По принципу «от двери до двери»

доставляет грузы любой модификации сыктывкарская компания «Посредник»

Смелыми идеями движет интерес. Из смелых идей вырастает бизнес. Это на своем примере доказывает Руслан Попов – генеральный директор ООО «Посредник», осуществляющего доставку сборных грузов в категории непродовольственных товаров. Он и его команда считают, что Коми – не тупиковый регион, а площадка для рабочих логистических схем, помогающих развивать экономику республики.

Тренировка почтой

Компании уроженца поселка Тимшер Усть-Куломского района Руслана Попова 15 лет. Родилась она из проблемного вопроса и «спортивного интереса»: можно ли решить проблему доставки корреспонденции. Проблемой поделился товарищ Руслана, руководитель филиала одной из крупных компаний в Коми.

– Тогда я работал с недвижимостью, но за идею ухватился, – вспоминает Руслан Леонидович. – Предложил: давай попробуем разносить твои письма по Сыктывкару «ногами», с помощью курьеров. С этого мы и начали. Потом был процесс получения так называемой «почтовой лицензии», мы тогда стали вторым в республике лицензированным предприятием по доставке простой и заказной корреспонденции. Мы были, пожалуй, единственными конкурентами «Почты России». У нас появилась команда, свой штат, который доставлял корреспонденцию по городу и в отдаленные районы.

Среди клиентов службы доставки были представители банковской сферы, связисты, налоговики, а объем корреспонденции составлял несколько тысяч позиций день.

– По городу у нас работали человек двадцать, и тогда мы уже начинали смотреть в сторону междугородней курьерской доставки по аналогии с DHL и другими компаниями, география которых – крупные города по всей стране. Наша задача была «углубиться» в регион, то есть мы ездили туда, куда другие ехать отказывались. Первым нашим клиентом в этом направлении стал Сбербанк, начиная от перевозки документов, заканчивая банкоматами по всей республике. Мы выстроили для них логистику от Воркуты до Кировской области, обслуживали все филиалы, – рассказывает предприниматель.

Доставка первых грузов открыла для предприятия новую нишу – перевозку сборных грузов. За три года команда изучила все ее особенности и уверенно перешла к новому направлению деятельности. Грузы становились разнообразнее, объемнее и тяжелее, постепенно увеличивался автопарк. Сначала машины арендовали, потом начали обзаводиться своими, чтобы не зависеть от водителей арендованных машин.

– Это была хорошая тренировка по соблюдению сроков. Мы доказывали себе и другим, как можно работать, – вспоминает Попов. – Руководство местного филиала Сбербанка, приезжая на совещания, скажем, в Екатеринбург или Пермь, где коллеги говорили о двухнедельных сроках доставки корреспонденции, парировало: «В пятницу мы забрали документы в Воркуте, во вторник они были в Екатеринбурге», – и показывало накладные с датами.

«Закольцевать» регион

Ниша ООО «Посредник» – доставка сборных грузов в категории непродовольственных товаров. В былые времена, когда Российские железные дороги предоставляли пятитонные контейнеры, которыми пользовались и физические, и юридические лица, с этим было проще. Но эта услуга ушла в небытие в связи со снижением спроса на указанные размеры контейнеров, и альтернативы на стало. По-прежнему можно отправить груз почтовым вагоном, но для этого нужно «ловить» такую возможность, иногда с самого раннего утра. Кроме того, важно товарное соседство: невозможно везти рядом с продуктами, скажем, двигатель или текстиль, да и места в вагоне всем желающим может не хватить. Крупные федеральные компании по-прежнему доставляют товары вагонами, но проблема в том, что на территорию республики они приходят уже полными.

– Нашей задачей было создать внутреннего логистического железнодорожного оператора, то есть завести сюда вагоны, привязать их к графику движения поездов и начать «карусель» – движение, не зависящее от московских перевозчиков и от РЖД. Вагоны «Посредника» не могут резко уехать в Новосибирск или Владивосток: они предназначены только для Коми, – объясняет Руслан Попов.

Так с 2018 года компания стала перевозить грузы на всех видах наземного транспорта: на автомобилях, в контейнерах, вагонах. В основном это были агрегаты для нефтегазовой отрасли, машины и оборудование. Но в «сборниках», как называют перевозчики сборные грузы, есть и тиражи газет, книг, игрушки, посуда и пластмасса – все, что ждут жители республики во всех ее уголках.

