Сорок лет в операционной
Большую часть жизни Александр Лебедев посвятил нейрохирургии
В 2023 году известный нейрохирург, руководитель профильного отделения Коми республиканской клинической больницы, кандидат медицинских наук, главный нейрохирург Республики Коми Александр Лебедев отметил 65-летие. Большую часть жизни он посвятил медицине. За это время врач провел свыше четырех тысяч операций на позвоночнике и головном мозге.
Ювелирное дело
В отделение нейрохирургии мы попали утром. Врачи, медсестры и санитарочки обходят больных, выполняя весь положенный медицинский церемониал. Руководителя отделения среди них не видно, но атмосфера порядка, строгости и в то же время доброжелательности указывает на то, под чьим началом работает команда.
В отделении нейрохирургии, на четвертом этаже республиканской больницы, врачи проводят практически все виды микрохирургических операций при опухолях головного и спинного мозга, в том числе с применением нейронавигации, эндоскопического оборудования, нейромониторинга. Выполняются операции микрохирургического клипирования аневризм сосудов головного мозга, а также все виды декомпрессивно-стабилизирующих операций на любых отделах позвоночника, включая чрезкожные малоинвазивные методики, операции при гидроцефалии, заболеваниях периферической нервной системы. И все это на самом современном уровне.
Вместе с фотографом направляемся к кабинету заведующего отделением. Александр Сергеевич у себя. Чуть улыбнувшись, кивает нам, но выражение его лица выдает: сейчас не до любезностей. К каждой операции, а в особенности сложной, Лебедев готовится: в тысячный раз пролистывает специальную литературу, просматривает видеозапись предыдущих аналогичных оперативных вмешательств.
Сегодня операционная бригада будет проводить новую для республиканской больницы операцию. У пациентки редкий диагноз, предстоит удаление кранио-орбитальной менингеомы, то есть доброкачественной опухоли, которая проросла из головного мозга через заднюю стенку глазницы и значительно сдавила глазное яблоко. Чтобы добраться до новообразования, врачам предстоит произвести временное удаление скуловой кости, выполнить основной этап операции удаления опухоли и так называемого гиперостоза орбиты, а затем вернуть кость на место, зафиксировав ее специальными мини-пластинами. В операционной будет работать целая команда специалистов: нейрохирурги, электрофизиолог, челюстно-лицевые хирурги, анестезиологи, операционная сестра – всего 9 человек, а операция может продлиться до 7–8 часов.
– Нейрохирургия – непредсказуемая специальность, во время операции может произойти непредвиденное осложнение, и мне важно морально и технически быть готовым к этому, – объясняет уже по пути в операционную Лебедев. Здесь я живу по принципу: «Любое дело, а операцию особенно, нужно делать качественно либо не браться вовсе». В работе я очень строгий и требовательный, но в такой же степени требователен и к самому себе. Анархии в нейрохирургии быть не может, мы занимаемся слишком серьезным и сложным делом. Все должно быть по правилам, по стандартам не мной написанным, а специализированным медицинским сообществом. Но все нюансы нейрохирургии в стандарты не уложить, есть необыкновенное поле для развития и творчества. В нашей работе нужны глубокие знания специальности, анатомии, немалое терпение, выносливость и … доброе, внимательное отношение к пациентам. Чем и отличаются доктора нашего отделения.
Облачившись в хирургический костюм, Лебедев обрабатывает руки и входит в операционный зал. Здесь его ждет пациентка и дружная команда профессионалов. Свое дело врач сравнивает с игрой оркестра и работой ювелира. В операционной тоже присутствует виртуозность, но она размеренная, неспешная и тонкая, как в ювелирной мастерской, основанная на знаниях анатомии и колоссальном врачебном опыте.
Врачебная династия
Это сегодня нейрохирург Лебедев – светило медицины, но этого могло и не быть, ведь в детстве мальчик Саша мечтал стать шофером грузовичка. Врачебная династия Лебедевых началась еще в середине ХХ века с родителей нашего героя. Отец Сергей Иванович работал главным санитарным врачом Корткеросского района, потом возглавлял райотдел здравоохранения. Позже, когда семья перебралась в Сыктывкар, Лебедев-старший работал заместителем министра здравоохранения Коми АССР. Его супруга Валентина Евгеньевна почти 15 лет работала фельдшером на предприятиях столицы региона, а потом еще более 10 лет – главной медсестрой городской поликлиники №1, была депутатом городского Совета нескольких созывов. Выйдя на пенсию, она возглавила совет ветеранов поликлиники. И, конечно, была хранительницей семейного очага.
– Мама умела создать уют и комфорт. Мы с сестрой чувствовали любовь к нам, отцу, а потом – к внукам, правнукам. При этом всегда оставалась строгой и принципиальной. Она для нас пример уважительного отношения к людям. В этом году мамы не стало… – рассказывает Александр Сергеевич. – Отец же совершенно другого склада человек. Он был уверен, что лучшим воспитанием является собственный пример, а не слова. Именно он привил нам с сестрой любовь к природе. Старался при каждом удобном случае взять меня на охоту или рыбалку, очень хотел по-настоящему привлечь к этому делу. Но не получилось из меня ни охотника, ни рыбака. Как говорится: каждому свое.
