Самая древняя лыжа

Когда, где и кем она была найдена?

Совместно с Национальным музеем Республики Коми «Регион» открывает новую рубрику «Раритет». В ней мы расскажем о наиболее интересных, редких и ценных экспонатах, хранящихся в главном музее республики. Начнем знакомство с предмета, который уже стал своеобразным брендом нашего региона. Это фрагмент древней лыжи с головой лося. Возраст уникального раритета – восемь тысяч лет…

О том, насколько популярен в нашей республике лыжный спорт, знают все. А вот на вопрос, когда же на территории нынешней Коми человек впервые освоил лыжи, очевидно, точного ответа нет. Но косвенным может служить находка, сделанная в начале 1960-х годов археологической экспедицией под руководством Григория Бурова.

В ходе этих экспедиций в1961–1967 годах в Княжпогостком районе были открыты и исследованы уникальные археологические памятники вблизи Синдорского озера: I Висский и II Висский торфяники, которые впоследствии приобрели всемирную известность. В ходе раскопок на глубине 0,8–3,0 м наряду с обычными для мезолита кремнёвыми изделиями были найдены в законсервированном состоянии более двухсот изделий из дерева, бересты, сосновой коры, травы. Состав найденных предметов в буквальном смысле документировал различные аспекты жизнеобеспечения мезолитических коллективов: орудия охоты и рыболовства, средства передвижения, бытовые орудия и утварь, строительные остатки и заготовки.

Григорий Михайлович Буров

Григорий Буров в 1972 году писал о том, что «радиоуглеродный анализ образцов из I Висского торфяника в комплексе с другими данными (палинологическими, геологическими, археологическими) позволил датировать многочисленные вещи, найденные здесь, мезолитической эпохой, деревянные изделия которой в СССР ранее не были известны. Находки в торфянике показывают раннее распространение на севере европейской части СССР луков, лыж, саней, рыболовных сетей, берестяной посуды и пр.».

До 1979 года коллекция эпохи мезолита, возраст которой – 8–10 тысяч лет, находилась в хранилище сектора археологии Коми филиала Академии наук СССР, затем была передана на хранение в фонды Коми республиканского краеведческого музея.

Изделия из органических материалов редко сохраняются на протяжении тысячелетий. Однако кислая среда почв и низкие температуры помогли сберечь «археологическую органику». К большому счастью, среди сохранных объектов оказался и фрагмент лыжи со скульптурным навершием в виде головы лося на ходовой части предмета.

«Передняя часть сильно приподнята, что достигнуто путем вырезывания. У лыжи нет бортика, и в целях увеличения ее прочности она снабжена сверху волнистым валиком, проходящим через середину лыжи, – описывал находку Буров. – Эта особенность заставляет видеть в ней именно лыжу, а не полоз. Приподнятый конец вещи был увенчан рельефным выступом, по обе стороны от него проделаны отверстия для привязывания веревки, за которую лыжник мог держаться при спуске с горы или тащить лыжи за собой. Наиболее интересной особенностью является то, что она украшена спереди скульптурным изображением головы лося. Очень реалистически переданы уши и морда, причем глазам и нижней губе соответствуют выпуклости».

Изображение головы лося на изгибе ходовой части лыжи делает ее не только средством передвижения, но и древнейшим произведением искусства звериного стиля на территории Европейского Северо-Востока. Лось пользовался особым почитанием у племен неолита и бронзового века. Это парнокопытное животное, достигающее полтонны веса, с древнейших времен привлекало внимание людей, населявших таежную зону Северного Приуралья. Индивидуальная и коллективная охота на лося давала обильную мясную пищу и шкуру – великолепный материал для одежды и обуви, что имело немаловажное значение в суровых условиях Севера.

На обширных лесных пространствах европейской части СССР и Сибири встречен целый ряд изображений этого животного – наскальных и скульптурных. Если на скалах лось изображался обычно целиком, то в скульптуре преобладают лосиные головы, являющиеся, как правило, украшением различных рукоятей. В случае с «синдорской» лыжей изображение головы этого животного, вероятнее всего, символизирует быстрое движение. По мнению исследователей, изображение лосиной головы выполняло магическую роль: по представлениям древних, голова лося должна была ускорять движение охотника на лыжах и тем самым содействовать успешной охоте.

