Наука и бизнес через дефис

Биотехнолог Татьяна Щемелинина доказывает, что научные разработки могут иметь успех на потребительском рынке

Кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института биологии Коми научного центра УрО РАН Татьяна Щемелинина весной этого года стала лауреатом регионального этапа конкурса Национальной премии в области предпринимательской деятельности «Золотой Меркурий» по итогам 2022 года. Компания по производству биотехнологических продуктов «БИОЭКОБАЛАНС», созданная ею, признана «Лучшим малым предприятием в сфере инновационной деятельности». Сфера научных интересов Татьяны – экологическая биотехнология, агробиотехнология, а последние пять лет – космецевтика.

Как на дрожжах

В лаборатории Института биологии Коми научного центра, куда мы пришли на встречу с Татьяной Щемелининой, как раз устанавливали новый микроскоп. Настройщик из Москвы обучал сотрудников работать с оборудованием стоимостью около миллиона рублей, и настроение среди коллег было приподнятое.

– Это первое обновленное оборудование в нашей лаборатории, гораздо мощнее прежнего. Раньше нам приходилось окрашивать штаммы специальными реактивами, чтобы увидеть их, а этот микроскоп сразу показывает их в цвете, ведет фото- и видеосъемку, – рассказывает Татьяна Щемелинина.

В отдельном помещении в лаборатории на полках холодильника зреют микроорганизмы, которым может навредить присутствие постороннего человека. Нежного розоватого цвета, они издают легкий кисловатый запах. Это дрожжи, которые участвуют в числе прочего в создании продуктов, нейтрализующих последствия нефтеразливов.

С наукой Татьяна Щемелинина связала свою жизнь еще в 1993 году, когда пришла работать в Институт биологии, параллельно получая образование в Сыктывкарской лесотехнической академии, а в 2008 году получила кандидатскую степень. С тех пор она занимается разработкой и продвижением биотехнологических продуктов на основе нетоксичных микроорганизмов. В числе ее разработок биопрепарат «БИОТРИН» и биогеосорбент «ГЕОЛЕКС®». Они предназначены для очистки нефтезагрязненных объектов, ликвидации последствий аварийных ситуаций на нефтепромыслах, трассах нефтепроводов и пунктов складирования нефти и нефтепродуктов. Научные исследования в этом направлении проводились более семи лет. Чтобы доказать эффективность и безвредность биопродуктов, проведена токсикологическая экспертиза. По итогам исследований были получены патенты, экологический сертификат, товарный знак. Биопрепарат и биогеосорбент выведены на рынок.

На основе отходов

Проект, над которым сейчас работают в лаборатории, связан с утилизацией нефтяных шламов и ликвидации нефтяных разливов.

– Да, нефть можно собрать с поверхности, но это все куда-то вывозится, и образуются нефтяные шламы. Обычно их сжигают, что очень неэкологично. У нас же есть разработки по правильной утилизации нефтяных шламов. Это процесс компостирования с применением микрорганизмов-нефтедеструкторов. Конечно, это не будет грунт, в который можно сажать помидоры, но он уже нетоксичен и неопасен. Уровень опасности снижается со второго-третьего до пятого класса, все зависит от содержания нефти и других токсичных веществ в шламах, – поясняет Татьяна Николаевна.

Кроме того, сейчас биотехнолог и ее коллеги выполняют госзадание, связанное с разработкой биотехнологических продуктов на основе кородревесных отходов. В результате будет получена земляная смесь с нанесением на нее микроорганизмов- биостимуляторов для получения агробиопродуктов. Это даст возможность превратить отходы в органические удобрения, заменяя химические. Правда, даже при достижении высоких результатов продвинуть продукт на рынок будет непросто. Чтобы научные разработки дошли до потребителя, необходимы немалые вложения, связанные с подготовкой документации, сертификацией, регистрацией в Минсельхозе, двухлетними экспериментами на специальных научных площадках, которых у нас в республике нет.

Чтобы не было обидно

Татьяна Щемелинина говорит, что первична для нее прикладная наука, надо понимать, где могут применяться ее разработки.

– Если говорить об экологии, очень много препаратов разработаны, но не доведены для потребителя. Вот мы разработали, а дальше что? Не хватает бизнес-составляющей. Патент часто становится последней стадией на этом пути. И однажды мне стало обидно, – описывает Татьяна Щемелинина начало своего бизнес-пути. – Моя коллега, кандидат биологических наук Мария Юрьевна Маркарова сотрудничала с производственной фирмой, так что опыт и наставник у меня были. Но, к сожалению, биопрепарат «Универсал» сошел с рынка. Поэтому был разработан новый биопрепарат с большими экологическими возможностями за счет включения в него микроводорослей. В составе хлореллы чего только нет: и белки, и макро- и микроэлементы, все витамины, жирные кислоты, ферменты. Эти удивительные микроводоросли используются и в фармации, и в сельском хозяйстве, и для получения биодизеля.

Что касается космецевтики, которая отличается от косметики содержанием исключительно натуральных ингредиентов, микроводоросли в составе препаратов не только поддерживают состояние кожи, но и улучшают, лечат ее. Клиенты Татьяны, попробовав продукцию «БИОЭКОБАЛАНСа», отказываются от корейской косметики, которая славится своим высоким качеством. На продукты компании получены декларации на основе протоколов анализов. В линейке «Биоэкобаланса» – крем, тоник, скраб, маска для лица, шампунь и бальзам для волос. Сейчас получают необходимые документы еще пять препаратов: жидкое и твердое мыло, гель для лица, губная помада, тоник для ухода за волосами.

