Ольга Сосновская: «Если Бог дал голос, им надо делиться»
Международному конкурсу юных вокалистов на приз Ольги Сосновской исполнилось 30 лет: первое творческое состязание состоялось в Инте 8 мая 1993 года. Мы встретились с солисткой Театра оперы и балета Республики Коми, заслуженной артисткой России, народной артисткой Республики Коми Ольгой Сосновской, чтобы вспомнить, с чего конкурс начинался и к чему пришел, чем стал для самой певицы, Республики Коми, России и зарубежья.
– Ольга Александровна, как родился этот конкурс?
– В 1992 году, после моих гастролей в Инте, где я выросла, Александру Дмитриевичу Подушко – заведующему хоровым отделением городской музыкальной школы и председателю музыкального общества Инты, фанату академического вокала – пришла идея провести I Интинский открытый городской конкурс юных вокалистов на приз Ольги Сосновской. Я была немного обескуражена, приятно удивлена, но сама идея понравилась. Я очень благодарна и Александру Дмитриевичу, что он все это придумал, и тогдашнему мэру Инты Александру Николаевичу Попову, который эту идею поддержал. В 1993 году состоялся первый конкурс. Было всего 12 участников, не было возрастных групп, определили троих победителей, призами были игрушки, вазы. Я тоже привезла свой приз – кажется, мягкую игрушку. Прошел конкурс весной, это потом мы перенесли его на октябрь-ноябрь, чтобы использовать осенние каникулы. Кстати, приз зрительских симпатий в том году завоевал Михаил Журков, который впоследствии стал солистом Театра оперы и балета Республики Коми, а сейчас он солист Чувашского государственного театра оперы и балета.
В 1994-м состоялся второй конкурс, третий прошел уже в 1996-м: мы решили проводить его раз в два года. На него приехали конкурсанты из Ухты, Воркуты, Печоры и других городов республики. В 1998-м к конкурсу присоединился мой муж Владимир Юрковский, и с этого момента основным организатором конкурса стал «Продюсерский центр Владимира Юрковского». Я как раз тогда в феврале родила нашего младшего сына Алешу, и через полгода мы с ним на руках помчались в Инту. На этом, четвертом, конкурсе участники разделились на две возрастные категории, к нам стали приезжать из других регионов России.
С каждым новым конкурсом появлялись новые призы, хорошие подарки – например, отдых в летних лагерях Республики Коми и даже зарубежные путевки в Венгрию, во Францию. В 2005 году наш конкурс вошел в Ассоциацию музыкальных конкурсов России.
В 2008 году конкурс сделал крутой поворот. Он переехал в Сыктывкар, а его основной площадкой стала Гимназия искусств при Главе РК имени Юрия Спиридонова. Увеличился денежный призовой фонд, стали проводиться мастер-классы членов жюри, концерт членов жюри на открытии конкурса в театре оперы и балета. В 2012 году участники разделились на четыре возрастные категории – от 9 до 20 лет, мы придумали телефонное голосование с выкладыванием всех конкурсных выступлений на наш YouTube-канал.
Следующей очень важной вехой конкурса стало его «путешествие» в 2013 году, когда ему исполнилось 20 лет. В честь своего юбилея конкурс впервые выехал за пределы Коми и был проведен сразу в двух регионах России – в Красноярске и Петрозаводске. И сегодня с гордостью могу сказать, что наш конкурс – единственный путешествующий в России! В Красноярске нас приняла Академия музыки и театра (ныне Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского), а в Петрозаводске – моя родная консерватория, где я обучалась после окончания Республиканского училища искусств. И я очень благодарна тогдашним ректорам этих вузов: Константину Александровичу Якобсону в Красноярске и Владимиру Александровичу Соловьеву в Петрозаводске.
– Видимо, я не ошибусь, предположив, что следующим этапом стал масштабный проект «Юбилейный транзит», поддержанный Фондом президентских грантов.
– В 2018 году конкурс отметил свое 25-летие, и наградой к этому юбилею стала победа в конкурсе президентских грантов. В следующем году учредитель конкурса некоммерческий культурный фонд «Международный культурный фонд «Классика и современность», выиграл уже два больших гранта: Министерства культуры России в рамках нацпроекта «Культура» и вновь президентский! Благодаря этим достижениям и в честь 100-летия Республики Коми и появился долгосрочный проект «Международный конкурс юных вокалистов на приз Ольги Сосновской – юбилейный транзит 2019–2021». По плану мы должны были за три года провести пять конкурсов, причем в разных городах: вновь в Красноярске, впервые в Санкт-Петербурге и Краснодаре, затем в Сыктывкаре. Финальный конкурс проекта должен был состояться в Москве. Задумка была грандиозная! И в 2019 году мы еще успели в Красноярске и Санкт-Петербурге провести конкурсы в очном формате.
