На «Ермаке» по железной дороге

Посетителям Коми ВДНХ дали возможность побывать в роли машиниста

На выставке «Достояние Севера» в ТРЦ «Июнь» публике был представлен тренажерный комплекс, полностью имитирующий кабину электровоза 2ЭС5К «Ермак». Сделано это было не только для развлечения гостей Коми ВДНХ. Тренажер используется для обучения локомотивных бригад вождению поездов и действиям в нештатных и аварийных ситуациях. Как раз о такой ситуации поведал нам начальник Сосногорского территориального управления Северной железной дороги Тимур Шалашнев перед открытием выставки.

Виртуальная реальность

Две недели назад на железной дороге близ Инты могла случиться трагедия. Пренебрегая элементарными правилами безопасности и здравым смыслом, на пути вне железнодорожного переезда выехал самодельный вездеход. Горе-водитель не предусмотрел, что его агрегат может зацепиться за рельсы нижней рамой. Несмотря на то, что нелепый инцидент произошел ночью, опытный машинист пассажирского поезда Воркута – Москва вовремя заметил опасность, успел максимально сбросить скорость и не допустил крушения. Но столкновения избежать не удалось. Вездеход, откуда успели выскочить люди, разбило вдребезги и отбросило на насыпь, у электровоза погнуло метельник. Обошлось без жертв.

Именно для отработки таких нештатных ситуаций отечественные специалисты и создали начиненные электроникой учебные модули-тренажеры. Ощущения за пультом тренажера самые что ни на есть реальные. За окном – просторы нашей родины в виртуальном режиме, перед машинистом – кнопки, рычаги и мониторы электропоезда. Такие симуляторы установлены во всех учебных заведениях и центрах, готовящих кадры для железной дороги.

В машинисты б я пошел…

«Поводить поезд» на выставке в Сыктывкаре смогли несколько сотен человек. До этого такая возможность была предоставлена жителям Ярославля.

Инструктор Григорий Сембай терпеливо и обстоятельно объяснял разновозрастным «машинистам», как сдвинуть с места 6-тонный состав и без приключений довести его до места назначения. Подход находил и к детям, и к опытным водителям, и к дамам.

– Представьте, что тут коробка-автомат, – объяснял он очередной гостье площадки, взявшейся за рычаги электровоза. – Вот на прежних моделях была механика, а тут можно выставить «круиз-контроль». Знаете, что это такое?

Знали не все, тем не менее, под руководством опытного наставника успешно вели поезд. «Пусть это будет товарный состав, не будем рисковать пассажирами», – шутил инструкор с особо нерешительными «машинистками». К слову, в стране пока нет ни одной женщины, которая водила бы поезда дальнего следования. Женщины осваивают электрички и поезда метро, а на столь ответственных и сложных участках работали разве что в войну, когда мужчины сражались на фронтах, и машинистов катастрофически не хватало.

Тем не менее, Тимур Шалашнев вполне допускает, что в недалеком будущем представительницы слабого пола вполне смогут освоить мужскую профессию. Опять же благодаря новым технологиям. Они просто не допустят превышения скорости, пробуксовки колес, малейшей технической неисправности и всего, что может помешать безопасно и в срок добраться до места назначения. Об этом компьютер оповестит машиниста, диспетчера, а в случае потенциальной опасности просто остановит состав.

Тренажер работал в Сыктывкаре два дня. Все это время к нему выстраивалась внушительная очередь. Большинство гостей благодаря компьютеру и терпению наставника легко справлялись с задачей. Кто-то удостаивался похвалы и шутливого предложения работать на железной дороге, как, например, зампред правительства региона Анатолий Князев. К официальному открытию ВДНХ гости выставки уже изрядно «разогнали» состав, отмахали с сотню километров, и на его трехкилометровый участок как раз пришлась ответственная задача: не допустить столкновения поезда с внезапно выскочившим на переезд автомобилем. Вице-премьер, он же министр сельского хозяйства республики, уверенно справился с задачей, никто не пострадал.

Центральная экспозиция выставки – «ОАО «РЖД» и Республика Коми – партнерство, устремленное в будущее» – была посвящена перспективным инвестиционным проектам, реализуемым РЖД на территории Коми, в частности строительству Северного широтного хода.

Не уверен – не выезжай!

Основная задача тренажера «Ермак» – обучение начинающих машинистов и оттачивание навыков опытных. Но есть и еще одна – борьба с беспечностью современных водителей. Тормозной путь автомобиля – от нескольких десятков метров в городе до сотен на трассе. А вот поезд, чтобы остановиться, должен проехать от шестисот метров до километра. Скорость локомотива, несущегося по рельсам – около 90 км. Например, тот самый поезд Воркута – Москва, в момент, когда машинист заметил вездеход, составляла 83 километра. «С кем угодно, только не со мной!» – рассуждают лихачи, ставя под угрозу жизни сотен людей.

По статистике, ежегодно на железнодорожных переездах в нашей стране гибнут десятки человек. Подавляющее большинство ДТП случается по вине беспечных водителей, решивших «проскочить» перед составом. А если проскочить не удается, то потенциальными жертвами могут оказаться не только пассажиры авто, которые, к счастью, часто успевают покинуть застрявший автомобиль, но и те, кто едет в вагонах. Только от внимательности и мастерства машиниста зависит, насколько тяжелы будут последствия аварии. Теперь в помощь ему – компьютер в современных электровозах. А водители, побывавшие на месте локомотивщика за пультом тренажера, на всю жизнь запомнят, как неумолимо несется тысячетонная громадина на машину, застрявшую на переезде.

Главные лица

Общаясь с гостями выставки, сотрудники СЖД не обнаружили ни одного, кто хоть раз не путешествовал бы на поезде. Поэтому и вопросы викторины, за которую железнодорожники щедро раздавали призы детям и взрослым, в основном, не вызвали затруднений. Кстати, многие из них касались именно безопасности на дороге – и железной, и автомобильной. Впрочем, были и заковыристые. Посетители выставки, например, узнали, что паровоз в России никогда не называли «валенком», а вот «фантомасом» и «вылом» – сколько угодно. Последний – потому что вентиляторы охлаждения мотора очень уж выразительно завывали, а «фантомасом» локомотив окрестили за «глазастость» серо-зеленого тепловоза.

Пока взрослые погружались в историю Северной железной дороги и узнавали о стратегических планах компании, малыши упражнялись в скороговорках, отгадывали загадки и готовились к очередному путешествию на поезде, которое когда-нибудь обязательно наступит.

Полина РОМАНОВА

Фото Дмитрия ГРИШИНА, ИА «Комиинформ» и пресс-службы СЖД