Непросто было «закольцевать» регион, выстроить логистику. В 2023 году команда Руслана Попова привезла «пилотный» вагон и начала обкатывать на нем проект, создавая круговые рейсы. Перевезти можно все, главное грамотно подобрать под этот груз подвижной состав.

– Мы везем груз не одного клиента, в один вагон или контейнер могут быть загружены десятки, а то и сотни грузов, бывает, что и до трехсот позиций. При движении вагонов по расписанию есть очень много нюансов, но один из самых важных – это гарантия отправления, независимо от того, набрался полный объем или нет.

Долой стереотипы

Работа Руслана Попова заключается не только в разработке логистических схем, вопросах аренды, лизинга, покупки оборудования. Значительная доля деятельности бизнесмена – переговоры, иногда ломающие старые схемы и разрушающие стереотипы. При этом он одновременно вынужден быть и экономистом, и дипломатом, и психологом, и администратором, и маркетологом, и специалистом по железнодорожному экспедированию, логистике.

– Мы долго общались с РЖД, пытаясь уйти от стереотипа грузового состава, который идет до пункта назначения очень долго, – приводит пример Руслан Леонидович. – В итоге, работая с их представительством в Ярославле, мы нашли технологию, которая позволяет грузовому составу ехать быстрее нормативных сроков по специально разработанному и согласованному расписанию. Пришлось вчитаться в огромное количество их нормативных документов – и применить их на практике. Нам не нужно, чтобы грузовой состав шел со скоростью пассажирского, но нужны гарантии, что он будет ехать, скажем, три дня. И мы этого добились. Просто сумели вместе найти альтернативу. Тут дело даже не в движении вагонов, а в комплексе действий и взаимодействий. Срабатывает человеческий фактор. РЖД – очень регламентированная структура. У них прописан каждый шаг, и это необходимо и оправданно. Но если ты знаешь, как составлен этот алгоритм, тебе не откажут.

В ООО «Посредник» глубоко изучили этот вопрос, в компании создана отдельная группа, сотрудники которой занимаются только движением вагонов, оформлением документов, работают с движенцами и всеми соответствующими службами. Все они умеют вести переговоры, слушать, убеждать, анализировать, выстраивать стратегию и работать с документами. «Погружаясь в суть вопроса, рассматривая каждый нюанс, стремишься разобраться в том, как сделать по-другому», – говорит лидер команды.

Следующий вызов, с которым столкнулся перевозчик, – отсутствие грузов на обратный путь. Сегодня география компании простирается от Кировской области до Ямало-Ненецкого автономного округа. Благодаря появлению этого пункта на карте маршрутов, удалось решить и вопрос «холостых» рейсов.

– Сейчас мы из поселка Харп в качестве пилотного проекта вывозим щебень. Пока тестируем этот проект. Тут тоже пришлось ломать стереотипы: тамошний щебень всегда уходил на Ямал, мы его развернули и отправили в европейскую часть, в Коми. Мы готовы и цемент из Воркуты возить в случае возобновления его производства. Прорабатываем и вопрос со вторсырьем: покрышки, гофрокартон и так далее.

Компания постоянно находится в поиске оптимального подвижного состава, использует универсальные платформы, контейнеры различной модификации: широкие, высокие, с открывающейся крышей.

– На Север мы завозим «сборники», обратно вывозим все, что попадется. При этом мы не забываем очищать вагоны и контейнеры, моем, пылесосим, обдуваем – и загружаем товар в чистый подвижной состав. Таким образом мы создаем принцип закольцованности: не «туда полный, обратно пустой», а «туда полный – и оттуда полный», – говорит Руслан Попов.

Вагон и контейнер: два в одном

Не все можно перевозить в одном и том же контейнере. «Посредник» нашел способ сделать «тару» универсальной для разных грузов.

– Систему не остановить. Запустив ее однажды, ты включаешь длительный круговой процесс – с закупкой новых технологий, машин, открытием новых направлений, постоянными экспериментами и поиском оптимальных решений. И просчитаться тут нельзя, в том числе и с экономической точки зрения, а главное, нельзя подвести заказчиков: перевозку грузов по железной дороге мы планируем и оплачиваем за два месяца вперед, значит, должна быть гарантия того, что нам будет что везти.

На помощь пришли новые технологии, которыми заинтересовались Российские железные дороги еще в «доковидное время». Контрейлер – гибрид вагона, контейнера и полуприцепа, созданный по принципу обычного европейского полуприцепа, но на железнодорожном подвижном составе. Такие конструкции позволяют осуществлять мультимодальные перевозки, когда груз может перемещаться с автомобильных дорог общего пользования на железнодорожные рельсы. Пять лет назад РЖД взяли эту технологию на вооружение, но начался ковид: возить нечего, длительный локдаун приостановил развитие перспективной технологии. А главное, оказалось, что такая технология позволяет подвезти еврофуру к вагону, но имеющаяся инфраструктура не позволяет поставить полуприцеп на подвижной состав.

