С Петровских времен до наших дней

В Музее Ухтинского государственного технического университета можно познакомиться с историей освоения нефтяных богатств Коми

«Вот эта книга Николааса Витсена, голландца, 1692 год, где впервые упоминается об Ухте. А здесь мы говорим про Григория Черепанова, который привез Петру Первому бутыли нашей нефти, о Федоре Прядунове, который основал первый в России нефтепромысел на реке Ухте. А это изба Михаила Константиновича Сидорова, который очень много сделал для того, чтобы развивалась нефтяная, да и вообще любая промышленность на нашем Севере»… Заведующая Музеем Ухтинского государственного технического университета Евгения Зеленская, как всегда, начинает экскурсию с зала, где представлена дореволюционная история нефтяной Ухты.

Всего таких залов в музее УГТУ – шесть, плюс галерея лайт-боксов. Вся экспозиция выстроена в строгом соответствии с концепцией музея: «От Ухты гулаговской до Ухты университетской». Большая часть экспозиции посвящена истории открытия и разработки месторождений Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции. По сути, этот музей на первом этаже главного корпуса УГТУ можно смело назвать и Музеем истории нефтяной промышленности в Коми. Единственным в республике.

Заведующая музеем Е. Зеленская – председатель Совета Ухто-Печорской общественной организации «Мемориал», автор многих публикаций и ряда книг по истории нефтяной промышленности и города Ухты: «Лагерное прошлое Коми края (1929-1955 гг.) в судьбах и воспоминаниях современников», «Ухтинская нефть в эпоху Романовых», «Город нашего детства».

Ловлю себя на мысли, что Евгения Анатольевна будто незаметно переключает какие-то невидимые рычаги машины времени, и вслед за ее рассказом ты переносишься на столетие назад, на болотистые берега Ухты, уставленные деревянными заявочными столбами и буровыми вышками первых нефтепромышленников.

– Вот так выглядел промысел Гансберга, – переходит к очередной витрине заведующая музеем. – Он был в районе нынешнего поселка Водный. Вот его вышка, здесь же была еще техмастерская, керосиновый завод, электростанция. А это – дом Гансберга…

Обращаю внимание на старую электролампочку, прикрепленную рядом со стендом. И делаю для себя неожиданное открытие. Оказывается, первая электрическая лампочка в Коми крае зажглась не в 1916 году в Усть-Сысольске, как я думал, а здесь, на Варваринском промысле инженера и нефтепромышленника Александра Гансберга – в 1908 году. А через год там же заработал и первый телефон – для внутренней связи.

Как известно, на Водном, уже в советское время, велась и добыча радия. Посреди музейного зала стоит любопытное сооружение – имитация скважины на радиевом промысле. А рядом остатки деревянных труб.

– Это как раз трубы, по которым шла вода от скважин на радиевые заводы, – поясняет Евгения Анатольевна. – Дело в том, что в морозы обычные чугунные трубы лопаются. И тогда заключенные, прибывшие сюда из Соловецкого лагеря, вспомнили, что там, на Соловках, монахи использовали вот такой деревянный трубопровод.

Вкладу заключенных Ухтпечлага и Ухтижемлага в освоение нефтяных запасов Тимано-Печоры посвящена большая экспозиция во втором зале. По представленному уникальному материалу она самая масштабная в музее. Это и понятно: основой музейного фонда послужила коллекция первого председателя Ухто-Печорского общества «Мемориал» Аркадия Ильича Галкина, которую он передал в музей в начале 2000-х годов. Сегодня гулаговский фонд в Музее УГТУ насчитывает несколько тысяч единиц хранения и постоянно пополняется. Это предметы лагерного быта, многочисленные документы, газеты того времени, фотографии, воспоминания, письма. Есть подлинные геологические отчеты видного геолога И. Н. Стрижова и отчеты о работе Ухтпечлага. Есть уникальные материалы о той самой Ухтинской экспедиции ОГПУ 1929 года, с которой по советской еще традиции и начинают отсчет (на мой взгляд, довольно спорный) нефтяной промышленности Коми. Целый ряд экспонатов доставлен в музей самой Евгенией Анатольевной и сотрудниками УГТУ из поселка Иоссер, где когда-то был отдельный лагерный пункт. «Дверь, нары – это из Иоссера, а вот кружки, сапог, кованая решетка – все это привез Аркадий Ильич с Ухтарки, там был печально знаменитый расстрельный лагерь», – поясняет она.

Евгения Анатольевна обращает мое внимание на исписанный мелким почерком клочок какой-то странной выцветшей плотной бумаги. Оказывается, это автобиография Петра Петровича Аберкона, заключенного Ухтижемлага, написанная на бумаге из-под крафт-мешка. Обычной писчей бумаги в лагере не хватало, и на упаковочной писали письма и даже официальные справки.

Впрочем, в этом зале воссоздана обстановка кабинета того, кому хватало и бумаги, и всего прочего – начальника лагеря. Над письменным столом – огромный портрет Сталина во весь рост.

– Откуда Сталин? – спрашиваю.

