в заметке. Директор института анонсировал создание во дворце обсерватории, спортзалов, бассейна, просторных помещений для занятий живописью, лепкой, музыкой, пением, балетом и другими видами искусства и детской самодеятельности. «Хорошо было бы на верхнем этаже дворца создать ботанический сад, который выращивала бы наша детвора. Архитекторам института «Печорпроект» и города надо много вложить творческого таланта в создание внешнего вида Дворца пионеров, который украсил бы наш заполярный город. Дворец должен быть центром большой творческой работы по воспитанию нового человека – человека коммунизма», – писал Шерстнев.

Строительство Дворца пионеров. 1966 г.

К статье прилагался и эскиз Дворца пионеров. Правда, он здорово отличается от того, каким привыкли видеть его воркутинцы. Дело в том, что когда Шерстнев поехал утверждать проект в Москву, в СССР началось повальное применение типовых проектов. Такой по указке сверху достался и Воркуте. Так будущие воспитанники Дворца творчества лишились обсерватории. Однако все остальное было воплощено в жизнь в точности.

Всем миром
Дальше события развивались стремительно. 9 сентября 1965 года Воркутинский горсовет принял решение об отводе комбинату «Воркутауголь» земельного участка для строительства Дворца пионеров, а 1 декабря 1966 года коллектив участка № 5 управления механизации строительства начал выемку грунта под котлован будущего здания дворца.
– Не было финансирования, никто не понимал, хватит ли денег. Здание еще только проектировалось, но уже продавались открытки с его изображением. Оно, конечно, немного отличается от нынешнего вида. Так, с продажи открыток, собирали деньги, – рассказывает директор Дворца творчества детей и молодежи Елена Прокопчик. – Деньги на строительство собирали всем миром: воркутинцы сдавали однодневный заработок, подключились шахты. Строили и заключенные, которые рыли котлован вручную, и, разумеется, профессиональные строители. Работали здесь и школьники, и родители будущих воспитанников.

Елена Прокопчик: «Из дворца выходит много педагогических работников, здесь редкое взаимопонимание, здесь взрослые и дети  по-настоящему дружат».

Ровно через 11 месяцев, в рекордный срок, 5 ноября 1967 года, аккурат к 50-летию Октябрьской революции, Дворец распахнул двери для юных воркутинцев. Картинг и одна из лучших в стране трасс для автомоделей, авиа- и судомоделирование, танцы и вокал, театр и клуб интернациональной дружбы, туризм и плавание, гимнастика и хоккей… Во дворце был даже свой авиаотряд, а на встречу с детьми приезжали космонавты. Дворец гремел на всю страну, а его воспитанники прославляли Заполярье, привозя с соревнований и конкурсов победу за победой.

Из воспитанников – в педагоги

На десяти с половиной тысячах квадратных метров расположились бассейн, оранжерея, живой уголок, спортивный, колонный и зрительный залы, множество классов, мастерских и просторных рекреаций. А вот лифт проектировщики здания не предусмотрели, и сегодня педагогам, детям и родителям приходится ежедневно преодолевать сотни метров по ступеням высоких лестниц дворца. Правда, взрослым не привыкать: почти весь штат дворца – из его бывших воспитанников.
– Девяносто процентов наших педагогов выросли в этом дворце: кто-то пришел сюда в детстве, а теперь уходит отсюда на пенсию. Широта возможностей перед нами открывалась беспрецендентная, – говорит Елена Прокопчик. – Я попробовала себя и в художественной гимнастике, и в шитье, и в театральном кружке, и в итоге мне все это помогло выбрать самую лучшую профессию – педагога. Из дворца много выходит педагогических работников, здесь редкое взаимопонимание, здесь взрослые и дети по-настоящему дружат.

Из двух с половиной тысяч воспитанников дворца треть ходит в два и более кружка. Таким образом, третьим домом – после квартиры и школы – для них становится дворец. Десятки кружков распределены по официальным отделам: художественного и технического творчества, природы и краеведения, спорта. К традиционным, существующим с момента открытия дворца несколько лет назад добавились студии информационных технологий, робототехники, а еще то, что интересно молодежным субкультурам: уличные танцы, респект-рэп. Ведут кружки и студии по-прежнему фанаты своего дела, энтузиасты – те, кто готов отдавать детям все свободное время. Они так увлекают воспитанников, что, например, на кружок авто- и авиамоделирования к Олегу Васильевичу Еменко мальчишки ходят вместе с отцами.

На пятом этаже, под самой крышей, – царство живописи – знаменитая художественная школа Сергея Гагаузова. Учебные скульптуры, батик, акварели, пастель, коробки с собственными работами художника – и среди всего этого одухотворенные юные живописцы, которых мастер учит проявлять на полотне мысль. Знаменита школа тем, что ее воспитанники вот уже несколько лет подряд занимают призовые места на Дельфийских играх. Но это уже совсем другая история…

Полина РОМАНОВА

Фото Игоря Стяжкина