Виктор Залитко. Южанин на Севере

Виктор Григорьевич Залитко, член Союза художников СССР, приехал в Сыктывкар в 1967 году и сразу же влился в художественную жизнь республики. Молодой художник обратил на себя внимание критиков особым, свежим взглядом на жанр пейзажа, высокой изобразительной культурой и уникальной живописно-графической манерой.

Виктор Залитко родился 28 июня 1939 года в селе Новопавловка Белоглинского района Краснодарского края. В 1961 году поступил в Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И. Герцена на только что открытый художественно-графический факультет. Период студенчества Виктора Залитко пришелся на 1960-е годы, отмеченные в советском изобразительном искусстве духом поиска и перемен.

Зимка. В утреннем парке. 1970-е гг.

Виктор Залитко завершил обучение в ЛГПИ с дипломным проектом «Города Древней Руси». После окончания института в 1967 году он вместе со своим сокурсником, талантливым графиком Владимиром Скляренко, впоследствии переехавшим в Новгород, прибыл по распределению в Сыктывкар и поступил на работу в педагогическое училище имени
И.А. Куратова. Молодые художники сразу же влились в творческую жизнь города и республики, стали участниками выставок. На первой же выставке работ коми художников 1968 года Виктор Залитко показал четыре живописных городских пейзажа – «Парк», «Март», «Северный мотив», «Улица Коммунистическая», – продемонстрировав яркую индивидуальную манеру и особую изобразительную культуру, основанную на традициях ленинградской школы живописи.

Мичуринский парк. 1971 г.

Сразу же после приезда в Коми Виктор Залитко отправляется исследовать республику – на Печору и Мезень, в Ижемский, Усть-Цилемский, Удорский районы. Его привлекают необычные для южанина краски северной природы, уникальные сельские ландшафты с традиционной деревянной архитектурой. Возникший еще в студенческие годы интерес к древнерусскому зодчеству, ставшему темой дипломного проекта, проявился и в Коми: художник едет на пленэры в Усть-Куломский район писать тогда еще полузаброшенные здания Ульяновского монастыря. По итогам поездки на XVII выставке произведений художников Коми АССР он показывает графические листы из серии «По Ульянову».

Усть-Цильма. Замшевый завод. 1981 г.

С первых же выставок Виктор Залитко заявляет о себе как о мастере архитектурного пейзажа-картины. Художник любит сложные и неожиданные ракурсы. Виктор Залитко часто использует в живописи темный контур, очерчивающий рисунок, что усиливает декоративное звучание. Один и тот же мотив художник любил решать в различных техниках и материалах – в живописи маслом, темперой, в гуаши и акварели, в рисунке карандашом, фломастером, углем, сангиной, в разнообразных смешанных техниках, в том числе с использованием приемов коллажа.

Вечер. Театр. 1971 г.
После ливня. 1981 г.

1970-е – начало 1980-х годов можно назвать периодом расцвета творческого дарования Виктора Залитко. Именно в эти годы он создал лучшие свои произведения, которые вошли в сокровищницу изобразительного искусства Республики Коми, экспонировались на зональных и всероссийских выставках, были приобретены в собрание Национальной галереи РК и сегодня украшают ее постоянную экспозицию. Среди них – виды Сыктывкара «Вечер. Театр» (1971), «Парк Мичурина» (1971), полотна ижемской серии «Сизябская осень», «На Ижме» (1973), «Сизябск после дождя» (1974) и другие.

Сизябск после дождя. 1974 г.
На Ижме. 1973 г.

В это же время Виктор Залитко работает в архитектурной мастерской «Сыктывкарпроект», участвует в проектировании здания городской администрации, а также в создании мемориала «Вечная слава» в честь воинов-сыктывкарцев, погибших в годы Великой Отечественной войны, сквера «Аллея героев».

На Ыбском взгорье. 1974 г.

В начале 1980-х годов художник в составе творческой группы «Полярный Усинск» отправляется в новый город нефтяников. По результатам этой поездки он создает цикл произведений «Пейзажи Усинска» в технике живописи маслом на бумажной или картонной основе, в новой для себя живописно-пластической манере, построенной на сопоставлении активного живописного фона и выразительной графической доминанты: ажурные нефтяные вышки, силуэты лиственниц… Работы этого цикла были показаны на выставках в Новгороде (1984), Москве (1987, 1989) и Мурманске (1989).

Приполярный ритм. 1985 г.

В начале 1990-х годов творческая манера В.Г. Залитко вновь меняется. Он пишет небольшие темпераментные пастозные пейзажи и цветочные натюрморты в яркой напряженной колористической гамме, построенной на драматичных контрастах. В это время он много работает на продажу. Для своей персональной выставки «Под сенью Полярной звезды» в Национальной галерее Республики Коми художник создает несколько полотен не свойственного ему остросоциального звучания («Спасите планету», «О Господи – спаси и сохрани!», «Зов оглохших колоколов», «Холокост»).

Шаги буровых. 1984 г.

Большая, и, вероятно, наиболее значимая часть жизненного и творческого пути Виктора Григорьевича была отдана педагогической деятельности. В Коми республиканском училище искусств (ныне Колледж искусств Республики Коми) он проработал 36 лет: преподавателем живописи, технологии живописи, технологии цветоведения, заведующим художественным отделением. За многолетний педагогический труд в 1998 году ему было присвоено высокое звание почетного работника среднего профессионального образования России. Среди многочисленных учеников Виктора Залитко есть и профессиональные художники, среди них Анатолий Пунегов, Валерия Бруниес (Осташева), Павел Микушев, Юрий Лисовский и другие.

Воздушный змей. Дата неизвестна.

В 2011 году художник вышел на пенсию и уехал из Коми в город Балашов Саратовской области, где и скончался в 2012 году.

Всеволод СЕДОВ

По материалам статьи Натальи Плаксиной о В.Г. Залитко

Проект реализуется при поддержке Национальной галереи Республики Коми.