Главный музейный кот России

живет и «работает» в селе Выльгорт Сыктывдинского района Коми

Хорошо, что, подходя к крыльцу в сумерки, мы смотрели под ноги. У ступеней Музея истории и культуры Сыктывдинского района лежал трофей в виде… мыши. «Хороший знак, подумала я. – Значит, хозяин музея нас ждет».

Завидная карьера

«Хозяин» спустился со второго этажа, когда директор музея Владимир Муравьев уже рассказал историю взлета сельского учреждения культуры и подчеркнул роль в этом своего «коллеги». Коллега многозначительно поглядывал на нас со второй ступени лестницы и время от времени жмурился.

– А вот и наш генеральный директор, – представил его Муравьев, – Пас Налимов.

Фамилию кот получил в честь то ли знаменитого мастера балалаек Семена Налимова, уроженца здешних мест, то ли Эмилии Налимовой, основательницы музея. А имя Пас в переводе с коми означает «родовой знак».

Пас Налимов позволили взять себя на руки и почесать за ушком. Почему-то хотелось обращаться к нему на «вы».

Обычный кот, в жилах которого течет кровь невской маскарадной и бенгала, в выльгортском музее сделал головокружительную карьеру: за каких-то пять месяцев, с июля до декабря 2019 года, дорос до должности гендиректора, побывав младшим мяучным сотрудником, получив трудовую книжку и посетив все учебы по технике безопасности, компьютерной грамотности и прочие. И не важно, что прослушал он их, посапывая за партой.

– Паса нам подарили на юбилей. Ну что обычно дарят на юбилей? Картины, принтеры, чайники, ну автобусы, в конце концов. А нам – кота, – рассказывает Владимир Муравьев.

Шарль Перро знал, о чем писал, – вспоминала я в эту минуту младшего наследника мельника, которому достался кот, обогативший его. Дарительницей же кота Паса выступила тогдашний сотрудник районного управления культуры Светлана Анатольевна Береснева. Через пару лет вслед за котом она сама пришла на работу в музей.

Нельзя сказать, что директор музея принял тогда подарок с восторгом. Кот метит углы, портит вещи – это минус. Но есть всем известные эрмитажные коты, о которых пишут книги, – это плюс. Так рассуждал руководитель учреждения культуры. И решил рискнуть. Если бы Пас оказался не таким интеллигентным, как выяснилось впоследствии, он просто поселился бы у директора дома. Но Пас Налимов не испортил ни одной вещи, не пометил ни одного угла, не обидел ни одного посетителя, а с самого начала проявлял уважение к единицам хранения, вел себя с достоинством и чистоплотно.

Кот-экскурсовод

Так в Республике Коми появился единственный музей с сотрудником-котом. До появления Паса музей посещали десять тысяч человек в год, кот удвоил поток посетителей. Кто-то приходит сюда потискать котика и возвращается с друзьями, кто-то, полагая, что кот виртуальный, проверяет его «настоящесть». Свою роль сыграли и соцсети. Пас активно ведет страницу «ВКонтакте», привлекая подписчиков своеобразным чувством юмора. Пас – кот, который гуляет сам по себе. Появляется неожиданно, уходит по-английски. Любимые его места – верхняя полка в кабинете Владимира Муравьева, в Комнате семейных тайн и легенд и в зале этнографии в сундуке с вышитыми рушниками. Кроме того, есть укромные уголки, где он прячется, если в музее очень шумные группы. Кое-кто предлагает даже сделать отдельную экскурсию «Любимые уголки Паса Налимова».

Завсегдатай музея Марина Малахова даже подарила Владимиру Муравьеву портрет кота Паса Налимова – свою работу в технике батик.

О популярности Паса стало понятно в 2021 году, когда музей смог снова принимать посетителей после ковида.

– В музей пришла большая группа московских туристов, – вспоминает директор. – Первым делом один из гостей, солидный мужчина, спросил басом: «А где ваш кот?»

Уже пару лет как у Паса есть новая общественная нагрузка – экскурсовод. Пас всегда сопровождал директора, когда тот проводил экскурсии, и запомнил все точки, где останавливался Владимир Муравьев.

– Однажды группа задержалась и пошла по музею самостоятельно. Пас пошел с ними. Посетители ему: «Пас!». Он им: «Мяу!» Идет дальше, снова: «Пас!», он в ответ: «Мяу!». И при этом останавливается именно у тех экспонатов, где я обычно веду рассказ. Посетители были в восторге и рассказали мне, как кот провел им экскурсию, – рассказывает директор.

Бюджет на кота музей не выделяет, но любимчику приносят подношения жители Выльгорта, причем что попало кот не ест, только определенный, самый вкусный корм. Кроме того, котолюбивые благотворители подарили ему двухэтажную лежанку со спортивным кошачьим комплексом.

