Новые возможности для медицинских сервисов

Здравоохранение Коми переживает цифровую трансформацию

Чуть менее года назад в медицинских организациях республики началось внедрение единой цифровой платформы. Первые итоги работы такой большой и сложной цифровой системы обсудили в Сыктывкаре участники межрегиональной конференции «Цифровизация здравоохранения Республики Коми». Участниками мероприятия стали главные врачи и IT-специалисты поликлиник, больниц, представители региональных Минздрава и Минцифры, а также специалисты компаний «Ростелеком», «РТ МИС», «РТК Радиология», ГК «Цифромед».

Уход от старой модели

В наши дни система здравоохранения сталкивается с ежедневными вызовами, требующими от нее проактивных решений. Старая модель организации этой социальной сферы с традиционными амбулаторными картами уходит в прошлое. Скорость и удобство в работе с информацией и самыми разными документами все чаще обеспечивают современные цифровизированные медицинские сервисы.

Цифровизация медицины – это внедрение и применение информационных технологий (ИТ), цифровых сервисов, она затрагивает все процессы – от управления системой здравоохранения до практической деятельности врачей на местах. Цифровизация предполагает качественную трансформацию медицины, повышение ее эффективности за счет автоматизации, организацию четкой работы всех звеньев.

Потребность в в развитии цифровых медицинских сервисов усилила пандемия и возросшая нагрузка на систему оказания медицинской помощи. Кроме того, дает о себе знать и мировая тенденция на цифровизацию жизни – использование гаджетов, в том числе в вопросах заботы о здоровье, разработка и распространение многочисленных онлайн-сервисов, телемедицинские консультации, развитие систем искусственного интеллекта.

В этих вопросах большой акцент делается на импортозамещение. А спрос, как известно, рождает предложение. Уже год российские регионы, и Коми в их числе, используют созданную российскими IT-разработчиками Единую цифровую платформу (ЕЦП). Это сотни единиц вычислительного и телекоммуникационного оборудования, каналы связи, операционные системы и системы управления базами данных, прикладное программное обеспечение как на уровне централизованной системы, так и в каждой отдельно взятой медицинской организации. Основная задача этого сложного программно-аппаратного комплекса – быть удобным инструментом для ежедневной работы врачей.

Оптимизация процессов

Главное – в ЕЦП реализован электронный документооборот. Его основа – цифровая медицинская карта, где аккумулируются и в удобной форме отображаются результаты исследований, видны все назначения, записи и другая важная для доктора и пациента информация.

Порядка 4 тысяч медицинских работников в Коми уже прошли обучение, чтобы использовать максимум возможностей цифровой платформы. Разработчики не скрывают: врачам на первом этапе нужно привыкнуть к новому регламенту работы, «подружиться» с компьютером и незнакомой программой. Но эффект того стоит, уверен генеральный директор «РТ МИС» Александр Мартыненко.

Генеральный директор «РТ МИС» Александр Мартыненко

– Данная платформа — это цифровой помощник врача в решении рутинных задач, обеспечивающий удобство при работе с документами, экономию собственного времени, минимизацию ошибок, – поясняет он. – Система позволяет выстроить в регионе единые бизнес-процессы для оказания качественной и преемственной медицинской помощи. За время использования программы республика «выросла» в федеральном рейтинге цифровой зрелости, и это положительный результат. Вместе с тем есть понимание, какие проблемные моменты нам надо устранить, чтобы в 2024 году регион в полной мере ощутил результат от внедрения информационных технологий, направленных на повышение доступности медицинской помощи.

Важно, что в системе отображаются результаты исследований, видны все назначения, записи и другая важная для лечения информация. Платформа обеспечивает межведомственное взаимодействие, а также способствует достижению показателей федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе ЕГИСЗ».

На страже здоровья

Реальные изменения происходят здесь и сейчас. Они оказывают колоссальное влияние на качественную трансформацию отрасли и, как следствие, – на совершенствование лечебного процесса, качество обслуживания пациентов, а также управление системой здравоохранения в целом. Задачи, которые должна решить цифровизация здравоохранения, действительно масштабны: создание единой базы данных о здоровье, ликвидация очередей, выписка справок в электронном виде и другие усовершенствования системы позволят вывести работу по защите здоровья россиян на новый уровень, повысить качество жизни.

Еще одно ноу-хау, с которым врачей призывают знакомиться активнее, — интеллектуальные сервисы для принятия врачебных решений с профессиональными классификаторами и справочниками. После ввода диагноза, система, зная, что по отраслевым стандартам оказания медпомощи следует рекомендовать пациенту, предлагает назначения. В шаблонах медицинская организация может создавать и корректировать типовые пакеты назначений для диагноза или группы диагнозов. С такими «подсказками» на 70–90 процентов сокращается время, которое доктор тратит на выписку назначений и направлений.

Работа над совершенствованием цифровизации здравоохранения в Коми продолжается. Например, недавно регион заключил контракт на приобретение медицинского изделия с функцией искусственного интеллекта по прочтению маммографий. Стоимость проекта более 5 миллионов рублей.

Статистические данные помогают оценить выстроенные процессы и проделанную работу. Например, растет общее количество созданных в системе электронных медицинских документов, таких как протокол осмотра, осмотр в стационаре, дневниковая запись, эпикриз. Увеличивается количество зарегистрированных документов в федеральной подсистеме «РЭМД». Это означает, что врачи привыкают к системе и работают в ней интенсивнее. Возросло число записей на прием через портал «Госуслуги».

Алла ДВОЕГЛАЗОВА

Фото Марка ОНИКУЛА (СГУ им. Питирима Сорокина) и БНК