– Его нашли самые первые наши мемориальцы, я даже не знаю, где. Портрет был написан, конечно, здесь, кем-то из заключенных, подписи на холсте нет. Мемориальцы отдали его на временное хранение в городской краеведческий музей, а потом я попросила передать его нам, – рассказывает Зеленская.

В этом же зале собраны материалы о самых крупных нефтяных месторождениях Коми. Среди них – знаменитое Войвожское, открытое в 1946 году. Первооткрывателем этого крупного месторождения легкой нефти был Константин Андреевич Машкович. За свое открытие он получил Сталинскую премию будучи заключенным. Это единственный такой случай – по крайней мере, в Ухте.

На противоположной стороне от инсталляции «Нефть» – история становления газовой промышленности. В Коми крае в 1940-е годы впервые в СССР началась не только крупномасштабная разработка газовых месторождений, но и промышленная переработка газа – строительство сажевых заводов.

– Сценарная концепция музея написана в 2004 году известным профессором музейного дела Тарасом Пантелеймоновичем Поляковым, а я была соавтором, – вспоминает Евгения Анатольевна. – Затем Поляков привлек главного художника музея-усадьбы «Горки Ленинские» Сергея Чистова. Они полностью окунулись в нашу историю, читали много литературы, не раз сюда приезжали, и в результате создали макет музея. А мы уже делали все по этому макету. Все эти витрины сделаны нашими ухтинскими художниками Анатолием Докучаевым, Юрием Гусевым, Виктором Васяевым. Это была очень сложная работа…

А инициатором и идейным вдохновителем создания университетского музея был тогдашний ректор, а ныне президент УГТУ Николай Цхадая.

– Николай Денисович нам очень много помогал и всячески нас поддерживал, – говорит заведующая музеем. – Он меня сюда и пригласил в 1999 году. Я ведь по специальности геолог, работала в сейсморазведочной экспедиции, а музейному делу пришлось учиться уже здесь.

Первоначально музей задумывался как чисто университетский, отражающий историю УГТУ. Но постепенно тематика фондов расширялась, и теперь экспозиция вмещает всю историю промышленного освоения Тимано-Печоры.

В третьем зале, например, представлено уникальное предприятие «Яреганефть».

– Вот эта деревянная обсадная труба как раз из первой нефтешахты на Яреге, – показывает Евгения Анатольевна. – А это нефтенасыщенный песчаник, так выглядит ярегская нефть. Подкова оттуда же – вагонетки ведь раньше лошади возили.

Остановившись у макета действующей нефтешахты, заведующая музеем демонстрирует процесс извлечения тяжелой ярегской нефти, поясняя при этом: «Сейчас уже, правда, все немного по-другому, технологии постоянно совершенствуются».

– Вообще-то мы пытаемся рассказывать не столько о предприятиях, сколько о людях, много сделавших для Ухты. Поэтому постарались разместить побольше фотографий геологов, буровиков, инженеров. Людям надо о них знать, – говорит Евгения Анатольевна.

В залах Музея УГТУ можно познакомиться не только с «нефтянкой». Историю промышленного освоения района нельзя представить без рассказа об Ухтинском механическом заводе, лесозаготовительных предприятиях, строителях и архитекторах, возводивших город. И, конечно, целый ряд разделов посвящен самому вузу – его становлению, факультетам и кафедрам, руководителям и преподавателям, известным выпускникам, современной жизни университета.

Есть в музее и Музыкальная гостиная. Ее дощатая сцена должна напоминать о лагерном театре, который, кстати, был организован и построен в Ухтпечлаге задолго до знаменитого Воркутинского музыкально-драматического. В гостиной мы можем увидеть и список музыкантов, артистов, режиссеров, «служивших» в этом театре, будучи заключенными.

Музыкальная гостиная, где часто проходят концерты, творческие вечера и встречи с интересными людьми, как бы подчеркивает открытость музея для всех, кто хочет узнать о прошлом и настоящем промышленной столицы Коми и ее уникальном вузе. Музей УГТУ проводит не только экскурсии по своим залам, но и различные тематические выставки, сотрудничает с образовательными учреждениями и музеями города, ведет просветительскую и издательскую деятельность. Есть в УГТУ и традиция, когда все первокурсники, придя в вуз, знакомятся с экспозицией университетского музея. Думается, для них это не просто ритуал, ведь здесь столько интересного и познавательного…

Хотя Музей УГТУ создавался еще в середине 1990-х годов, его 10-летний юбилей отмечается в нынешнем году. На снимке – открытие новых залов музея в июне 2009 года. Ректор УГТУ Н. Цхадая и первый Глава Коми Ю. Спиридонов.
С экскурсиями в Музее УГТУ побывало более восьми тысяч человек. Его гостями были участники конференций, семинаров, деловых встреч не только из России, но и из Финляндии, Канады, Норвегии, Китая, США, стран ближнего зарубежья. В марте 2019 года с экспозицией музея знакомились Народная артистка России Ирина Муравьева и актер Евгений Кулаков.

Евгений ХЛЫБОВ

Фото Александра ФИЛИППОВА и из архива УГТУ