В бассейне реки Вычегды, в окрестностях Синдорского озера преобладали среднетаежные хвойные леса, наряду с рыбой лоси составляли основу питания наших предков. Зимы были снежные, и лыжи являлись важнейшим помощником первобытных охотников. Видимо, поэтому коми-зыряне зачастую называли Млечный путь не только «Чöж туй» (Утиный путь), но и «Лямпа туй» (Лыжный след).

Раскопки у Синдорского озера. 1960-е гг.

Длительное время фрагмент лыжи находился в разрушенном состоянии: распался на шесть частей, дерево деформировалось, местами расслоилось, имелись многочисленные трещины.

В мае 2009 года фрагмент лыжи был передан на реставрацию в Государственный Эрмитаж, в лабораторию реставрации памятников прикладного искусства из органических материалов. Художником-реставратором высшей категории Е. Маньковой была проведена консервация и реставрация памятника, предмет приведен в экспозиционный вид: древесина укреплена, разрозненные фрагменты подобраны по форме предмета и склеены между собой, трещины замастикованы. Научным сотрудником лаборатории научно-технической экспертизы Государственного Эрмитажа, кандидатом биологических наук М. Колосовой проведено определение породы древесины. Исследование показало, что изделие выполнено из сосны.

Этнограф Олег Уляшев отмечал, что лыжи имели широкое распространение в повседневной жизни древнего населения Коми края. В средние века коми широко славились как опытные лыжники, толмачи и стрелки. В летописях они регулярно упоминаются участниками в качестве проводников новгородских и московских ратей на Предуралье и за Урал. Именно коми в Усть-Вымском городке обучили дружину Семена Курбского ходьбе на лыжах перед его двухлетним великим походом в Зауралье, а местные мастера смастерили несколько сотен лыж и охотничьих ручных нарт.

Найденный в районе Синдорского озера фрагмент лыжи связывают с известным мифом о коми охотнике Йиркапе. Сделанные Йиркапом из сосны лыжи обладали необыкновенной скоростью. Согласно мифу, свою гибель легендарный охотник нашел в водах как раз Синдорского озера, переходя его по тонкому льду. Вместе с Йиркапом погибли и его лыжи.

До появления синдорской лыжи родиной лыж считалась Норвегия. В городе Осло находится музей лыж, где представлены древнейшие средства передвижения по снегу. Среди них хорошо сохранившиеся лыжи норвежских аборигенов; старейшему экспонату почти полторы тысячи лет.

В настоящее время фрагмент древней лыжи находится в отделе этнографии Национального музея Республики Коми, и лучшей рекламой музейному экспонату могут стать слова директора Светланы Бандуры: «В нашем музее хранится фрагмент лыжи с головой лося. Возраст находки – восемь тысяч лет, она старше египетских пирамид! Это ли не повод для гордости? Но многие до сих пор ничего не знают об этом. А нужно знать и ценить свою историю. Ведь невозможно любить то, чего не знаешь».

Зарисовка древней лыжи выполнена Григорием Михайловичем Буровым (1933–2013) – одним из основоположников археологической науки в Республике Коми. Он работал в Коми филиале Академии наук СССР с 1957 по 1968 год. Впоследствии трудился в Ульяновске и Симферополе. Первым из исследователей обосновал культурную дифференциацию мезолитических древностей Европейского Северо-Востока. В окончательном варианте им выделено два культурных типа: камско-печорский, датируемый VIII–VII тыс. до н.э., и висский (вторая половина VII–VI тыс. до н.э.). В камско-печорский тип помещена выделенная им же средневычегодская мезолитическая культура. Стал первооткрывателем многочисленных памятников эпохи мезолита, раннего металла и раннего железного века на территории Коми. Им выделен и описан ряд археологических культур эпохи камня и бронзы, а также раннего средневековья.

Снежана ЖУРАВЛЕВА

Проект реализуется при содействии Национального музея Республики Коми.