Галина Седьюрова: «Ты бы повторил?»
В июне видеопроекту маркетолога Галины Седьюровой исполнился год. За это время героями ее подкаста с необычным названием «Ты бы повторил?» стали около трех десятков предпринимателей, общественников, творческих людей. Каков был ее собственный путь и зачем к ней приходят собеседники, она рассказала в интервью «Региону».

– Галина, почему ты решила сменить довольно успешную работу маркетолога на съемки подкастов?
– Действительно, в последние три года я занималась маркетингом: обучала клиентов вести свои страницы, продвигаться в социальных сетях, продавать свои услуги онлайн. В феврале прошлого года я попала в жуткое выгорание, поймав себя на мысли, что их я развиваю, а я сама? Сама я остаюсь за кадром. Не успеваю продвигаться как эксперт. Устала и физически, и морально. Даже созваниваться с кем-то не могу. Зависла в чужих проектах и потеряла себя.
– Кто поддерживал тебя в тот момент?
– У меня произошел разговор с мамой. Она заметила мой упадок и спросила, что со мной происходит. Я стала отнекиваться, но она не отставала: «Я вижу, что с тобой что-то не так». И я ей выложила, что не понимаю, ради чего работаю, если нахожусь в постоянном стрессе. И она ответила просто: «Ну так уходи». И этот очевидный ответ, который мне не приходил в голову, расставил все на свои места. Сразу после этого разговора я ушла из всех проектов – одним днем. Просто позвонила всем и попрощалась.
– Хорошо, ты осознала, чего не хочешь. А как быстро ты поняла, чего хочешь?
– А вот на это потребовалось больше времени. Месяца два я прожила как амеба, не понимая себя. В этот промежуток я рисовала открытки, картины по номерам, работала с метафорическими картами, но не знала, чего хочу. Работала с психологом, с помощью которого стала анализировать, что из хорошо знакомой мне сферы маркетинга меньше всего меня раздражает и от чего бы я в принципе не хотела бы отказываться. Я точно знала, что мне нравится разговаривать с людьми, задавать вопросы, слушать ответы: в это время у меня выстраиваются собственные схемы, я открываю для себя новое.
Вообще, что важно в маркетинге и продвижении? Это понимание целевой аудитории. Сейчас есть отдельная ниша специалистов, которые занимаются этим анализом и на его основе выстраивают стратегии развития. Я решила прокачать эту сферу, взяла себе наставника, чтобы вывести ее на высокий уровень. Когда я уже собиралась вот-вот начать, психолог спросила меня: «Это то, чем ты хочешь заниматься?» Я отвечаю: «Я это могу, и это у меня хорошо получается». «Но этого ли ты хочешь?» – продолжала она. И я понимала, что нет. Да, я хочу общаться с людьми – а дальше туман. Как это применить?
Вскоре мне стали попадаться какие-то пазлы будущей картины. Я увидела слово «подкаст», послушала и вспомнила, что года четыре назад была в восторге от интервью, считала это крутым, но думала, что ко мне на интервью никто бы не пошел. Тогда я только выходила из декрета и была никому не известна. Но сейчас-то у меня и багаж, и опыт, и имя! Я нарастила аудиторию, я проявлялась как эксперт, у меня много клиентов, репутация. Сейчас-то я могу! И это стало поворотным моментом. Я решила, что буду брать интервью. Поделилась этим со своим наставником, и она говорит: «Делай. Прямо сейчас. Потому что это то, что зажигает».
– Было страшно начать?
– Да. Одно дело придумать идею, другое – реализовать ее. Как это будет восприниматься, как это реализовать технически? Я начала учиться: прошла курсы подкастов, поняла, что видео – это дорого, значит, буду осваивать аудиоплощадки. Стала искать студию в Сыктывкаре, созвонилась с героями, сориентировалась по ценам. И опять споткнулась, поняв, что аудио мне недостаточно. Я визуал, я не могу без картинки, а главное – сама снова остаюсь за кадром. А я хочу быть в кадре. Но это дорого. У меня нет способов вложиться. Но ведь есть телефон и штатив. И фотограф-одноклассник, у которого я могу проконсультироваться. Он помог мне с лампой, осмотрел студию звукозаписи, которую я арендовала в «Югоре», объяснил, как поставить свет, кадр и как все это работает. Начала я с простого телефона, арендованного света и работы звукорежиссера «Югора» Ивана Нестерца, который очень помог мне. Монтировала я сама. Потом появилась красивая мебель от «Югора», помощь дизайнера, следом дополнительный телефон для съемок и новые источники света, видеооператор-монтажер. Это уже целая команда!