До и после проведения испытаний на нефтезагрязненной почве биогеосорбента «ГЕОЛЕКС» и биопрепарата «БИОТРИН».

Глина плюс водоросли

Свой бизнес Татьяна Николаевна называет «научное хобби». Все началось пять лет назад с глинистой маски. Инновационный биогеосорбент «Геолекс», предназначенный для обработки загрязненных нефтью почв и вод, который разработала Татьяна Щемелинина, состоит из глауколинового песка и нанесенных на него микроорганизмов. Она обратила внимание на особенную гладкость рук после работы с ним.

– Я подумала: а почему бы глину не использовать вместе с микроводорослями – для лица? Заказала глинистую фракцию глауконита, нанесла туда микроводоросли, испытала на себе. Потом стала искать патенты: на микроводоросль есть, на глину есть, на их сочетание – нет. Запатентовала, – рассказывает ученый. – А дальше не знаю, что делать, дальше я не умею. Нужны какие-то баночки, декларации, сбыт. За год до получения декларации я попыталась пройти по магазинам в Сыктывкаре, везде отказывались брать нераскрученный товар. В одном магазине мне сказали, что баночки плохие и дали ссылку на емкости. Мы закупили, но не самые лучшие. Многие мне говорят, что наш продукт гораздо лучше емкостей, в котором он содержится. Мы рассматривали переход на другие, но пока это очень дорого для нас.

Мыло ALGIT-M.

Что касается водорослей, то не надо путать их с теми, что красиво колышутся под водой в наших озерах и реках. Это – макроводоросли. Татьяна Щемелинина имеет дело с их «братьями меньшими» – микроводорослями.

– Природа нам дает все для красоты и жизни, просто мы не умеем брать, не считываем пользу. Любая качественная натуральная косметика изготовлена не из химии, а из растительного сырья, – говорит Татьяна.

Свое предприятие «БИОЭКОБАЛАНС» Татьяна Николаевна вместе с мужем открыла в 2015 году, выиграв грант. Это позволило закупить необходимое оборудование, реагенты и начать свое дело. После космецевтического «пионера», которым стала глинистая маска для лица, появился тоник. Живая хлорелла термически обрабатывается, чтобы клеточка разорвалась и оттуда «вышли» все нужные элементы, полезные для кожи. Шампунь и бальзам по заказу «БИОЭКОБАЛАНСа» делают на производстве в Барнауле. Кроме водорослей, в их состав входит кора дуба. К сожалению, пока в Сыктывкаре нет хорошего технолога по косметике. На эту специальность Татьяна Щемелинина нацеливает молодежь, обучая младших коллег своему делу.

Космецевтика на основе микроводорослей Chlorella vulgaris.

Наука или бизнес?

Совмещать науку и бизнес сложно, признается Татьяна Николаевна. Приверженцы ее дела, выходцы из Сыктывкара, продвигают косметику в столицах. Магазин, который торгует экокосметикой, есть в Москве, можно встретить ее и в Петербурге. Магазин в Архангельске тоже расширил ассортимент за счет натуральной косметики из Сыктывкара. Заказать ее можно ВКонтакте, найти на ярмарках. Несмотря на сложности с маркетингом, Татьяна Щемелинина называет себя предпринимателем-ученым, через дефис.

– Мне удалось перестроиться. Это связано и с работой в Коми научном центре, где мы работаем по хозяйственным договорам с промышленными предприятиями под их заказы, – говорит она. – Иногда, особенно крупные предприятия, заказав исследования и получив научные-практические результаты, в дальнейшем не пользуются нашими разработками и рекомендациями. Но есть и позитивные примеры. Отличным опытом успешного сотрудничества со средним бизнесом можно считать исследование кофейной шелухи и квакеров, остающихся после обжарки зерен, для компании «Кофе Плюс», больше известной по бренду «MakBush». На основе этих органических остатков получилось прекрасное удобрение, которым можно не только питать растения, но и использовать в качестве комбикорма для животных. В их составе, кроме кофейной шелухи, снова микроводоросли и глауконитовая глина как прекрасный связующий элемент. Экоаналитическая лаборатория Института биологии Коми НЦ УрО РАН провела исследования кофейной шелухи на присутствие тяжелых металлов, полиароматических углеводородов. Результаты очень хорошие, ничего вредного в кофейных отходах не оказалось. Кофейная шелуха может применяться и в косметике, и для изготовления бумаги, из которой можно делать стаканчики для того же кофе. Мы остановились пока на гранулах – органоминеральном удобрении. А предприятие «Кофе Плюс» уже закупило оборудование для его производства.

Татьяна Щемелинина – лауреат регионального конкурса «Золотой Меркурий».

Натуральное, инновационное, наше – так можно охарактеризовать дело Татьяны Щемелининой. Она продвигает его с увлечением и профессионализмом, без сторонних вложений. Возможно, в будущем потенциал уникального бизнеса ученого оценят на уровне региона, а инвестиции помогут ему вырасти в большое предприятие. Пока же оно остается примером успешного, но небольшого научного предпринимательства.

Полина РОМАНОВА

Фото автора, ИА «Комиинформ» и из архива Татьяны Щемелининой