Альберт Бирштадт. «Озеро в снеговых горах»

В течение нынешнего года мы знакомили читателей с шедеврами из собрания Национальной галереи Республики Коми. Сегодня – завершающая публикация из этого цикла. Представляем вам картину американского художника-пейзажиста Альберта Бирштадта (1830-1902)
«Озеро в снеговых горах».

Альберт Бирштадт – немец по происхождению и яркий представитель живописи США второй половины XIX века. Родился в прусском городе Золингене близ Дюссельдорфа, а спустя год уехал с родителями и двумя старшими братьями в Соединенные Штаты Америки. Семья обосновалась на восточной окраине страны – в городе Нью-Бедфорд штата Массачусетс. Там юный Альберт впервые начал проявлять интерес к изобразительному искусству. И хотя любовь к изображению была, по-видимому, семейной (оба старших брата, Карл и Эдуард, посвятили себя фотографии и гравюре), именно рисунок, а позже живопись, увлекали Альберта все больше.

В 1851 году он впервые попробовал себя в технике масляной живописи, а в 1853 отправился в Европу, чтобы обучиться тонкостям мастерства. С этого времени имя Альберта Бирштадта связывается с Дюссельдорфской художественной школой, продолжавшей и развивавшей традиции академического романтизма.

По возвращении из Европы Бирштадт какое-то время преподавал живопись и рисунок, но собственные занятия живописью не могли оставаться в тени. В 1858 году художник выставил один из своих пейзажей в Национальной академии дизайна, и картина получила высокую оценку критиков. Через год Альберт Бирштадт принял участие в экспедиции Фредерика Уильяма Ландера, исследователя и поэта, на запад Соединенных Штатов. Оттуда он привез множество пейзажных зарисовок, доработав которые, представил зрителям в 1860 году. Красота, мастерство и масштаб произведений потрясли и публику, и критиков. В том же году Бирштадт был избран членом Национальной академии дизайна. Общественность открыла для себя Бирштадта, как он открыл красоту и величие природы своей страны.

Эта красота не оставляла художника на протяжении долгих лет. И в шестидесятые, откупившись от военной службы, он продолжал писать величественные пейзажи, символизировавшие незыблемый фундамент бытия нации. Его произведения были чрезвычайно востребованы, как все, противостоящее разрушению и войне. Альберт Бирштадт участвовал в экспедициях, совершал множество творческих поездок по девственным и мало исследованным уголкам страны. Огромные полотна, увлеченно воспевающие красоту родной природы, крепко связали имя Бирштадта с художественным объединением американских романтиков (так называемой школой реки Гудзон). Триумфальной стала для Альберта Бирштадта поездка в Лондон в 1867 году, когда он продемонстрировал свои полотна королеве Виктории.

Тем не менее, картины Бирштадта получали и долю критики – упоминалась, в частности, чрезмерная театральность их композиции. Появлялись мнения, что Бирштадт начал копировать себя. Наконец, в 1889 году его полотно впервые не было принято на выставку с «диагнозом» старомодности. Это означало окончательный закат звезды Бирштадта и знаменовало начало низложения жанра монументального пейзажа в американском искусстве.

Альберт Бирштадт умер в 1902 году, будучи практически забытым, и только в 1960-е годы его творчество – точнее, та его часть, что составляли зарисовки и этюды, – снова попало в фокус зрительского внимания.

За всю жизнь Альберт Бирштадт написал более 500 живописных полотен, множество из которых еще при жизни автора были выкуплены частными коллекционерами Америки и Европы. Покупателем стал в числе других и Козьма Терентьевич Солдатенков. Промышленник-текстильщик и выходец из крестьянского сословия, он известен как один из крупнейших русских благотворителей и видный коллекционер. После его кончины в 1901 году собранная Солдатенковым коллекция, включая полотно Альберта Бирштадта «Озеро в снеговых горах» 1871 года создания, перешла по завещанию в Румянцевский музей, где и хранилась больше двадцати лет. В 1924 году музей был закрыт, а коллекция расформирована и распределена между музеями молодой советской республики.

В 1928 году произведениями из бывшего Румянцевского музея пополнилось собрание вновь открытого художественного отдела Краеведческого музея Коми АССР – будущей Национальной галереи Республики Коми.

Однако состояние картины «Озеро в снеговых горах» было плачевным. Красочный слой растрескался, загрязнился, холст, покрытый царапинами, изрядно обветшал и требовал срочной реставрации. К этой проблеме добавлялась и другая: оказалось утраченным само авторство картины, произведение фактически стало безымянным. Поэтому долгие годы полотно хранилось в запасниках и вовсе не демонстрировалось зрителям. Попытки установить авторство неизменно заходили в тупик, а ресурсов и сил на реставрацию такого масштабного полотна не хватало.

Помог случай: в 1986 году в печати были опубликованы материалы, посвященные успешной реставрации картины Альберта Бирштадта «Заход солнца» (картина принадлежит собранию Орловской картинной галереи). С этого момента началось возрождение «Озера в снеговых горах». Для реставрации были приглашены художники, восстановившие «Заход солнца» – С. К. Светличная и С. Ю. Крючков. Кроме того, наконец-то была снята завеса забвения с имени автора, оказавшегося выдающимся американским романтиком. Теперь «Озеро в снеговых горах» считается одной из ключевых картин в разделе зарубежного искусства собрания Национальной галереи Республики Коми. Сама галерея (вместе с Орловской картинной галереей и Государственным Эрмитажем) входит в тройку российских музеев-счастливчиков, кому повезло обладать картинами Альберта Бирштадта.

Анастасия ДАНЬШОВА

Редакция благодарит сотрудников Национальной галереи Коми за подготовленные для журнала «Регион» материалы.

Альберт Бирштадт. «Водопад «Фата невесты».