Именно Сергей Иванович заинтересовал сына медициной. Разделывая тушку зайца, он показывал, где находится сердце, где печень, селезенка, как выглядят легкие. Саша не боялся крови. Наоборот, увиденное подтолкнуло к чтению медицинской литературы, а впоследствии – и к поступлению в медицинский институт, где к тому времени уже училась сестра Наташа.
Помимо любви к медицине Александр Сергеевич унаследовал от отца страсть к «тихой охоте». Поездка в лес для нейрохирурга Лебедева – это физическая потребность. Там можно отвести душу, побродив пару часов, часто даже до работы. Это лучший способ расслабиться, сбросить напряжение.
«Наполеон» для профессуры
В студенчестве Александру без труда давались анатомия, латынь, очень нравились клинические дисциплины, кардиология. Уже на первых курсах студент определился с будущей специализацией, выбрав хирургию. И после окончания Архангельского медицинского института в 1981 году вернулся в Сыктывкар, где в Коми республиканской больнице приступил к интернатуре по хирургии. В это же время в главной больнице региона появилась вакансия по нейрохирургии: тезка и однофамилец нашего героя Александр Витальевич Лебедев уехал в Горький. Так начался долгий нейрохирургический путь Александра Сергеевича Лебедева.
В советскую бытность ему часто случалось посещать районы республики с санитарной авиацией. Бывало, улетал на задание в Инту, а оттуда вертолетом в Усинск, а затем еще и в Усогорск. Александр Сергеевич говорит, что эта работа в чем-то имела дух приключений и романтики, да и лучше узнать республику было интересно. А сколько друзей среди коллег в районных больницах приобрел доктор Лебедев в таких поездках!
Он вспоминает случай, который произошел в середине 80-х годов. Тогда автомобильного моста через реку Вымь еще не было. Летней ночью молодой врач возвращался с вызова, и, чтобы пересесть в другую машину скорой помощи уже по эту сторону реки, нужно было пешком пройти по железнодорожному мосту. В одной руке – чемоданчик с хирургическими инструментами, в другой – дипломат. Ближе к середине моста врач услышал гудок приближающегося поезда. Осознав, что пересечь мост до приезда состава он не успевает, Лебедев бросил под ноги багаж, одной рукой держал шляпу, а другой прижался к железным перилам моста. На полном ходу, на расстоянии всего двух метров пронесся товарный состав. Но приключение с риском для жизни закончилось благополучно и сейчас вспоминается как интересное путешествие.
Отработав восемь лет в нейрохирургическом отделении, а к этому времени в семье Александра и Ольги Лебедевых уже подрастали сын и дочь, нейрохирург на два года поехал в Санкт-Петербург в клиническую ординатуру. Желание учиться было очень велико, и это помогло преодолеть трудности длительной разлуки с семьей.
Это было начало 90-х годов. Зарплату задерживали, с продуктами было туго, их отпускали по талонам. Свою жизнь в общежитии нейрохирургического института имени профессора А. Л. Поленова иногородние ординаторы начали с ремонта. После этого поняли, что даже в такое непростое время есть потребность делать праздники. А какой праздник без кулинарных изысков? Александр Сергеевич оказался не только хорошим врачом, но и способным кулинаром. Пусть не часто, но любили захаживать в гости к ординаторам уважаемые профессора и преподаватели института. Фирменные блюда Лебедева: шаньги на тонкой корочке или картофельные лепешки научила готовить мама, а торт «Наполеон» – десерт высотой в 12 коржей – научила печь жена. Ольга Николаевна Лебедева, помимо того, что прекрасная хозяйка, более 15 лет возглавляет Республиканский клинический перинатальный центр, является главным внештатным акушером-гинекологом Минздрава Коми.
Сегодня фирменными лепешками Лебедев балует своих внучек. Их у Ольги Николаевны и Александра Сергеевича четверо. Младшие девочки, кстати, тоже заинтересованы медициной, а старшей интересна физика. Видимо, сказываются гены: сын Лебедевых Сергей Александрович работает специалистом по информационным технологиям. Дочь родителей-врачей Наталья Александровна закончила ординатуру по психотерапии и сейчас развивается в этой области, достигая немалых высот.
Был случай
Еще в 1993 году Лебедев возглавил нейрохирургическое отделение, а спустя 13 лет – всю республиканскую больницу. Административная работа отнимает много сил, притупляет хирургические навыки, поэтому Александр Сергеевич сделал выбор в пользу практической медицины. В 2009 году нейрохирург вернулся в родное отделение, которым в общей сложности руководит уже 30 лет. «Когда судьба меня вернула в нейрохирургию, я понял, что в кресле нейрохирурга у операционного стола мне значительно комфортнее. Это мое призвание», – говорит врач.