– Но в 2020 году мы узнали слово «ковид»…
– Да, появились ограничения и самоизоляция, закрылись границы… А у конкурса – сроки, которые по условиям гранта надо соблюдать. Да и наши участники готовились. Сроки конкурса в Краснодаре переносились дважды, сначала с марта 2020 года на сентябрь, затем на март 2021-го. Но в Сыктывкаре в 2020 году мы конкурс все-таки провели. И это был первый дистанционный. Мы очень волновались, как все пройдет, но наша команда во главе с Владимиром Юрковским справилась с этой сложной задачей.
Это был новый формат не только для участников, педагогов, родителей, но и для нас, организаторов, членов жюри. Честно скажу, было и непривычно, и страшновато, и трудности свои в этом были. Это был конкурс не столько голосов, сколько акустик – тех помещений, где ребята записывали свои конкурсные выступления. Ведь есть разница: дома сделана запись, в учебном классе или зале. Я по опыту знаю, что на запись лучше ложатся «маленькие» голоса, а «большие» – с трудом. Их не слышно в этой аппаратуре, они не могут через видео прозвучать во всю силу. Кроме того, на записи слышны все недостатки! И одно дело петь на камеру, другое – для живых людей. Глаза зрителей, энергетика – это незаменимо.
А в Краснодар мы все-таки приехали весной 2021-го, провели там концерты открытия и закрытия, а сам конкурс стал вторым дистанционным. В третий раз в онлайн-формате наши участники состязались в самом конце 2021 года. Но гала-концерт и этого конкурса, и всего «Юбилейного транзита» прошел очно в декабре в Рахманиновском зале Московской консерватории.
В итоге все обязательства по гранту президента мы выполнили, заявленное количество конкурсов провели, а благодаря онлайн-формату число участников смогло существенно вырасти, как и их география: в онлайн-мире границы стираются! Всего в «Юбилейном транзите» приняли участие 554 юных вокалиста, а количество членов жюри со всего мира единовременно достигало 12 человек. И конечно, о конкурсе и Республике Коми узнали далеко за ее пределами. Так что вместе со сложностями дистанционный формат принес и новые возможности.
– Что ваш конкурс сегодня характеризует больше всего?
– Самое главное в нем – его долголетие и постоянная периодичность. Этим может похвастаться сегодня далеко не каждый подобный конкурс. В 2019 году я приняла участие в конференции директоров и учредителей музыкальных конкурсов, проводимой в рамках Международного конкурса имени П. Чайковского. И председатель Совета Ассоциации музыкальных конкурсов России, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей Устинов, выступая на конференции, приводил наш конкурс в пример. Он высказал много критики в адрес других конкурсов, я опасалась, что и наш за что-нибудь «поругает», а он неожиданно для меня похвалил! Он как раз говорил о том, что показатели качества конкурса, тем более международного, – это его периодичность, постоянство, долгожительство, большое и представительное международное жюри, каждый из членов которого – величина, про которую знают в мире. К каждому конкурсу мы выпускаем качественные цветные буклеты, вся история есть на его сайте, а все конкурсные выступления с 2012 года можно просмотреть на YouTube. То есть историю нашего конкурса можно отследить – и это тоже есть не у всех.
Еще один показатель – количество участников. Наш конкурс – очень узкоспециализированный. Как член жюри я бывала на конкурсах, где мы прослушивали 20 человек, и их всех пропускали на второй тур, слушали по новой. У нас всегда более полусотни участников, а в Питере их было 156 – на сегодня рекорд нашего очного конкурса! Прослушивания на нем длились до полпервого ночи…
– Какие еще рекорды есть в вашем конкурсе?
– Главный, наверное, принадлежит Екатерине Бегунович из Красноярска, которая смогла дважды завоевать наш Гран-при. Обычно это в принципе невозможно, но в рамках «Юбилейного транзита» теоретическая возможность появилась. И она выпала Кате!
Кроме того, на протяжении 22-х конкурсов главный приз присуждался чаще всего участникам старших возрастных групп, но дважды мы его присуждали 10-летним мальчишкам: в 2008 году Юрию Платонову из Инты и в 2020-м теперь уже знаменитому Виктору Скоробродову из Сургута. Бывали участники, которые приезжали к нам много лет, пока возраст позволял. Тут рекордсмен – Кирилл Болтунов из Троицко-Печорска, который участвовал в конкурсе четырежды и каждый раз становился лауреатом. Многие приезжали семьями, в одном конкурсе участвовали братья и сестры. И таких случаев очень много. Достаточно сказать, что к нам дважды приезжали близнецы: прекрасные мальчики из Инты и девочки из Печоры. Многих привлекает теплота и семейная атмосфера конкурса, забота, которой мы стараемся окружить наших участников.
