28 петель надежды

Как сыктывкарские вязальщицы помогают недоношенным малышам и их мамам

Крох, появившихся на свет раньше срока в роддомах региона, врачи укутывают в шерстяные шапочки и носочки. Все эти вещи – безвозмездный дар малышам и их родителям от сыктывкарских мастериц международного  волонтерского движения «28 петель», которые на общественных началах вяжут для «торопыжек» изделия, чтобы им было комфортнее и теплее. Об этом замечательном проекте рассказывает координатор движения «28 петель» в Сыктывкаре Нина Юркина.

– Когда клуб «28 петель» возник в Сыктывкаре?

– «28 петель» – это международное движение, которое зародилось в Казахстане. В 2012 году журналистка Карла Нур делала материал о враче-неонатологе и увидела в одном из кювезов недоношенного малыша в крошечных вязаных носочках. Так она узнала, что шерстяные вещи помогают врачам выхаживать младенцев. Но в той больнице, где работал этот врач, носочки для малышей заказывали у одной-единственной неравнодушной бабушки. Девушку тронула эта история, и она начала привлекать волонтеров, чтобы обеспечить больницу этими необходимыми изделиями. Откуда такое название? Дело в том, что именно 28 петель требуется набрать на спицы, чтобы связать носочек для ребенка, который появится на свет раньше времени.   

В России движение появилось в 2017 году, и уже в конце августа такой клуб открылся и в Сыктывкаре. У его истоков стояла не я, а удивительная девушка, владелица собственной студии вязания Елена Малышева, которая узнала, что Республиканская детская клиническая больница тоже нуждается в таких изделиях.

У истоков проекта «28 петель» в Сыктывкаре стояла Елена Малышева, которая сегодня живет в другом регионе.

О клубе я узнала случайно в 2022 году, когда, листая ленту «ВКонтакте», наткнулась на комментарий о волшебных руках Елены, которая вела проект «28 петель». Я заинтересовалась, так как сама тема вязания и рукоделия мне была интересна. Азам вязания меня научила моя прабабушка, а в школе я закрепила это знание на уроках труда. 3–4 года назад в голове крепко засела мысль, что хотелось бы повязать «не в стол», а создавать что-то нужное и полезное. Я написала Елене, она проконсультировала, какие мастер-классы по этой теме посмотреть, я начала изучать самостоятельно опыт других регионов – и погрузилась с головой. Затем связала пару комплектов (комплект – это плед с шапочкой и носочками) и отнесла на суд Елены, которая похвалила качество изделий. Было очень приятно, что с первого раза все получилось и не надо перевязывать. И тут «Остапа понесло»! С головой ушла в процесс вязания пледов, шапочек и носочков для недоношенных малышей, брала уроки вязания крючком у Елены, чтобы научиться вязать игрушки-комфортеры для малышей.

Летом прошлого года Елена предложила мне стать координатором движения в Республике Коми, так как она переезжала в другой регион. Это было неожиданное, но приятное предложение. Однако я взяла тайм-аут, чтобы подумать, взвесить «за» и «против», посоветоваться с супругом, так как это долгосрочный проект, требующий постоянного внимания, энергии и сил. В итоге приняла решение: почему бы и нет? И вот с июня прошлого года я координатор движения «28 петель» в Коми. 

– Почему Вы решили вязать именно для недоношенных малышей?

– Мне не раз задавали этот вопрос, но ответить на него сложно. Но какие же невероятные эмоции испытываешь, когда видишь эти крохотные носочки, где резинка носка надевается на большой палец руки для проверки размерности – и он не должен спадать, болтаться. А сама длина стопы носочка всего 5–7 сантиметров – и это еще может быть велико малышу! Когда такое вяжешь, то проникаешься не только чувством умиления, но и ответственности за свой результат: в первую очередь твое изделие не должно навредить человеку. 

– Какие существуют требования к изделиям?

– Во-первых, вещи для «торопыжек» должны быть связаны исключительно из стопроцентной шерсти без всяких добавок, потому что она обладает терапевтическими свойствами. Во-вторых, вещи должны быть аккуратно связаны, резинка не должна быть тугой, не должно быть узелков, которые могут повредить нежную кожу новорожденных. В-третьих, вещи должны быть красивыми, эстетичными, они должны радовать маму, которая, возможно, находится в состоянии шока или в подавленных чувствах от нежданного события – досрочных родов. Не навреди – это основное правило и, можно сказать, девиз нашей деятельности.

– Что еще вяжут сыктывкарские мастерицы в помощь малюткам?

– Девочек-вязальщиц мы называем «феечками», потому что они творят настоящее волшебство. Наши феечки вяжут не только вещи, но и игрушки-комфортеры. История появления этой игрушки не менее интересна. В Дании одна из мам, обратив внимание, что ее недоношенный малыш постоянно дергает проводки от датчиков приборов, отвечающих за измерение параметров жизнедеятельности, решила связать ему игрушку, чтобы занять ручки ребенка. В итоге она связала крючком игрушку-осьминожку со спиралевидными щупальцами, имитирующими пуповину матери, которой ребенок был связан c ней в утробе.  После появления игрушки младенец стал вести себя спокойнее, перестал дергать проводки. Успешный опыт распространился по всему миру. Каких только игрушек наши феечки сейчас не вяжут, это настоящие шедевры, однако смысл игрушки остается неизменным – подарить малышу чувство спокойствия и уверенности, что мама рядом.