Нередко операция длится до 8–10 часов. Александр Лебедев никогда не забудет историю, как на протяжении 16 часов оперировал опухоль основания мозга. По ходу операции менялись операционные сестры, анестезиологи, но нейрохирурги Александр Лебедев и Владимир Какоричев продолжали делать свое дело.
– Уже после операции многие спрашивали: а как же вы, врачи, шестнадцать часов ели, пили и все остальное? Есть – не ели, а пить – пили. До сих пор помню вкус и прохладу дистиллированной воды. Она полностью утилизируется в организме и не просится наружу, – рассказывает эту удивительную историю Александр Сергеевич. – В те времена еще не было операционного микроскопа, специального кресла с подлокотниками, и мы, хирурги, часами держали руки на весу, увеличивая нагрузку на мышцы спины, шеи. Вспоминаю заботливые руки анестезиолога Ивана Могилевцева, который в небольших перерывах по ходу операции прямо в операционной делал мне массаж спины.
Головной и спинной мозг – самые сложные анатомические структуры. Проверки на прочность жизнь регулярно подбрасывает операционной бригаде. Любопытный случай произошел несколько лет назад, когда в разгар пандемии нейрохирургическое отделение, как и вся больница, были ковидным госпиталем, экстренные нейрохирургические операции при сосудистой патологии выполнялись в условиях кардиодиспансера. Во время одной из операций у пациента случился разрыв аневризмы внутренней сонной артерии головного мозга. В доли секунды операционное поле залило кровью. Но на этом злоключения не закончились: в тот же момент погасла лампочка микроскопа! Глядя в окуляры прибора, нейрохирург Лебедев подумал, что он ослеп. В стрессовой для всех ситуации быстро среагировала операционная сестра. Она моментально подскочила к микроскопу и перезагрузила его, запустив запасную лампочку. Пока это происходило, хирург фактически на ощупь сумел наложить временный клипс и остановить кровотечение. На все ушло не больше минуты. После включения микроскопа операцию успешно завершили.
– С аневризмой мы справились, пациентка благополучно поправилась и сейчас с ее здоровьем все хорошо. Прошло уже несколько лет, но она, кстати, так и не знает о форс-мажоре в операционной. А у меня седых волос прибавилось, – улыбается нейрохирург.
Счастливые люди
Важной и неотъемлемой частью своей работы нейрохирург видит психологическую подготовку пациента к операции. Свое спокойствие, уверенность в том, что все получится, Лебедев старается передать пациентам. Правильный настрой помогает человеку мобилизовать свои ресурсы перед операцией.
– Иногда близкие пациентов просят меня «получше полечить» родного им человека. Но в этом нет необходимости. Всегда считал и считаю, что успех приходит только тогда, когда ты всех лечишь одинаково, вне зависимости от социального положения, статуса и регалий пациента, – объясняет нейрохирург.
Вот и в студенте Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. Ильи Репина, которому Лебедев в середине 1980-х годов оперировал повреждение нерва правой руки, он видел обычного пациента. После операции паренек еще несколько недель ходил с загипсованной правой рукой, но левой в знак благодарности нарисовал карандашом галерею портретов врачей и медсестер, которые его лечили. Спустя годы имя этого пациента, скульптора-монументалиста Анатолия Неверова, узнает вся республика.
Кстати, тот самый рисунок карандашом Лебедев до сих пор хранит в своем кабинете. А несколько лет назад Анатолий Неверов увековечил образ своего спасителя в скульптуре. Бюст нейрохирурга, распростершего руки, представили на выставке в Национальной галерее Республики Коми.
Творчество, спорт – те занятия, которым Лебедев любит посвящать свободное время. В разные периоды жизни увлекался коньками, туризмом, баскетболом, теннисом, футболом, играл на гитаре, был активным участником хора республиканской больницы, стал соавтором книги о нейрохирургическом отделении. А еще Александр Сергеевич любит путешествовать. В этом году вместе с супругой, а также другом Евгением Кокаревым, его женой Еленой в очередной раз побывали в Кисловодске.
– С Женей нас связывает полувековая дружба, которая началась еще в студенчестве, – рассказывает Лебедев. – Мы всегда придумываем что-то интересное: объездили полсвета, побывали на плато Маньпупунер, осуществили восхождения на вулканы Камчатки, совершили конный поход и сплав на Алтае. А еще любим вместе петь, гитара всегда сопровождает нас в путешествиях, даже записали в студии песню собственного сочинения. А в этом году вместе с любимыми женщинами решились на необычный поход. Захотели на вершине горы Большое Седло и на фоне Эльбруса встретить рассвет. Пришлось встать ночью и впотьмах подниматься в гору высотой 1410 метров. Вы спросите: зачем все это, ради эмоций? Отчасти да. Для творческих и романтичных людей без эмоций – никуда. Мы получили неимоверную радость от этого события. На горе в лучах рассвета на фоне Эльбруса признавались в любви и благодарили судьбу, что мы есть друг у друга. Вот и получается, что мы просто очень счастливые люди…
Анастасия ПОЗДЕЕВА
Фото Сергея Зиновьева и из архива Александра Лебедева