Смотрины в Маяковке

В Санкт-Петербурге прошел фестиваль, посвященный Республике Коми

В Центральной городской публичной библиотеке имени Маяковского в Санкт-Петербурге вечером 28 августа звучала коми речь. Более сотни выходцев из Республики Коми собрались в библиотеке на Невском проспекте, чтобы стать участниками фестиваля, посвященного 102-летию Республики Коми.

Марина Каракчиева.

В формате фестиваля празднование Дней республики в Санкт-Петербурге прошло впервые. Ключевым моментом стала договоренность руководства Представительства Коми в СЗФО с библиотекой им. Маяковского.

– Еще весной мы договорились с руководством библиотеки о проведении выставки, посвященной республике, на новой площадке: не в здании представительства, как обычно, а в центре города – в филиале библиотеки, где проходимость гораздо выше, – рассказала «Региону» представитель Республики Коми в СЗФО Марина Каракчиева. – Но очень быстро идея о проведении выставки превратилась в фестиваль, который будет включать в себя три разноформатные экспозиции.

На открытие фестиваля из Сыктывкара прибыл министр национальной политики Республики Коми Роман Носков. Начав свое приветствие на коми языке и поздравив петербуржцев с открытием фестиваля от имени Главы Республики Коми Владимира Уйба, он подчеркнул значимость сохранения культуры и языка земляков в Северной столице и выразил уверенность, что дети и внуки гостей фестиваля, родившиеся и выросшие в Петербурге, сохранят такое же трепетное отношение к своим корням.

Роман Носков.

Руководитель отдела литературы по искусству и музыке «Невский Арт» библиотеки Ольга Довгарь, приветствуя гостей в круглом высоком зале, напомнила, что Коми и Северную столицу связывает очень многое: даже слова гимна Санкт-Петербурга написал устьцилем Олег Чупров. Зная богатую культуру Коми, руководство Маяковки поддержало проведение фестиваля в своих стенах, а подарком выходцам из региона к открытию фестиваля стало исполнение Прелюдии до мажор Баха на органе 1910 года, установленном под куполом зала.

По контрасту с Бахом в зале звучали старинные песни устьцилемов. Руководитель ансамбля «Вечерование» Ксения Килимник (в девичестве Чупрова) не только представила горочные песнопения потомков древних новгородцев, но и рассказала об особенностях их костюма.

Ансамбль «Вечерование».

– На Софье повседневный усть-цилемский костюм, в котором ходили каждый день, выполняя работу по дому, – представляла она участников ансамбля. – На Лидии – парадно-выходной, но тоже будничный: его и в магазин можно надеть, а можно и в гости. А вот на мне и Иване – праздничные, на которые шли самые дорогие парчовые и шелковые ткани. Такие костюмы надевали только на Горку.

Гости смогли рассмотреть наряды устьцилемов, когда те представили фрагмент горочной лирической песни села Замежное, сделав неспешный круг по залу. Вместе со взрослыми перед земляками выступила и пятилетняя Василиса Килимник с усть-цилемскими частушками. Ее выход стал импровизацией для питерских коми. А вот у горочных гуляний, фрагменты которых представил ансамбль, веками выверенный ход, темп и ритм. В прошлом году жемчужина старообрядческой культуры, село Усть-Цильма стало на год столицей туристического проекта «Серебряное ожерелье России», переходящий символ был передан устьцилемам от села Новая Ладога Ленинградской области. Вот уже пять столетий старинное русское село бережно хранит традиции предков. Одежда, ремесла, язык, песни, молитвы, хороводы – и сегодня во всем прослеживается тень средневековой Руси.

Александр Пахмутов.

– Гуляние «Усть-Цилемская горка» – это живой памятник народных традиций. Корни его уходят к языческому культу поклонения солнцу. Это потрясающее театрализованное народное действие и уникальная народная хореография. А хороводный язык горок – это тайнопись предков, зашифровавших в них сакральные знания, – так представил устьцилемов петербургский ведущий Алексей Полубояров – кстати, уроженец Сыктывкара. «Вечерование» исполнил старинные частушки под гармонь и фрагменты трех горочных песен.

