Дмитрий Степанов: «Доверяй профессионалу»

Государственный академический театр оперы и балета Республики Коми отмечает 65-летие. Рождение в Сыктывкаре республиканского музыкального театра состоялось 26 августа 1958 года с премьеры оперы Чайковского «Евгений Онегин». Сегодня в репертуаре единственного музыкального театра в регионе более двухсот постановок, о последних из которых пишут федеральные критики. Сотрудничать с театром готовы солисты ведущих российских сцен, а гастрольные поездки приходится расписывать на несколько сезонов вперед. О сегодняшнем дне театра «Региону» рассказал его директор Дмитрий Степанов.

– Дмитрий Николаевич, что значит лично для Вас юбилей возглавляемого Вами театра?

– Для меня юбилей театра – это гордость за историю учреждения, за его сегодняшние успехи и признание выдающихся заслуг коллектива присвоением почетного звания «академический». Это большое событие в культурной жизни региона, и хороший повод рассказать о том, как изменился театр.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров вручает директору театра Дмитрию Степанову стипендию Совета БЕАР в области культурного сотрудничества.

– Вы возглавляете театр девятый сезон, и это второй юбилей театра для Вас в качестве директора. 60 и 65 лет театра отличаются качественно?

– Конечно. За эти годы театр вышел на новый уровень. Об этом говорят наши зрители, коллеги из других театров, пишут столичные театральные критики и СМИ. Расширилась репертуарная афиша, значительно преобразилась театральная публика, театр укрепился талантливыми профессионалами. Наряду с постановками привычной классической формы и традиционного художественного оформления в театре появились спектакли, отвечающие современным трендам театрального искусства. Это истории, рассказанные понятным современному зрителю языком с применением инновационных технических средств: проекционных видеодекораций, неповторимого театрального света и звука, трансформации сценического пространства. Среди самых крупных премьер – оперы «Пиковая дама», «Дон Жуан», «Сказки Гофмана», «Тоска», балеты «Золушка», «Баядерка», «Яг Морт» в новой редакции, «Русалочка», оперетты «Месть Летучей мыши», «Фиалка Монмартра», «Принцесса цирка», «Бабий бунт».

Расширяется география наших гастролей: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Архангельск, Киров, Йошкар-Ола, Саранск и, конечно же, города и районы Республики Коми. Мы постоянно тестируем различные маркетинговые инструменты для повышения эффективности работы. Я уверен, что каждый визит в театр должен вызывать у зрителя яркие эмоции и оставлять незабываемые впечатления, даже если спектакль был спорным. Чтобы быть актуальным, театр должен меняться.

После гала-концерта фестиваля «Сыктывкарса тулыс».

– Сможете назвать три самых главных, на Ваш взгляд, изменения?

– Самое главное – изменилась общая атмосфера. Сейчас в театре созданы условия, позволяющие успешно развиваться молодым артистам, выстраивать карьеру именитым мастерам сцены. В коллектив приходят профессионалы, которые хорошо знают своё дело, искренне хотят сделать мир вокруг себя лучше. Есть такое замечательное выражение: руководить – значит не мешать хорошим людям работать. В здоровой атмосфере работать приятно всем.

Второе изменение – это, конечно, профессиональный рост всего коллектива. Труппа укрепилась замечательными артистами и помолодела. Каждый спектакль – это праздник, а каждая премьера – настоящее культурное событие и аншлаг. Дважды – в 2018 и 2022 годах – театр был удостоен звания лауреата всероссийской оперной премии «Онегин». В 2021 году – награжден стипендией Совета Баренцева Евро-Арктического региона за лучший национальный спектакль года – балет «Яг Морт». Шестой год подряд мы будем принимать участие в фестивале музыкальных театров России «Видеть музыку», который проходит в Москве. Список достижений очень длинный, лучше приходите на наши спектакли, чтобы все увидеть и услышать.

Третье и не менее важное изменение: значительно укрепилась материально-техническая база театра, существенно увеличилась заработная плата в коллективе. Театр приобрел большой комплекс светового, звукового, видеопроекционного оборудования, прекрасные музыкальные инструменты для артистов оркестра, специальный сценический балетный пол, две единицы нового автотранспорта. Мы сделали капитальный ремонт репетиционных и производственных помещений, оркестровой ямы, кассового зала, крыльца центрального входа, служебного буфета и зрительского кафе, многочисленных гримерок и служебных жилых помещений. Всего не перечислить. Все это совместная работа с учредителем – Министерством культуры и архивного дела Республики Коми.

Награда лауреата национальной оперной премии «Онегин».

– Придя на пост директора, Вы долго находили общий язык с коллективом?