Всего за 30 лет в нашем конкурсе приняли участие более 2500 юных вокалистов, около 300 из них получили почетные звания и призы. А в составе жюри в разные годы побывало более 70 человек: это авторитеты в музыке и академическом вокале из России, Украины, Эстонии, Чехии, Швейцарии, Норвегии, Италии, Финляндии, Китая и США.
География наших участников на сегодня охватила 59 российских регионов и 15 стран. К нам приезжали лично и присылали свои выступления поющие ребята из Австрии, Азербайджана, Белоруссии, Германии, Италии, Казахстана, Кипра, Китая, Украины, Эстонии, Латвии, Литвы, Чехии, Швейцарии, Нидерландов.
Мы всегда стараемся отслеживать дальнейшую судьбу наших лауреатов, дипломантов, просто участников. И очень радуемся их успехам, глядя, как они растут. Они нам пишут о своем пути в музыке, творчестве, когда побеждают в других престижных конкурсах. И очень приятно, глядя в буклеты некоторых международных и российских конкурсов, видеть участников, список их прежних наград, где есть и наш конкурс. Так, в 2023 году лауреатом Гран-при конкурса П.И. Чайковского стала лауреат нашего Красноярского конкурса 2013 года Зинаида Царенко.
– Чему конкурс научил Вас саму, дал какие-то инсайты, открытия?
– Мы, члены жюри, не только делимся своим опытом с конкурсантами, мы учимся и друг у друга. А еще для меня всегда важно быть нужной. Не только я – все члены жюри у нас открыты для того, чтобы помочь. Очень приятно, когда кому-то подсказываешь не просто как вырасти в вокале, а помогаешь определиться с выбором жизненного пути. Именно после конкурса многие наши лауреаты выбирали профессию, связанную с вокалом, и теперь поют на больших сценах. Самый яркий такой пример – Ольга Селиверстова, которая сегодня солистка Большого театра России. Многие могут быть врачами или работать по технической специальности, а вот голос – редкий дар.
И меня лично всегда подстегивает собственное выступление на открытии конкурса. Этот концерт не зря называется «А судьи кто?». Мы, члены жюри, должны показать свой профессиональный уровень. Хорошее, качественное искусство может увлечь любого: и десятилетнего гимназиста, и шахтера в Инте, который, когда я там гастролировала, впервые в жизни слушал оперу «Травиата», и все в ней понял, и плакал…
– Что, на Ваш взгляд, сегодня в вашем конкурсе самое главное? Какова его миссия?
– Если Бог дал голос, им надо делиться. Творческий рост происходит именно тогда, когда ты показываешь свои способности кому-то. Не в классе у себя поешь, а готовишь программу, исполняешь ее, сравниваешь себя с другими. Конкурс – это всегда большой толчок к творческому росту, независимо от того, какое место ты занял. И это такая радость – делиться своим искусством со зрителями, слышать аплодисменты. Мы же, артисты, не за зарплату работаем, а за впечатления, за эти самые аплодисменты, энергетику, которую получаем от зрителя, и в то же время делимся своей.
Конкурс дает возможность поверить в себя. Даже наш с Володей сын Алексей, когда учился в колледже искусств, еще думал, кем ему стать: вокалистом или военным? И только после конкурса понял, в чем его призвание.
Без лишней скромности могу сказать, что благодаря конкурсу за эти тридцать лет о Республике Коми узнали не только в стране, но и по всему миру. Куда бы сейчас наши люди ни приехали поступать, их спрашивают: «Откуда?» – «Из Коми». – «А-а-а, это где Сосновская!». И я, конечно, очень благодарна всем, кто на протяжении многих лет помогал нам и словом, и делом, и финансами. К сожалению, в этом году мы не выиграли грант и находились в сложной финансовой ситуации. Поэтому мы особенно признательны главе региона Владимиру Уйба и руководству СЛПК, которые понимают, что конкурс давно стал брендом нашей республики, и поддержали его.
– Когда и где пройдет очередной конкурс?
– В 2025 году в Сыктывкаре. Хотя всякое может быть, и выездные еще могут случиться. Например, нас очень звали во Владивосток, из китайского Шанхая приглашали уже не единожды. И мы смеялись, что можно провести там «закрытый городской» конкурс – учитывая, что в Шанхае живут 20 миллионов человек!
Беседовала Ирина САМАР
Фото из архива Конкурса юных вокалистов на приз Ольги Сосновской