Традиционно бурно приветствовали гости и выступление уроженцев Коми Валентины Лебедевой и Александра Пахмутова. Вокалисты давно живут в Санкт-Петербурге, но ни одно событие, организованное представительством, не проходит без песен на коми языке в их исполнении. Участники ансамбля «Дзоридз» при коми землячестве «Неватас» также говорят между собой исключительно на коми языке, есть тут и преемственность поколений: кроме исполнительниц старшего возраста на коми поет и молодежь. В этот вечер коллектив под руководством Надежды Барулькиной исполнил четыре песни: «Няньöн да солöн» (Хлебом с солью), «Тöдса пилот» (Знакомый пилот), «Чужан му» (Родная земля) и попурри из коми песен.

Валентина Лебедева.

«Дзоридз» – особая гордость уроженца Удоры, ученого-этнографа, председателя коми землячества «Неватас» Александра Терюкова, которого на открытии фестиваля поздравляли с 75-летием. Почти полвека он живет в Северной столице, окна Кунсткамеры, где он работает с первого дня после окончания вуза, выходят на Неву и Эрмитаж. Александр Иванович постоянно поддерживает связь с родной землей и сплачивает вокруг себя земляков.

Ансамбль «Дзоридз».

Во время концерта в зал продолжали прибывать выходцы из Республики Коми: кто-то спешил после работы, кто-то приводил с собой петербургских знакомых. Библиотекари не успевали выносить новые стулья – и скоро зал был заполнен зрителями от стены до стены. Среди гостей были и сыктывкарцы, и «питерцы» со стажем, и приехавшие не так давно. Экс-заместитель министра промышленности РК Анатолий Чуткин успел пожить и в Москве, так что ему есть что сравнивать.

– Тут у меня очень много знакомых, с которыми мы постоянно поддерживаем связь, да и климат похож на Коми. Народ северный помягче, поскромнее, дружелюбнее – и культурнее. Как только я переехал сюда в 2021 году, земляки сразу нашли меня, стали приглашать в представительство, где стараются найти, объединить земляков, нам есть о чем вспомнить, поговорить, – отметил Анатолий Чуткин. – Представительство – это мост от республики в Северо-Запад, роль таких мероприятий переоценить сложно.

Анатолий Чуткин.

В круглом зале Маяковки разместилась планшетная выставка, посвященная объектам нематериального наследия Республики Коми. Сегодня в республиканском реестре представлено 37 объектов нематериального наследия. Работу по выявлению, описанию и включению в реестр ведет Центр народного творчества и повышения квалификации Республики Коми. Сотрудниками центра и была создана эта выставка. Условно объекты разделены на три большие группы: 14 из них относятся к обрядовым, празднично-игровым и конфессиональным традициям. Среди них, например, праздник святой Параскевы Пятницы в удорской деревне Кривое. Он примечателен тем, что отмечается своеобразным обрядом омовения икон в ручье. Сюда же этнографы относят народный праздник на воде «Пыжа гаж» в селе Керчомья Усть-Куломского района, рождественские традиции села Нившера Корткеросского района, свадебные традиции летских коми и пасхальные качели ижемцев.

Отдельный стенд на выставке посвящен шегу – игре с овечьими лодыжками. Примечательно, что буквально за два часа до этого корреспондент «Региона» побывал в Шереметевском дворце и с удивлением обнаружил старинную статую девочки, играющей овечьими косточками. Такие игры были распространены у многих народов. У коми шег был излюбленной игрой детворы. Орудия игры – хорошо вычищенные и высушенные косточки, отделенные после длительной варки от мяса, очень береглись и даже передавались по наследству как семейная реликвия. В Сыктывкаре в шег можно сыграть в Национальной детской библиотеке им. С.Я. Маршака и в Центре коми культуры, где проводятся мастер-классы и даже турниры по шегу.