Отмечу, что игрушки мы вяжем исключительно из стопроцентного хлопка. Этому также есть ряд объяснений. При воздействии высоких температур (все изделия подвергаются стирке на высоких температурах) материал должен сохранять свои свойства и не терять форму, к тому же оставаться гигиеничным и экологичным. Пожалуй, только стопроцентный хлопок отлично справляется с этой ролью.

– Сколько в настоящее время мастериц состоит в сыктывкарском клубе «28 петель»?

– Сложно подсчитать. К примеру, в настоящее время количество подписчиков нашей группы «ВКонтакте» перевалило за тысячу человек. Возможно, кто-то из этого числа случайный зритель, но есть группа людей, помогающих в приобретении пряжи на постоянной основе.

Примерно 40 человек вяжут для недоношенных деток: кто-то эпизодически, кто-то – постоянно (таких примерно 15 человек). Нельзя не отметить группу людей, которые по разным причинам не могут или не умеют вязать, но пытаются помочь другими способами: делают репосты объявлений в группе, рассказывают родным и близким о нас. И это очень значимо и важно.

– Как много изделий удалось связать за время существования клуба?

– Подробная статистика стала вестись с прошлого года, когда движение «28 петель» стараниями волонтеров из Саранска получило статус АНО – автономной некоммерческой организации. Теперь мы официальная организация – со своим ИНН и расчетным счетом в банке, со своим директором, уставом и с возможностью заключения договоров. Поэтому у нас появилась форма отчетности: мы предоставляем информацию о количестве и ассортименте изделий, которые мы передали в медицинские учреждения. Иногда я заглядываю в отчеты городов-миллионников, масштабы которых действительно впечатляют. Но мы за такими цифрами не гонимся. Например, в феврале – марте я отвезла в отделение детской реанимации Коми перинатального центра и в отделение патологии новорожденных и недоношенных детей РДКБ примерно 250 изделий (это шапочки, пледы, носочки, игрушки-комфортеры).  Пусть объемы невелики, но я знаю, что каждая вещь востребована, нужна и действительно принесет пользу маленькому человечку. 

Нина Юркина и заведующий отделением патологии новорожденных и недоношенных детей РДКБ Андрей Кораблев.

– Где вы берете средства на пряжу?

– Это щепетильный и больной вопрос. Я покупаю пряжу сама, некоторые девочки-волонтеры тоже приобретают пряжу самостоятельно. Большая часть мастериц готова вязать из пряжи, которую им дадут, поэтому ценно, что в моем окружении есть люди, которые помогают. Мои коллеги, друзья, близкие и знакомые, узнав, чем занимаюсь, просто покупают и приносят моточки шерсти. У меня есть замечательная подруга Оксана Апанасевич, которая поддерживает это начинание уже несколько лет, покупая мне пряжу на постоянной основе. Она – визажист-бровист с большой аудиторией в социальных сетях – сделала перед Новым годом шикарный подарок всему движению: организовала благотворительный сбор средств среди своих подписчиков на покупку пряжи. Была собрана большая сумма и невероятное количество пряжи закуплено под Новый год. Помню, что ходила несколько дней абсолютно счастливая, это стало для меня самым лучшим новогодним подарком. Потом раздавала пряжу весь декабрь и часть каникул, а в феврале шел обратный процесс – забирала готовые изделия у феечек. 

– О чем Вы мечтаете как куратор проекта?

– Хочу, чтобы наше дело развивалось, чтобы все детки были здоровы, чтобы мы могли обеспечить комплектом каждого недоношенного малыша. Хочу, чтобы у меня всегда была пряжа, которую я могу выдать девочкам, готовым помогать.  Хочется, чтобы ряды феечек-вязальщик пополнялись, чтобы новые девочки приходили, особенно любители вязания игрушек крючком.

Вот уже восьмой год движение «28 петель» тесно сотрудничает с Республиканской детской клинической больницей, помогая связанными шерстяными изделиями в выхаживании детей, появившихся на свет раньше срока. Здесь волонтеров всегда ждут и встречают с огромной радостью и теплотой.

Хочется продолжать помогать нашим медицинским учреждениям на постоянной основе. Так, мы уже много лет отвозим вещи в отделение патологии новорожденных и недоношенных детей Республиканской детской клинической больницы. Недавно стали сотрудничать с отделением детской реанимации Коми перинатального центра, сотрудники которого опубликовали невероятно теплый пост в соцсетях с отзывом о наших изделиях, которые подошли, пригодились, понравились. Это было до мурашек, до слез.

Одно из самых больших желаний – найти спонсора, доброго надежного партнера, который пару раз в год на постоянной основе сможет закупать пряжу для моего клуба, чтобы обеспечивать наших феечек-мастериц.

Анастасия Тарабаева (ИА «Комиинформ»)

Фото из архива Нины Юркиной