Виталий Трофимов. Мастер акварели

Север в акварелях народного художника Республики Коми Виталия Трофимова предстает в своей первозданной, нетронутой красоте. Его работы выделяются среди акварелей других художников легко узнаваемой манерой: они сдержанны, отличаются лаконичным, монохромным колоритом, плотностью и бархатистостью письма. Они как будто не пишутся с натуры, а создаются подобно музыкальным импровизациям – движением краски и мысли, эмоции и настроения.

Фото intakm.komi.muzkult.ru

Виталий Трофимов родился 6 мая 1943 года в селе Лебяжьем на Алтае. Раннее детство прошло на Южном Урале, в закрытом городе, где работали его родители. На одной из своих персональных выставок Виталий Викторович рассказал зрителям, что впервые задумался о рисовании, когда ему исполнилось… два года.  В четыре  года сделал себе первую кисточку, срезав  пучок  волос со своей челки. В 1961 году его мечта стать профессиональным художником исполнилась: после окончания Ленинградского художественно-графического училища Трофимов по распределению отправился в Республику Коми, где живет уже шестьдесят лет. В 1973 году он стал членом Союза художников СССР – единственным в Интинском районе – и остается таковым по настоящее время. В Инте Трофимов нашел свою музу, которой стала природа Приполярья с ее темным насыщенным небом, живописными скалами и болотами. 

Уса. Яр-Пияг. 1978 г.

– Мне неинтересно детально передавать то, что я увидел. Главное – запечатлеть эмоции, которые вызывает пейзаж, поймать настроение и увековечить его на бумаге, – признавался Виталий Трофимов в одном из интервью. – Я очень люблю музыку. И часто стараюсь передать в акварели мелодию. И если уж сравнивать мои работы с музыкой, я бы сказал, что это серьезные камерные произведения.

Горная река. 2018 г.
Усть-цилемские поля. 1978 г.

В семидесятые годы ХХ века в творчестве художника ярко проявилась индустриальная тематика – очень модная в то время и практически забытая сейчас. Шахты и заводы написаны на крупноформатных листах. Мощь акварелей завораживает и передает ощущение невиданного до этого освоения Севера. Сейчас мы относимся к этой теме с точки зрения экологии, но в то время она была связана с «покорением» природы.

Окраина Устюга. 2001 г.
Выборгский мотив. 2017 г.

В начале XXI века на графических листах художника все чаще появляются виды городов – Инты, Санкт-Петербурга, Выборга, Великого Устюга. Краски становятся более яркими, городские уголки – более уютными. Однако сам художник признается, что насколько ему интересна природа, настолько неинтересен город. Исключение – Санкт-Петербург.

У Мариинского. Пиковая дама. 2013 г.
Выборг. 2017 г.

Так что главной темой творчества Виталия Трофимова остается природа Приполярья, которое он исходил с геологическими экспедициями, но чаще в одиночку. Художник построил избушку в глухом заповедном месте на Усе и около полугода провел вдалеке от цивилизации, наедине с реками, горами и бескрайним небом. Каждый год по осени он приглашал в место своего уединения близ реки Кожым коллег из разных городов страны, устраивая для них уникальные пленэры. Творческое одиночество, по мнению Виталия Викторовича, благотворно для художника: оно наводит на определенные размышления, позволяет личности стать более цельной и учит внимательному отношению к другим людям.

Угольный ручей. 1976 г.
На Севере. 1978 г.

В последнее время художник больше работает в графической технике: его карандашные зарисовки в противовес акварелям запечатлевают уголки природы, городов и деревень с большим вниманием к деталям. Неисчислимое количество произведений Трофимова сплетаются в одно большое, симфоническое полотно, посвященное Северу.

Первое шахтоуправление. 1977 г.

Помимо творческой работы Виталий Трофимов ведет педагогическую деятельность: занимается с детьми в своей мастерской, устраивает детские выставки. Среди его учеников – выпускники художественных вузов страны, работают дизайнерами, модельерами, художниками по ткани.

Интинская осень. 2000 г.

Работы Виталия Трофимова приобретены дирекцией выставок Союза художников России, многочисленные коллекции его произведений хранятся в фондах Национальной галереи Республики Коми, Интинского краеведческого музея. Он подарил поселку Абезь картинную галерею – свои произведения и работы других коми художников.

Сентябрьская песня. 1973 г.

Всеволод СЕДОВ

В публикации использованы материалы статей Надежды Беляевой

Проект реализуется при поддержке Национальной галереи Республики Коми.