12 объектов нематериального наследия относятся к народному декоративно-прикладному искусству, промыслам, ремеслам, народным знаниям. Это промысловые традиции, народная медицина, деревянные резные календари коми, традиция росписи пижемской ложки, технология ткачества поясов сысольских коми, искусство меховой аппликации ижемских оленеводов. Феномен меховой мозаики сформировался на стыке ненецкой и ханты-мансийской традиций и получил яркое самобытное развитие у ижемских оленеводов. И сегодня в каждой ижемской семье можно увидеть меховую одежду, обувь и различные хозяйственные предметы, декорированные в технике меховой аппликации. Часто горожане предпочитают заказывать пимы с аппликацией у ижемских мастериц из семей оленеводов, которые в совершенстве владеют искусством обработки шкур и декорирования меховых изделий.

Александр Терюков.

Отдельного рассказа на открытии заслужили и пасы – родовые знаки, они же обереги коми семей, дающие информацию о происхождении и родственных связях человека. Пас-основа передавался от отца к младшему наследнику в неизменном виде, а старшие сыновья добавляли в него новые детали: черточки, зигзаги, овалы, точки – своеобразный семейный шифр. Пасы наносятся на орудия труда, домашнюю утварь с помощью зарубок, нарезок топором и ножом или начертания углем, дегтем, красками. Все эти традиции живы в республике по сей день.

Последние 11 объектов из республиканского реестра относятся к народному исполнительству, эпическим, песенно-музыкальным, инструментальным и танцевальным традициям. Ансамблевые многоствольные флейты «куима чипсан» – тоже из этого списка. Многоствольная флейта, больше известная как «флейта Пана», во многих исследованиях относится к самым ранним стадиям музыкального и культурного мышления. Многоствольные ансамблевые чипсаны коми-зырян, которые изготавливают из дудника, – это один из немногих пока еще живых очагов реликтовой традиции, сохранившейся лишь в нескольких уголках Европы. Прилузье – самое северное из известных на Земле мест распространения многоствольных флейт. Их «открытие» было сделано в конце 1930-х годов. Но собранный уникальный экспедиционный материал не был опубликован и хранится в рукописном архиве Московской государственной консерватории. Наиболее основательно музыкальные инструменты народа коми изучались коми композитором и ученым Прометеем Чисталевым. «Чёрнышские чипсанистки» – это единственный в Республике Коми  творческий коллектив, который до сих пор сохраняет традицию игры на многоствольной ансамблевой флейте-чипсане.

В этом же разделе выставки гости могли узнать об ижмо-колвинском эпосе, о знаменитой удорской пляске, танцевальной традиции вычегодских коми «помоздинский шен», трудовых причитаниях коми-ижемцев, былинах устьцилем, сказочниках Выми.

На открытии фестиваля рассказали и о творческом наследии удорского сказителя Ивана Ивановича Игушева. По мнению фольклористов, Иван Игушев относится к числу наиболее ярких представителей знатоков и хранителей фольклора ХХ века. Родился Иван Иванович Игушев в 1921 году в удорской деревне Муфтюга. В пять лет, переболев оспой, он потерял зрение. Несмотря на незрячесть, научился валять валенки, обладал даром костоправа. А в 17 лет начал рассказывать сказки. В репертуаре исполнителя было более полусотни сказок. Помимо этого, он знал много быличек и загадок, пел частушки под балалайку. Кроме того, создал свои оригинальные сказочные произведения, разрабатывая известные и малоизвестные сюжеты и талантливо импровизируя.

Выставка об объектах нематериального наследия 8 сентября уступила место презентации уникальных выставок и печатных изданий Национальной галереи Республики Коми, которая в этом году отмечает 80-летие. Завершился фестиваль фотовыставкой художника Юрия Лисовского. Больше недели земляки и петербуржцы любовались снимками этнофутуриста, посвященными разным состояниям воды. Его выставка «Север. Метаморфозы воды» официально закрылась вместе с фестивалем 28 сентября.

Полина РОМАНОВА

Фото предоставлено Представительством РК в СЗФО