Пас и сторителлинг

У выльгортского музея огромная история. Теперь она обрастает и рассказами о «похождениях» музейного кота, который принес музею не только впечатляющие показатели по посещаемости, но и серьезные победы в профессиональных конкурсах. Несколько раз директор выступал с докладами по технологии сторителлинга, рассказывая о коте в разных городах России. И о его карьере, и о предпочтениях, и о том, как Пас «летал» из окон в погоне за птицами.

– На конференции в Калининграде я выступал последним, когда все уже устали, засыпали и мечтали только об обеде, организаторы даже попросили меня быть покороче, – рассказывает Владимир Муравьев. – В итоге мы с Пасом разбудили всех, коллеги устроили мне овацию, просили показать фильм, рассказать о коте. Я был потрясен.

Пас уже выиграл два серьезных музейных конкурса. В Зеленоградске Калининградской области, который называют «городом котов» в 2021 году занял второе место в международном конкурсе «Мой ласковый и нужный зверь», уступив тигренку. В награду Пасу прислали ошейник с янтарем и кошачью косметику. Однако второго места выльгортским музейщикам показалось мало, и они нацелились на победу. В Санкт-Петербурге в конкурсе-переписи «Котокультурная столица» Пас достиг цели, обогнав 67 котов из 17 городов России, в том числе знаменитых эрмитажных сородичей, и официально стал главным музейным котом России.

– Эрмитажные коты на нас немного обиделись, но ведь они просто ловят мышей, а наш кот – директор и экскурсовод, – рассказывает Владимир Муравьев.

Питерские параллели

Это сейчас Владимир Муравьев чувствует себя в своем музее как рыба в воде, а точнее как кот на охоте. А семь лет назад свое назначение воспринимал как отставку и ссылку. Шутка ли: в его послужном списке десятилетия работы учителем, завучем и директором школ, депутатство, руководство районным отделением «Коми войтыр», должность заместителя руководителя администрации Выльгорта и советника руководителя администрации Сыктывдинского района. Как советнику ему и дали задание найти для выльгортского музея нового директора.

– Никто не соглашался, все считали, что это работа неинтересная, скучная, для бабушек, которые вяжут и пьют чай. Поэтому «бабушкой» пришлось стать мне. Депутаты и коллеги удивлялись и не верили. Я плакал, когда шел сюда: не нашел – иди сам. Поддержала меня тогда известная общественница Эмма Налимова, крестная мать многих наших начинаний. Она подошла ко мне и сказала: «Тэ кындзи некод оз вермы (Кроме тебя никто не сможет)». И я пошел, – вспоминает директор о своем сложном решении.

С тех пор было сделано многое: завершен ремонт в музее, обустроены новые постоянные экспозиции: Комната семейных тайн и легенд, картинная галерея «Музей в музее», созданы инсталляции, как в музее «Эрарта» в Питере, и «живые» 3D-картины, в экспозициях представлены уникальные экспонаты. Например, только здесь можно увидеть сигудэк, сделанный в 1942 году в селе Помоздино из консервных банок. В музее в Выльгорте проходят уникальные проекты. Чего стоит только коллекция уникальных балалаек «русского Страдивари» Семена Налимова, предоставленная Шереметевским дворцом, или частная коллекция монет и бон сотрудника дворца, которую, в свою очередь, выльгортский музей передал для экспозиции в литературно-театральный музей имени Дьяконова в Эжве.

В Большом выставочном зале музея два месяца экспонировалась «Витебская акварель», а директор уже строит планы будущих проектов с музеями Белоруссии. Второе дыхание обрел и филиал музея – Ыбский историко-краеведческий музей имени Александры Куратовой. С легкой руки Муравьева и при поддержке краеведа Майи Бурлыкиной новый дом-музей – Прометея Ионовича Чисталева – появился в селе Нювчим.

Умение находить связи и параллели – конек директора. Кроме любви к котам – эрмитажным и местным – с Санкт-Петербургом сельский музей связывает имя архитектора Александра Холопова. Музей располагается в здании, спроектированном им более ста лет назад. Сам архитектор погиб в Ленинграде во время блокады. Шереметевский дворец на набережной Мойки, где расположен Музей музыки, давно оценил выльгортский музей как надежного партнера. Секрет такого взлета музея не только в том, что у него есть уникальный кот, но и в способности директора Муравьева видеть креативное в обыденном.

– Какое у тебя хобби? – спрашивают у меня. Мое хобби – моя работа. А когда они совпадают, тогда дело спорится, – говорит Владимир Муравьев

Полина РОМАНОВА

Фото автора и Музея истории и культуры Сыктывдинского района