Деревянный велосипед

В начале прошлого века на нем катались сельские ребятишки

В фондах Национального музея Республики Коми хранится уникальный экспонат – детский трехколесный велосипед, изготовленный из дерева в начале ХХ века. Этот велосипед был одним из первых предметов, составивших коллекцию открытого в октябре 1911 года в Усть-Сысольске археологического и этнографического музея. 

На создание коллекции новорожденного музея уездное земское собрание распорядилось выделить единовременное пособие в размере 100 рублей. Сотая часть этой суммы была потрачена как раз на уникальный деревянный велосипед. Организатор и первый руководитель музея Андрей Андреевич Цембер во время очередной командировки по Усть-Сысольскому уезду выкупил его у крестьянина села Кибра (ныне – село Куратово Сысольского района) Егора Безносикова… за один рубль.

Велосипед был изготовлен кустарным способом из дерева, колеса сделаны из поперечных деревянных спилов, скрепленных железными пластинками; руль также деревянный; педали железные. Это «транспортное средство» было отнюдь не игрушкой: кто-то из сельских ребятишек на нем катался.

В России велосипеды стали появляться во второй половине XIX века. Тогда этот вид транспорта считался роскошью и позволить его себе мог далеко не каждый: велосипед стоил от 250 до 400 рублей, тогда как средняя зарплата рабочего составляла всего 20 рублей. В 1880 году в Петербурге было зарегистрировано сто велосипедистов. Одним из первых российских велосипедистов стал император Александр II, который на своем «костотрясе» любил совершать велосипедные прогулки по Царскому Селу.

Сначала велосипеды в российской столице были исключительно импортные, а ближе к концу века наладили и собственное производство. Пионером русского велостроения считается «Велосипедная фабрика «Россия» А. Лейтнера», располагавшаяся в городе Риге Лифляндской губернии. Она была основана 10 сентября 1886 года и за 31 год существования прошла путь от мелкой мастерской до ведущей фабрики в отрасли. Вторым крупным предприятием новой отрасли промышленности была московская велосипедная фабрика «Дукс»
Ю.А. Меллера.

В начале ХХ века в России производство велосипедов уже было поставлено на поток. Цена на них упала до 150–200 рублей, что, впрочем, не сделало это транспортное средство доступным для народных масс. Именно поэтому велосипеды, особенно детские, зачастую делали кустари, для которых выковать-выстрогать в общем-то несложное средство передвижения было вполне по силам. В газете «Русский листок» от 12 октября 1899 года вышла следующая публикация: «Из Глазовского уезда пишут, что один из крестьян деревни Черкадской, увидев как-то двухколесный велосипед, задумал сделать нечто подобное сам, у себя в деревне. Задумано – сделано. Проработавши месяца два в своей хате, механик выехал на своем произведении из дому и, ко всеобщему удивлению, не без успеха катался по селу Укану. Самокатка его сделана из дерева по образцу двухколесных велосипедов, управляется рулем и вообще удовлетворяет своей цели, только немножко тяжеловата. Для передачи вместо цепи употреблен ремень. Черкадский механик начинает возбуждать зависть, и не будет ничего удивительного, если к будущему лету полдеревни поедет на самокатках».

Видимо, такой же умелец-самоучка жил некогда и в сысольском селе Кибра. Был ли это крестьянин Егор Безносиков, уступивший Цемберу за один рубль деревянный велосипед, или кто иной, неизвестно. Стоит отметить, что велосипеды получили широкое распространение у коми-зырян позднее, чем в целом по России. Это во многом было связано с удаленностью региона и отсутствием дорог – в Коми со значительным опозданием приходили периодические издания, книжные новинки, технические изобретения.

Велосипед из Кибры стал своеобразным брендом Национального музея, а также несколько раз использовался в качестве символа спортивного праздника «Велоночь». В 2018 году был организован конкурс на разработку сувенирной продукции для Национального музея «АС/СВОЙ». В одной из номинаций первое место заняла мастер Наталья Бережная с изделием «деревянный велосипед». Также в музее был реализован проект «Привет! Меня зовут Мелек! Я – велосипед». Эта образовательная программа для «особенных детей» направлена на знакомство с народной культурой, праздниками и обычаями коми. В проекте используется деревянная модель того самого раритета 1911 года.

Снежана ЖУРАВЛЕВА

Проект реализуется при содействии Национального музея Республики Коми.