«Чем больше движения, тем интереснее»

Начальник станции Сыктывкар Сергей Малых пришел в профессию по стопам родителей

60 лет назад, 2 февраля 1964 года, в Сыктывкаре открылось новое здание железнодорожного вокзала на месте временного деревянного строения. А сама станция Северной железной дороги появилась в городе с открытием в 1961 году движения поездов по новой ветке Микунь – Сыктывкар. Последние 10 лет железнодорожную станцию Сыктывкар возглавляет Сергей Малых.

Наш разговор с начальником железнодорожной станции Сыктывкар то и дело прерывают тепловозные гудки и телефонные звонки. Сергей Малых, отец троих сыновей, живет и работает в Сыктывкаре с 2014 года. Урожденный котлашанин, он продолжил родительскую династию и надеется, что по его стопам пойдет и средний сын Ярослав, который сейчас служит в армии.

Сергей Малых начинал карьеру железнодорожника в родном Котласе. «Передо мной не было выбора, я не рассматривал никаких других вариантов, кроме железной дороги», – рассказывает он. Учила дорога, пример родителей и их коллег. До сих пор, проезжая мимо Котласа по служебным делам, он с теплотой смотрит на окна второго этажа старого деревянного дома с печным отоплением прямо у станции. В свое время отцу Сергея не раз предлагали квартиру, но он, убежденный коммунист, раз за разом отказывался от жилья в пользу тех, «кому хуже». И в школу, и в армию, и на работу, и под венец под стук колес Сергей уходил из этого дома.

Сергей Малых – представитель второго поколения железнодорожной династии. «Служебный роман» его родителей начался с производственных разногласий: ревизор движения Борис Малых приехал с проверкой на станцию Сулонда, где несла дежурство будущая мама Сергея. Разрешился конфликт свадьбой. Сразу после окончания школы Сергей начал свой многолетний путь по железным дорогам страны. Первой ступенью в карьере стала должность станционного работника. Вчерашний школьник выносил шлак, помогал на погрузке-выгрузке багажа. С самого детства много путешествовал. И сейчас лучшим отдыхом для него остается долгое путешествие с семьей на поезде.

После армии Сергею Малых предложили устроиться приемосдатчиком груза и багажа в поездах – должность посерьезнее, для которой требовалась и учеба, и сдача внутреннего экзамена. Целых пятнадцать лет колесил он на поездах «багажником», по полмесяца не бывая дома. Архангельск, Киров, Воркута, Москва, Санкт-Петербург, десятки станций поменьше: северная Россия оживала перед ним в пейзажах за окном, характерах пассажиров. За это время успел жениться и дважды стать отцом, окончить железнодорожный вуз с красным дипломом.

На следующий день после получения диплома Сергей Малых пошел на повышение, перейдя в службу движения, где тоже попробовал на себе практически все должности. Работал, как мама, дежурным на станции, потом – начальником станции. Затем, как отец, стал ревизором движения. Главная обязанность ревизора – обеспечение безаварийной работы на своем участке.

– Железнодорожные правила и инструкции «написаны кровью», – говорит Сергей Малых. – Неслучайно книга, которая их содержит, десятки лет была красного цвета. Любое нарушение может привести к трагедии. Прежде всего на железной дороге – дисциплина.

Станция Сыктывкар, которую возглавляет Сергей Малых, – тупиковая, но очень непростая. Тут формируются пассажирские поезда по разным направлениям: в день в среднем пять пар составов. Это видимая сторона работы железнодорожников. На несколько километров от перрона простираются три десятка путей необщего пользования – то, что не видно глазу пассажира. Не видно, но слышно: жители улицы Морозова, которая раньше называлась Привокзальная, даже по ночам слышат, что на станции не прекращается работа: формируются грузовые составы.

– Перевозим все: контейнеры, топливо, бензин, лесные грузы, продовольствие. Сюда их везут машинами, перегружают – и дальше на поезде. Новороссийск, Владивосток, Наушки, Забайкальск, Гродеково, Монголия, Китай, Казахстан – через всю Россию отправляются грузы из Сыктывкара, – рассказывает Сергей Малых.

Сюда прибывают и локомотивы, чтобы подготовиться к очередному рейсу. Машинисты и их помощники из других городов ждут своего отправления и набираются сил в Доме отдыха локомотивных бригад. Работает снегоуборочная техника, несут вахту сотрудники погрузочно-разгрузочной и вокзальной служб, службы автоматизации и централизации, энергетики, связисты, путейцы, проводники, вагонники. Сыктывкарский железнодорожный узел – настоящий город в городе – динамичный, современный, со множеством молодых сотрудников, общее число которых доходит до тысячи.

А еще Сыктывкар – своего рода «ретростанция», где до сих пор действуют ручные стрелочные переводы. В отличие от станций с централизацией, где перевод стрелок осуществляется автоматически, с пульта, в Сыктывкаре дежурные стрелочного поста вручную переводят их до семидесяти раз в смену. Это значит, что в любую погоду стрелочник очищает механизм от снега, освобождает от наледи, снимает закладку, переводит стрелку, ставит закладку, убеждается в прочности прилегания – и только тогда докладывает дежурному по станции о готовности путей к движению состава или локомотива.

В остальном на железной дороге изменилось практически все – и прямо на глазах нынешнего начальника станции. Прежде всего сервис, скорости доставки, мощности, работа служб, распределение обязанностей. Прямые контейнерные поезда уходят отсюда в разные концы России. Скоростное движение связало Сыктывкар с Усинском. Появились туристические маршруты, например, летний ретропоезд Сыктывкар–Микунь на паровозной тяге. И даже колеса уже не стучат так, как прежде, благодаря бесстыковым рельсам, сваренным между собой.

Не первый год по железным дорогам России колесят «поезда не для путешествий». С особым волнением Сергей Малых ждет прибытия на станцию Сыктывкар Поезда Победы и Поезда воинской славы Минобороны России, поликлиники на колесах и передвижной резиденции Деда Мороза. Хлопот с ними немало. Когда ждали поезд Деда Мороза, работники станции с точностью до сантиметров вымеряли длину платформы, чтобы разместить сцену и вагон с зимним волшебником прямо напротив зрителей. Не зря старались. В этот день на перроне станции Сыктывкар только по официальным данным побывали 9563 человека.

– Чем больше движения, тем интереснее работать, – говорит Сергей Малых.

Полина РОМАНОВА