Кристина Овсянкина. Северный код

Кристина Овсянкина, как и многие художники молодого поколения, – выпускница Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина. Учеба на кафедре декоративно-прикладного искусства не только помогла ей овладеть всеми навыками современного и традиционного в искусстве, но и выбрать свой самобытный путь.

Уроженка архангельского Вельска, Кристина попала в художественную школу пятиклассницей «случайно»: встретила на улице подругу, которая шла подавать туда документы. К третьему классу художки поняла, что случайность стала судьбой. Сразу четыре выпускницы вельской школы поступили на факультет искусств СГУ. На последних курсах Кристина уже участвовала со своими работами в республиканских выставках, а на пятом – даже в российской. Несмотря на то, что сейчас она тяготеет к станковой живописи и графике, ее дипломным проектом стала работа в технике батика, к которой она еще раз вернулась, создав выставочную коллекцию платьев «Прогулка по северному сиянию».

Песня гор.

– Благодаря тому, что закончила кафедру ДПИ, где была и роспись, и батик, и гобелен, и керамика, я «наелась» прикладным и народным. Теперь мне больше по душе холст. Сейчас я делаю для выставки проекта «Клюква» серию работ тушью на ткани. Чаще всего мои работы – это графика, живопись и коллаж, но постоянный эксперимент с различными техниками и материалами для меня – естественный процесс в творчестве, – говорит Кристина.

Безвременье.

Когда художница начинала исследовать феномен Севера, то писала в том числе сухой пастелью. В 2016 году 25 пастельных работ составили основу первой персональной выставки Кристины «Северный код». По признанию художницы, ей важно было ухватить мимолетные переходные состояния Севера, услышать тишину, запечатлеть статичный момент, связанный с природой, отразить его цвет и свет. После пришли эксперименты с масляной пастелью и акрилом. Когда для воплощения замысла требуется пастозность и фактурность, в своих работах Кристина использует и масло.

Северный код.

Вместе с ростом мастерства художница все больше проникала в душу края, что нашло отражение в персональной выставке «Присутствие», которая экспонировалась в 2022 году в Национальной галерее Республики Коми.

– На этой выставке Север был уже другим. Если в «Северном коде» это было статичное состояние созерцания Сыктывкара и его окрестностей, то «Присутствие» посвящено уже всей республике, которую я открыла для себя в том числе благодаря проекту «Клюква». Это не просто пленэр в походных условиях, он формирует мощную творческую среду, – говорит Кристина Овсянкина. – Выставка «Присутствие» – про мистическое в Коми, про дух Севера, отсюда и название: сакральность пространства, присутствие Бога. Север – одухотворенный.

Портал.

У каждого художника свой стиль и ритм работы. У Кристины он волнообразный.

– У меня может быть долгая фаза ожидания, созерцания, некая творческая беременность, а потом – хоп – и я сразу создаю серию. Ровного ритма у меня не бывает, и раньше меня это напрягало и расстраивало, ведь у нашего поколения настрой на успех, на динамику: тысячи выставок, заявок, все попробовать, все успеть. Когда я приняла свой ритм, стало хорошо и спокойно, я живу в гармонии.

Закат в Вотче.
Рассветный холод.

Север в тренде у художников Кристининого поколения. И не только потому, что избяная традиционная культура коми оказывается под угрозой натиска цивилизации. Все чаще творческая молодежь остается или возвращается в регионы, привлеченная интересными проектами, многие из которых поддерживаются на государственном уровне.

Говоря о «сыктывкарской школе» живописи, Кристина шутит: «У нас тут школа сыктывкарского университета».

Последний снег.

Кристина считает, что в Сыктывкаре свое, «тесное» творческое пространство. «Все мы учились у среднего поколения художников, а они в свою очередь – у старшего, поэтому связь очень прочная. Но если раньше преобладала классическая школа, то теперь мы делаем упор на декоративную школу, на новые формы, эксперименты, – считает художница.

Берег.

Говоря о творческих авторитетах, среди которых ее университетские преподаватели, а ныне коллеги, Кристина вспоминает, как на первом курсе попала на выставку Вадима Петровича Кононова, поразившую ее:

– Я увидела необычный колорит и большое уважение к изображаемому. С тех пор влюблена в творчество Вадима Кононова и рада, что мне немного удалось пообщаться с ним при его жизни. Вдохновляет творчество художников Станислава Торлопова, Вениамина Смирнова, Виталия Трофимова, Владимира Рохина, Сергея Добрякова, Анжелы Размановой.

Самоцвет.

Кристина убеждена, что в Коми очень сильные художники, особенно старшего поколения, и считает важным появление в Национальной галерее новой экспозиции «Коми. Человек. Ландшафт. Миф», на которой можно проследить становление искусства в Коми.

Полина РОМАНОВА

Проект реализуется при поддержке Национальной галереи Республики Коми.