– Как ты выбирала героев для интервью, особенно для первого?
– Очень важно было, кого я позову первым. Мне нужен был интересный разговорчивый человек, с которым мне будет комфортно. Поэтому первой моей героиней стала основательница свечного производства «Белый свет», мать пятерых детей Наталья Паутова («Регион» писал о ней в январе 2021 года. – Прим. ред.).

– Как корабль назовешь, так он и поплывет. Название «Ты бы повторил?» как родилось?
– Когда я работала маркетологом, у меня было много краткосрочных клиентов, я делала их «распаковку», то есть узнавала их путь, достижения, поворотные моменты, чтобы помочь им начать вести блог. Через меня прошло порядка ста человек – людей, чьи личные истории я знала. И этот опыт дал мне огромный багаж и восхищение. Каждый раз, слушая человека, я удивлялась силе, отваге, выдержке. У всех разные истории, но было одно общее: важное решение, принятое в переходный момент. И мне как раз хотелось сделать проект про этот переходный момент, шаг в новое. Сначала я думала о названии «Точка невозврата». Но, во-первых, его часто используют, во-вторых, тут есть некий негативный оттенок. Начался процесс поиска. Вместо ушей у меня выросли локаторы, я вслушивалась, записывала удачные словосочетания, фиксировала фрагменты интервью, примеряла на себя – и понимала: либо не подходит, либо другие смыслы, либо просто не мое. Долго я была без названия. Но однажды, заполняя очередную анкету от наставника, на вопрос, какое ощущение должно остаться у гостя после разговора со мной, ответила: «У него должно быть желание повторить». «Классное название», – написала она мне в ответ. Мы стали пробовать его на все лады – с вопросом и без, с разными местоимениями. Запись первого интервью проходила под названием «Я бы повторил». Но Наталья Паутова на вопрос, повторила бы она, совершенно неожиданно для меня ответила: «Нет!». Так родилось окончательное название – «Ты бы повторил?».
Спустя год после начала проекта я наслаждаюсь им, с каждым разом оно открывает новые смыслы, оттенки, значения. Это название очень многогранное. Кроме того, по названию очень легко найти выпуски. Если в любом поисковике набрать «ты бы повторил», то вся первая страница ведет на подкаст.
– А зачем тебе лично этот проект?
– Я долго не могла найти ответ. Оказывается, мне просто стыдно было признаться себе, что это дань моей «звездности», узнаваемости. Это для того, чтобы меня заметили. Я с детства любила быть в центре внимания, пела, танцевала, занималась в театральном кружке. К тому же я и мои сверстники росли под рефрен «Круто, ты попал на ТВ», когда на телевидении шел проект «Фабрика звезд», и это сидело у меня в голове. Они попали, значит, я тоже могу. Но если меня не зовут на ТВ, я могу создать его для себя сама. И второе – я в принципе учусь через людей, через их опыт, их открытия, это специфика моей личности. Эти интервью обогащают меня. Каждое интервью – это тренинг и прокачка меня. Ведь часто с героями мы поднимаем очень непростые темы: деньги, сплетни, предательство, болезни, смерть близких. То, о чем обычно публично не говорят.
– А как ты объясняешь своим героям, для чего им это надо?
– Удивительно, но мне не приходится им это объяснять. Герои приходят ко мне сами. У меня было уже почти три десятка выпусков, из них только семерых героев я приглашала лично. И в основном это было в начале проекта. Сейчас у меня расписано все лето, кроме того, в июле меня пригласили на записи в Москву. Многие герои хотят прийти именно ко мне, на мой подход, на атмосферу, которую я создаю. После оставляют отзывы о том, что со мной легко и веду разговор я глубоко. Что им хочется делиться, искренне открываться. И я считаю, что в этом моя «суперсила».
Здорово, что и подписчики моего канала очень тепло приняли проект – не только в Сыктывкаре, но и за пределами столицы и даже Республики Коми. Я получаю много обратной связи, много поддержки, слов благодарности. Многие ждут каждый выпуск, даже если не знают гостя. Это очень ценно для меня.
– Но гендерный аспект твоего проекта налицо: больше женщин. Мужчинам это неинтересно?
– Мужчин действительно гораздо меньше, пока было только трое. Ну, во-первых, мужчины не очень эмоциональны и не всегда готовы раскрываться, а мой проект именно про открытость, а иногда даже про уязвимость. Во-вторых, это и мой «затык»: мне всегда было легче общаться с женщинами.
– А есть люди, с которыми ты мечтаешь записать интервью?