– Технология оказалась очень интересной, перемещение удобное, практичное, а главное рентабельное, поэтому пришлось вмешаться в технологию, и теперь полуприцеп стал «тарой», – говорит Руслан Попов. – Таким образом, мы можем доехать до Воркуты, используя все виды транспорта. Мы сломали стереотип, что фура не может приехать в Заполярье из-за отсутствия автомобильных дорог. Может!

Основные направления доставки грузов перевозчика – Воркута, Усинск, Инта и Лабытнанги. Для оптимизации способов доставки «Посредник» активно работает с железнодорожными станциями Сыктывкара и Ухты, поэтапно прорабатываются взаимосвязи с подразделениями РЖД для достижения поставленной цели. Тут есть и важная социальная составляющая: компания обеспечивает работой железнодорожников, которые часто на небольших станциях простаивают.

«Берем ответственность на себя»

Сегодня никто не отрицает, что логистические проблемы в республике есть. Есть и точка зрения, что они практически неразрешимы. Директор «Посредника» считает это стереотипом и со свойственной ему последовательностью разрушает его. Было бы желание, считают в компании.

– Не надо придумывать велосипед. Все уже создано, надо просто научиться это применять. Нашу отработанную технологию можно использовать в любом другом регионе. В системе железных дорог есть много нюансов, это огромная, часто неповоротливая махина. Но жизнь идет, экономика развивается. Надо просто понять, какие кнопки нажать, чтобы система заработала по-другому, – объясняет Руслан Попов.

Еще один важный принцип, который развивает «Посредник»: заключая договор с компанией, заказчик платит только за то пространство, которое занимает в подвижном составе. Между тем сегодня средние и крупные предприятия, чтобы отправить небольшой груз, должны заказывать контейнер целиком. «Зачем?» – спрашивает Руслан Леонидович и приводит недавний пример взаимодействия с воркутинским клиентом, которому надо было перевезти трансформатор весом в две тонны. «Сколько стоит перевезти в Сыктывкар?» – задали вопрос потенциальные заказчики и получили ответ: «Ровно столько, сколько места займет ваш груз в вагоне по принципу «от двери до двери». Ответ заставил задуматься. Еще бы, раньше за перевозку они платили двести, а то и триста тысяч рублей, оплачивая весь вагон или контейнер. «Где подвох?» – думает человек под влиянием стереотипов. А подвоха нет. Это не маркетинговый ход, не заманивание заказчика и не демпинг. Это реальная стоимость перевозки.

– Мы даем скорость, гарантированное качество, а главное – услугу одного окна. У клиента больше не болит голова за сроки, сохранность груза, он не стоит в очередях, не волнуется, не бежит встречать и провожать груз. Мы берем ответственность на себя. Стереотипы ломаются тяжелее всего. Многим проще, потому что привычнее – перевезти груз вездеходами с риском разбить, чем поверить в то, что можно быстрее и дешевле, – улыбается предприниматель.

Кстати, о рисках. Разумеется, каждый груз страхуется. Этим компания защищает и заказчиков, и себя – от нештатных ситуаций. «Увы, живем во время мошенников», – разводит руками Руслан Леонидович, вспоминая многочисленные печальные примеры обмана клиентов продавцами тех же снегоходов, на которые у нас на Севере повышенный спрос. Северные особенности позволяют компании предлагать альтернативу дорогам в распутицу. Так было и в минувшем сезоне, когда дороги развезло раньше сроков, так происходит и в нынешнем: «В это время у наших вагонов колеса были красные. Да, на машине дешевле, но дорог-то нет. По зимнику – пожалуйста, как потеплеет – проблема. Но мы ее решили», – утверждает руководитель компании.

Темпы роста компании «Посредник» не оставляют сомнений в том, что ее руководителю удастся выполнить амбициозную, но вполне реальную задачу развить местный рынок, работая внутри региона.

– Мы замахнулись на большой масштаб, и наш клиентский грузопоток не должен отставать от наших возможностей. Надо наращивать клиентскую базу. Чтобы этот маховик закрутился, надо загружать вагоны. Вагоны должны работать, – говорит Руслан Попов.

Полина РОМАНОВА