Анастасия Юрьева. Гармония в несовместимом

Анастасия Юрьева принадлежит к поколению молодых художников Республики Коми. Несмотря на то, что она закончила факультет искусств Сыктывкарского государственного университета чуть больше десяти лет назад, на ее счету уже членство в Союзе художников, лауреатство в конкурсе «Мастер года», участие в российских и международных проектах, несколько коллективных и персональных выставок, в которых она участвует с 2008 года. Последняя из них прошла в январе этого года. Работы художницы хранятся и в фондах Национальной галереи Республики Коми.

          

Январская персональная выставка Анастасии Юрьевой «Погружение» представляла собой поиск той грани, где сливаются в гармонию, казалось бы, несовместимые по своей природе материалы: керамика, металл, стекло и дерево. Практически все работы художника представляют собой синтез материалов, самый любимый из которых – глина.

В селе Черевково Архангельской области, где родилась Анастасия, она окончила две школы: среднюю общеобразовательную и художественную.

– Уже тогда заинтересовала меня керамика, хотя у нас в художке, к сожалению, не было такого предмета. Возможно, сработала генетическая память поколений: в роду у нас есть керамист – Илья Чупров, который занимался гончарным делом после войны, – рассказывает художница.

В Сыктывкар Анастасию привела именно керамика: на факультете искусств СГУ был такой предмет. Но в университете будущего мастера увлекло сразу все – благодаря педагогам Анжеле Размановой, Вере Белоусовой, Светлане Бутаковой, Ирине Земцовой, Татьяне Сердитовой и другим.

– Они и по сей день мои наставники. Но Владимир Александрович Дурнев захватил все мое внимание, виртуозно работая с глиной. Казалось, что это все какое-то волшебство, не меньше, – вспоминает Анастасия.

Однако в своем творческом пути она пришла к синтезу материалов, объединенных стихией огня. Художница признается, что разделить в своем творчестве глину, стекло, металл и дерево ей сложно.

– Как и у всех, у меня есть разные периоды, когда в процессе поисков новых выразительных средств уходишь в какую-то более локальную историю – как по теме, так и по материалу. В июне я прошла очередное обучение по крупным гончарным формам и, думаю, в ближайшее время буду работать именно в этом направлении, – говорит она.

Уже тринадцать лет Анастасия Юрьева работает в театре драмы имени В. Савина художником-декоратором. В этом качестве она участвовала во множестве проектов, в том числе и на других сценах: «Доме на границе» В. Мрожека, «Щелкунчике» по мотивам сказки Э. Гофмана, балете «Подари мне детство» М. Герцмана, кукольных спектаклях – в Сербии «Сказка о попе и его работнике Балде» и в Москве «Сказка о Золотом петушке» – и других. Работа декоратором накладывает отпечаток на все ее творчество. Это тот случай, когда профессия становится образом жизни. На работе ей приходится иметь дело с самыми разными материалами и техниками.

– Невозможно отказаться от экспериментов и не попробовать подружить разные свои увлечения: граффити и скульптуру, объемную штукатурку с реставрацией мебели и многое другое, – говорит художница.

Анастасия любит путешествовать, и это для нее еще один источник вдохновения. Творческую энергию и богатейший материал для работ она черпает в экспедициях по Республике Коми, в частности в проекте «Клюква» Анжелы Размановой и Центра культурных инициатив «Югор». После первого участия в экспедиции у Анастасии возник интерес к местному колориту, мифам и легендам, фольклору коми. Кроме того, для путешествий она выбирает страны СНГ и отдаленные уголки России.

– Изучаю колорит и обычаи регионов, но меня манят и стихийные пейзажи, аскетичные и величавые, там, где человек – песчинка. Моя перезагрузка происходит именно в таких местах. Это обязательно наш Урал, марсианские пейзажи Камчатки, Мурманск с северным сиянием над незамерзающим Баренцевым морем, – рассказывает Анастасия.
Искусствовед Ольга Орлова отзывается о работах Анастасии Юрьевой как о теплой и живой керамике со смелым неожиданно-экспериментальным решением, а о самой художнице как о труженике в постоянном творческом поиске и стремлении к самосовершенствованию.

– Работы убедительно проникновенны своими простыми образными решениями. Ее художественные высказывания не вызывают отрицательных эмоций – благодаря постоянному стремлению учиться. Анастасия не прячется за набором профессиональных художественных приемов и наработанных штампов, поэтому в ее творчестве присутствует и сценография, и граффити, и монументальные высказывания, и скульптурные, декоративные произведения, – отмечает Ольга Орлова.

Работы автора находятся в фондах Национальной галереи Республики Коми и в частных коллекциях.

Полина РОМАНОВА

Проект реализуется при поддержке Национальной галереи Республики Коми.