– Если мы говорим про Сыктывкар, то я очень хотела бы поговорить с сыктывкарским предпринимателем Иваном Дегтяревым, я даже писала ему, но ответа не получила. Там огромный, бесценный опыт. А моя голубая мечта – взять интервью у Натальи Орейро. Странно было признаться себе, казалось бы, в нереальном желании, но я и ей написала через ее менеджера. Я не надеялась на ответ, но это была попытка разрешить себе, поверить в то, что когда-нибудь я смогу это сделать, просто это вопрос времени. Это реально: у нее есть паспорт гражданки России, она бывает в Москве, так что почему нет?
– Был ли у тебя опыт интервьюирования политиков?
– Мне задавали этот вопрос: почему, мол, ты не приглашаешь политиков? Но мы ведь понимаем, что они не раскроются. У них есть свои задачи, не предполагающие откровений.
– Как ты готовишься к интервью?
– Изучаю соцсети героя, встречаюсь предварительно, чтобы выбрать направление беседы, потому что у всех разные задачи. Мне как эксперту важно понять, буду ли я пересекать разные проявления героя, кроме того, есть личные темы, которые трогать нельзя – все это мы обсуждаем. У меня нет задачи «содрать с человека кожу» и явить всему миру его подноготную. Мы должны быть бережны. Человек приходит с определенной готовностью, зная формат беседы. Есть пласт, который он готов открыть сейчас, но не всё. Но во время разговора на камеру у нас создается такая атмосфера, которая позволяет пойти чуть глубже, чем мы планировали.
– Было ли у тебя когда-нибудь ощущение, что интервью вот-вот перейдет в формат исповеди?
– Да, такие моменты часто случаются. Мы говорим про переломные моменты в жизни человека. Иногда герои не сдерживают эмоции, и слезы сами текут. Это трепетно, это важно, это про жизнь. И это очень честно и откровенно.
– Случались ли у тебя самой во время разговора какие-то открытия?
– Меня с ходу удивил Семен Кулешов (радиоведущий, диджей. – Прим. ред.). Я знала про его многогранность, но чтобы настолько! Было удивительно, как можно совмещать в одной жизни столько разнопланового и, казалось бы, несовместимого: радио, эзотерика, таро, биоэнергетика, каратэ, сыроедение, физика, квантовая механика и так далее.
Меня всегда трогают отношения с близкими. Когда взрослый человек на интервью признается, как сложно ему было, что его не слышали и не поддерживали родные. Но он все равно справлялся.

Поражает, сколько труда стоит за кажущейся легкостью пути: крушение надежд, преодоление депрессии, потеря смыслов. Мои герои проживают эту пустоту и боль и находят в себе огромные силы, открывают новые, немыслимые, казалось бы, двери – и идут дальше. Я понимаю, что любая жизненная ситуация – это не конец, а начало, начало чего-то нового. И несмотря на все проблемы, трудности, почти все говорят, что повторили бы свой путь. Из трех десятков героев лишь несколько сказали, что не повторили бы. Были и такие ответы: повторила, но на ускоренном режиме, повторила бы, но чтобы не так больно было. Те, кто не повторил бы, объясняют ответ так: жизнь слишком интересна, чтобы повторять одно и то же.
– Ты ставишь себя на место своих героев?
– А я была героем своего проекта. Меня по моей просьбе интервьюировала тележурналистка Ксения Шунина. Мы обсуждали мой путь в мир подкастов.
– Поддерживает ли твое начинание семья?
– Мама смотрит все мои выпуски, и, бывает, я слышу от нее: «Вот эта героиня говорила моими словами». Мама очень серьезно относится к моему проекту. Папа в начале проекта особенно обращал внимание на мою речь и слова-паразиты. Муж поддерживает, но ждет, когда я масштабирую проект: верит, что впереди у меня интервью с очень крупными предпринимателями. Сын говорит, что я его любимый блогер (хотя он и не смотрел ни одного выпуска). Остальные не очень понимают, зачем это мне и моим героям.
– Ты нашла свой путь. А чему бы ты хотела научить своих двух детей?
– Моей дочери шесть лет, а сыну – восемь: о профессии думать рано, но я учу их тому, что все можно изменить, в том числе свой выбор. Ты в любой момент можешь передумать и начать все сначала, в любой сфере. Ты можешь пробовать все, заниматься одновременно разным. Невозможного мало. Мне очень нравится поговорка, которую часто повторяет мой муж: «Если очень захотеть, можно в космос полететь». Она мотивирует меня.
Беседовала Полина РОМАНОВА
Фото Юлии Федореевой и Татьяны Каменьщиковой