– У меня не было такой необходимости. Работа началась с первого дня. Я всю свою жизнь связан с музыкальным, театральным искусством. Мое профессиональное образование – Московская консерватория. Затем несколько лет я продолжал совмещать музицирование и продюсирование небольших творческих коллективов в России и за рубежом. Более семи лет работал в региональном Министерстве культуры, решая вопросы профессионального искусства, и ситуация в театрально-концертных организациях республики мне была хорошо знакома и понятна. Чтобы разговаривать с коллегами на одном языке, нужно быть компетентным в возникающих вопросах. Ещё 10 лет назад я получил профессиональную квалификацию управленца, обучаясь в Санкт-Петербургском государственном лесотехническом университете им. С. М. Кирова, а сейчас я студент магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета профсоюзов по направлению «театральный менеджмент». Напомню, что в театр я был назначен по итогам конкурса, в котором принимали участие претенденты со всей страны. Я знал, на что шел, и четко понимал, что необходимо делать для развития учреждения.

«Русалочка»

– Ну, наверняка начались хождения в кабинеты, попытка задружиться, убедить, пролоббировать и так далее… Как держать нейтралитет и при этом соблюсти интересы всех?

– Конечно, в театре переплетается очень много интересов разных людей. Артисты, художественное руководство, околотеатральная публика – у всех есть советы, пожелания и даже требования. А вот достойно пройти испытания медными трубами, а еще чаще только мечтами о славном будущем, удается далеко не всем. Ошибкой является то, что иногда человек не хочет ничего обсуждать, он живет только в своем, единственно правильном мире. Но ведь у театра тоже есть свои интересы, отстаивать которые должен директор. Возникающие интриги – по традиции, неотъемлемая часть театральных страстей, без которых картина жизни не будет полной. Я всегда стараюсь перевести напряженную ситуацию в конструктивный диалог. Соблюдать баланс в отношениях помогают простые правила: доверяй профессионалу, помоги таланту, не отступай от своих принципов, делай что должно – и будь что будет. Я пытаюсь сосредоточить внимание людей на работе. Это позволяет всем сэкономить время, силы и нервы, добиваясь результата, ради которого мы и работаем. В сфере культуры работают люди с высоким уровнем интеллекта. Несмотря на возникающий иногда показной эпатаж, в глубине души все прекрасно понимают, что есть истина.

– Что может вывести из себя директора театра Степанова?

– Интересный вопрос… Не вывести из себя, а скорее сильно расстроить, наверное, может осознание ускользающих нереализованных перспектив. Когда ты понимаешь, что если бы не стечение обстоятельств, можно было бы сделать что-то лучше и качественнее. И еще – недоверие профессионалам, которое часто встречается в нашей жизни.

«Дон Жуан»

– Творчество и коммерция: как их гармонично сочетать? Театру это удается на пять с плюсом. Но не съест ли коммерция творчество?

­– Спасибо за такую высокую оценку. Конечно, очередь за билетами в кассу – очень приятное зрелище, но не нужно забывать, что государственный театр создан для участия в социально-культурной жизни общества. Для одних театр – это отдых или новые впечатления, для других – важная часть жизни. Несмотря на то, что ни один оперный театр мира не является окупаемым, никогда таким не был и не будет, наш театр должен оставаться финансово доступным для зрителя.

– А пропаганде есть место в сегодняшнем театре?

– Конечно, есть. Но только не такой, которая заложена в основу привычного смысла этого слова. Театр – это такое место, где одни люди дарят другим людям добро. В основе любого нашего спектакля заложены возвышенные чувства любви и покаяния, веры в правду и справедливость. Мы вошли в век искусственного интеллекта, нейросетей, фейков и переизбытка ненужной информации, и театр в этих условиях – один из мощных инструментов пропаганды традиционных человеческих ценностей.

«Сказки Гофмана»

– На одной из пресс-конференций Вы отметили, что публика нашего театра очень помолодела. Просто время пришло или молодежи стала интересна классика?

– Театр изменился. Я всегда отмечаю, что он многожанровый. За последние семь лет мы выпустили более 30 премьер: оперы, балеты, оперетты, музыкальные спектакли для детей или семейного просмотра. У нас развивается концертная жизнь, проходят гастроли и фестивали. Где можно услышать симфонический оркестр? Правильно, только в театре. На нашей сцене выступают звезды международного уровня: Валерий Гергиев, Денис Мацуев, Юрий Башмет, солисты Большого и Мариинского театров, лауреаты конкурса Чайковского. В таком репертуарном изобилии каждый найдет для себя что-то интересное. Театр является лидером по реализации проекта для молодежи «Пушкинская карта». Любому современному человеку важна открытость, доступность и актуальность информации. Откройте наш сайт – и вы найдете ответ на любой вопрос о театре. Хотите больше? Найдите нас в соцсетях, где в ежедневном режиме публикуются новости. Публикации в СМИ расскажут о состоявшихся проектах. Даже театральную программку с полной информацией о сегодняшнем спектакле теперь можно посмотреть в своем телефоне. А как это сделать, вы узнаете, когда придете в театр.

