Инга Поповская. Разговор с холстом

«Регион» продолжает знакомить читателей с миром изобразительного искусства Республики Коми. Героиня рубрики Инга Поповская относится к молодому поколению живописцев региона. Ее наставники, ставшие коллегами и друзьями, учили прежде всего думать.

Инга Поповская – сыктывкарская художница с вологодскими корнями. Родилась в Великом Утюге в 1992 году. Дочь подводника, в детстве она успела пожить в Северо­двинске. Гимназию искусств и художественную школу закончила в Вельске Архангельской области, на родине своей мамы. Учили ее талантливые мать и дочь: в начальной школе гимназии – Наталья Пухова, в «художке» – ее мама Валентина Суханова. С отличием закончив обе эти школы, Инга приехала в Сыктывкар поступать на факультет искусств в Сыктывкарский государственный университет.

– Рисовала я лет с трех. Помню, как впервые увидела сидящего на набережной Сухоны в Великом Устюге, где я родилась, художника за этюдником и уже тогда захотела вести такой же образ жизни, – вспоминает Инга.

Мама развивала Ингу всесторонне: были и другие кружки, но рисование оставалось любимым. На занятиях царила свободная атмосфера, и программа также была произвольной, что Инга позже оценила, сама став педагогом.

– В таком возрасте за ребенка рисует природа, а взрослый должен помочь открыть в мир искусства занавесочку, – говорит художница. – ­У художника обязательно должно быть начальное художественное образование: это база, «скелет» дальнейшего творчества.

Возможностей у выпускников школы в 2009 году было не так много, как сейчас у одиннадцатиклассников, и выбрать вуз для профессионального образования Инге предстояло из трех учебных заведений: в Вологде, Архангельске и Сыктывкаре.

– В художественную школу выпускники разных лет часто приносили буклеты из своих вузов, и особенно мне запомнился красочный буклетик Сыктывкарского государственного университета. Кроме того, смущало то, что в Вологде и Архангельске давали архитектурное образование. А я больше живописец. Выбор пал на Сыктывкар, – рассказывает Инга. – Конечно, я ехала учиться на изобразительном факультете, но по приезде выяснилось, что набора на ИЗО не было. Оставалось просто выбрать «НХТ» или «Дизайн». Так как народное художественное творчество мне было ближе, я пошла на него.

Студенчество было насыщенным, веселым: хор, плавание, походы… Со второго курса Инга – постоянный волонтер в приюте для бездомных собак «Друг», что стало отдельной страницей в ее жизни и творчестве. Собакам посвящен целый цикл ее работ. Несколько лет уже после окончания университета неизменным спутником Инги и героем ее картин был бывший «бездомыш» Гога. Сыктывкарцы наверняка помнят историю исчезновения Гоги. Пес потерялся, искал его весь город. Гога – уставший, похудевший – нашелся.

Учеба в окружении творческих однокурсников и педагогов давалась легко, а учителя, по признанию Инги, стали не просто наставниками, а друзьями. Говоря о творчестве своих сверстников, художница рассуждает, что сыктывкарская школа живописи во многом зависит от педагога, от того, что он хочет вложить в своих учеников.

– Мои наставники в этом плане закончили разные школы: у кого классическое образование, у кого прикладное… В творчестве учеников это все смешалось воедино и выливается во что-то свое. Классно, что педагоги в университете не учат всех одинаково. В моей группе были люди разного уровня подготовки, и ни у кого за все пять лет не поменялся стиль. Все остались индивидуальностями, став сильнее в плане конкретных дисциплин, – говорит Инга. – Тут учат думать. Рисовать можно научить каждого, а вот думать – это куда сложнее. Мыслить как художник.

Своими учителями в изобразительных и прикладных дисциплинах Инга называет Светлану Бутакову, Анастасию Денисову, Анжелу Разманову, Ирину Земцову, Владимира Дурнева. «Все они для меня большие художники, авторы», – говорит она. Сегодня Инга и ее наставники – коллеги по цеху, Союзу художников, выставляются вместе на одних площадках. А тогда, во время учебы на прикладном отделении, она продолжала самостоятельно делать творческие работы по живописи.

– Возможно, во время сессий меня не любили за это одногруппники: на просмотре у меня была вся стена вместо двух полос. Душа все пять лет тяготела к живописи и графике, и даже мой дипломный проект выглядел как серия картин, выполненных в прикладной технике: цветом служил текстиль, линией карандаша – строчка на машинке. И тему я выбрала не совсем стандартную для университета. Получился социальный проект о бездомных животных и ответственности человека, который потом, кстати, я показала в Санкт-Петербурге на ежегодном фестивале «ЗооАрт». Уже после участвовала в нем с персональными выставками, посвященными собакам.

После окончания университета Инга подалась в преподаватели. Сегодня еще одним «родным местом» она называет сыктывкарскую детскую школу-студию «Радужка».

– И никогда бы не ушла оттуда, и детей любила сильно, и открыла в себе многое. Но после вступления в Союз художников мне сразу дали мастерскую. Это и побудило меня уйти на «вольные хлеба», к чему изначально я и стремилась, – говорит Инга. – Пошли пленэры, выставки, проекты. Жить стало рискованнее, но именно так и должен жить художник. Мне понравилось в этой «невесомости», в которой я пребываю до сих пор.

Основной темой своего творчества она называет пейзаж – городской и сельский, а любимым жанром, полюбившимся еще в детстве, – натюрморт. В начале двадцатых годов увлеклась зооморфным стилем: именно тогда родились ее «кошачьи» и «собачьи» циклы. А еще Инга – настоящая трудяга: во время пленэрных поездок она выходит из дома в пять утра и работает до поздней ночи.

­– Едешь целенаправленно трудиться не жалея себя. Во время такой работы у меня запускается какой-то пропеллер, и никакой дождь его не остановит. Пока я не сделаю всё, что задумаю, билет обратно не покупаю, – признается Инга.

Свой стиль она определяет притяжательным прилагательным – Ингин. Так называется и ее группа «ВКонтакте» – Iнгин , где можно посмотреть и приобрести ее работы.

– Мой стиль начал формироваться в студенчестве и, возможно, еще будет меняться – это нормально для художника. Никогда не хотела повторять за кем-то или быть похожей на кого-то. Стиль формируется с годами. Все нужно перепробовать. Выросла я на импрессионизме, нравится авангард и абстракция. Часто на современных выставках понимаю, что многого не понимаю. И это классно, потому что мозги начинают работать не так, как привыкли.

Художница работает в смешанной технике, используя масляную пастель и акрил. Это ее пленэрная находка. На пленэр она обычно берет все материалы. «Я ведь не знаю, как у меня прочувствуется то или иное место», – объясняет она. Инга не любит комментировать, что и как делает, давая возможность зрителю самому подумать над этим.

Вдохновение, по ее словам, не зависит от погоды, настроения, самочувствия, бытовых проблем.

– Я не жду никакой музы. Муза – это миф. Надо просто начать говорить с листом перед тобой, начать создавать. Меня вдохновляет почти все, будь это чья-то личная история, мамин звонок по громкой связи. Некоторые работы могут родиться из ничего и быстро, когда в мастерской работает радио, – говорит художница.

Полина РОМАНОВА

Фото Юлии Леготиной и из архива Инги Поповской

Проект реализуется при поддержке Национальной галереи Республики Коми