– Культурный уровень молодого поколения растет, по-Вашему?

– Культурный уровень – это знания плюс интеллект. Сейчас принято получать узкоприкладные знания, помогающие, извините, устраиваться в жизни. А вот развитию общего кругозора и интеллекта нужно уделять больше внимания. Я убежден, что каждый школьник обязательно должен научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, разбираться в изобразительных видах искусства. Если в произведениях литературы можно почерпнуть правила жизни, то музыка хороших композиторов настраивает эмоциональный фон, воспитывает чувства человека, формирует личность.

«Месть Летучей мыши»

– Какую музыку слушаете Вы?

– С раннего детства музыка окружала меня всегда и везде. Музыкальная школа по классу фортепиано, школьный духовой оркестр, затем музыкальное училище и консерватория уже по оркестровому инструменту – трубе. В моем случае это действительно часть жизни. Я постоянно бываю на оперных и балетных спектаклях самых разных театров. В основном я слушаю классическую музыку, но, конечно, не все подряд. Список большой, и он постоянно меняется в зависимости от настроения. Музыка способна излечивать. Послушайте Adagietto из Пятой симфонии Малера – вы попадете в такой бескрайний мир гармонии и красоты, что ваши личные проблемы покажутся на этом фоне просто ничтожными.

– Какие планы на юбилейный год?

– Планов очень много. Расскажу только о самых крупных творческих проектах. Первой премьерой сезона станет постановка балета «Крик» по мотивам творческого наследия Александра Зиновьева в хореографии Андрея Меркурьева. Далее мы выпускаем музыкальный спектакль в жанре водевиля «Секрет Полишинеля». Этот материал был написан специально для нашего театра композитором Лорой Квинт и поэтом Ларисой Рубальской, либретто создал известный писатель Евгений Гаглоев. Это мировая премьера, и поставит ее петербургский режиссер Алла Чепинога. В декабре мы порадуем зрителей российской премьерой балета «Снежная королева» на музыку финского композитора Туомаса Кантелинена в хореографии Александра Рюнтю. Он известен сыктывкарцам по постановке последней версии «Яг Морта». В программе апрельского фестиваля «Сыктывкарса тулыс» мы планируем показать сразу две премьеры – балет Чайковского «Спящая красавица» и оперу Гуно «Фауст» в постановке Ильи Можайского. Кроме этого, будут постановки новых музыкальных спектаклей для детей, продолжена традиция проведения камерных и симфонических концертов, запланированы обменные гастроли и, конечно же, участие в наших спектаклях звезд оперного и балетного искусства.

– У Вас не было мысли издать книгу об истории театра к юбилею?

– В публичном пространстве об истории театра действительно есть большие пробелы. Театру исполняется 65 лет, но правильнее было бы начинать отсчет восемьдесят лет назад, когда первые музыкальные постановки осуществлялись в гулаговских театрах республики силами заключенных артистов. В течение двух лет театр собирал, систематизировал и создавал материал для такого издания. Однако издание в печатном формате оказалось непосильно дорогим. Но есть альтернативный и очень хороший способ поделиться нашей работой – создать специальный сайт, посвященный истории театра. Он будет наполнен фото- и видеоматериалами, многочисленными главами о тех удивительных людях, которые создавали историю нашего театра. Сайт будет пополняться, расширяться. Мы будем благодарны всем, кто готов помочь театру в этой работе. Фотографии, афиши и программки из личных архивов можно отсканировать, а воспоминания записать и разместить на сайте, презентация которого состоится в сентябре.

– Вы часто говорите «мы». Кто в Вашей команде сегодня?

– Конечно, это весь коллектив театра. Нас объединяет одна цель, и от согласованной работы каждого зависит очень многое. Вы хорошо знаете артистов и художественное руководство. Они более медийные личности, чем я. Однако ни одна премьера или гастроли, репертуарный спектакль или концерт, а у нас ежегодно их проходит около двухсот, не состоятся без кропотливой работы художественно-производственных цехов и администрации. Для оперного театра у нас очень маленький штат сотрудников, поэтому нагрузка у людей высокая. Мы живем в такое время, когда события, а вместе с ними и некоторые планы меняются молниеносно, поэтому, согласно расхожей истине, нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте. А чтобы все-таки двигаться вперед, нужны хорошо скоординированные действия, когда формируется разносторонний коллективный взгляд на решение задачи. Это похоже на сборку пазла, где каждый участник видит оптимальное решение в зоне своей ответственности. Вот это и есть командная работа. А моя задача – выбрать правильную стратегию и управлять рисками.

Беседовала Полина РОМАНОВА

Фото Сергея Зиновьева и из архива театра