«Мама наготовила»

домашних вкусностей для «Семы» и всех сыктывкарцев

«Сема, ешь!» – уютная кулинария-пекарня с таким необычным названием очень быстро стала популярной среди жителей столицы Коми. В чем секрет, «Региону» рассказала создательница кулинарной сети, кандидат экономических наук Татьяна Сахарова.

Доцент Института менеджмента и предпринимательства Сыктывкарского госуниверситета Татьяна Сахарова учит своих студентов применять полученные знания на практике. Тех, кто с ней «на одной волне», приглашает на практику в свое предприятие.

Сама Татьяна росла в деловой атмосфере. В переломные 90-е ее родители не спасовали перед всеобщим хаосом и унынием, а создали собственное предприятие – одну из старейших оптовых компаний в Сыктывкаре. Семейный же бизнес в сфере кулинарии начинался на Покровском бульваре в супермаркете «Норд», которым в 2016 пришлось пожертвовать под давлением более сильного игрока – федеральной продуктовой сети.

Опыт создания кулинарии-пекарни казался делом надежным и знакомым. И так и осталась бы она крепким середнячком среди конкурентов, если бы не необычное и броское название. Полтора года назад водители, проезжающие по кольцу в центре столицы Коми, невольно отвлекались на необычную фразу на вывеске бывшего магазина «Ветеран». «Мама наготовила. Сема, ешь!» – гласила вывеска. Лаконичный калач на белом фоне завершал образ. Настроение повышалось. Хотелось узнать, что же наготовила мама этому самому Семе. Незадолго до этого в семье Татьяны проходил «мозговой штурм». На суд домочадцев-партнеров предлагались варианты с названиями. Чего тут только не было – и имена, и этнокомпонент, и топонимика. В результате неоднократной сортировки, пристрастного лингвистического фильтра остановились на самом простом и одновременно парадоксальном: «Мама наготовила. Сема, ешь!». Не ошиблись те, кто уловил в нем легкое одесское эхо заботливой еврейской мамы: «Сема, ты кушал? Сема, ты не замерз? Сема, надень шапку!».

Начавшись с двух точек в микрорайоне Орбита и ТЦ «Рублик», «Мама наготовила» разрослась до собственного цеха на улице Лесопарковой и двенадцати точек реализации. Всю ночь в цеху кипит работа: готовятся всевозможные вкусности. С утра свежая продукция развозится по городу.

Хлебобулочные изделия, торты, пирожные, пирожки, шаньги, салаты реализуются до вечера. Именно поэтому в продуктах «Мамы» нет химии.

– Наша концепция – все натуральное, – говорит Татьяна. – В выпечке мы не используем улучшители, усилители вкуса и тому подобное. Нам этого не надо, потому что у нас нет задачи продлить срок хранения. То, что испечено к утру, должно уйти за день. Вчерашний хлеб на производстве перерабатывается в панировку – как дома. Остатки забирают фермеры для своих хозяйств.

Недавно в уютных плетеных корзинах, в которых выложен хлеб «Мамы», появилась новинка – бездрожжевой хлеб. Чтобы обучить пекарей его выпечке, Татьяна приглашала мастеров из Нижнего Новгорода и Екатеринбурга. Мастера привезли с собой живую закваску. Новый хлеб выпекается без промышленных дрожжей – как раньше. Тесто подходит за час-два, как при применении современных «быстрых» дрожжей, а зреет от 18 до 24 часов.

Бездрожжевой хлеб – «фаворит» самой владелицы бизнеса. Только предпочитает она продукцию «на любителя» – ржаной, с добавлением солода, дающего приятную кислинку. Из сладкого предпочитает слойки со всевозможными ягодными начинками. И тут тоже в центре внимания – натуральное: ягоды «Мама» заготавливает сама.

– Надеюсь, это лето будет урожайным на дары леса, предыдущие два года нас просто расстраивали. Запас ягод заканчивается, надо срочно его пополнять, – беспокоится она.

А вот покупатели, по ее наблюдениям, питают слабость к всевозможным пирожкам. Хорошо разбирают и коми шаньги, которые очень уважает «Семина мама». Вкусные и доступные по цене. Привлекает и акция «Пятый пирожок в подарок», есть стандартная двадцатипроцентная скидка на хлебобулочные изделия и определенный перечень продуктов после 7 часов вечера.

Татьяна не боится поправиться на собственной выпечке и уверена, что при сбалансированном питании и покупатели от этого застрахованы. Хлеб не подвержен гастрономической «моде», убеждена Татьяна. Он вечен, и, как в старину, должен быть вкусен и доступен. Конкуренция существует, но покупатель сам выбирает, где и что покупать.

– Мы понимаем, что покупательская способность у нас невысока, поэтому цены совершенно адекватны. Вкусное, свежее, недорогое – вот что мы предлагаем покупателям.

Кроме хлебобулочной и салатной линейки, «Мама» осваивает для «Семы» и всех сыктывкарцев кондитерскую линейку. Скоро к уже существующим десертам, тортам и пирожным прибавятся новые. «Будет недорого, красиво и вкусно», – обещает Татьяна. Технологи уже отправились за новыми рецептами на отраслевые выставки. Что касается разнообразных «маминых» салатов, она считает это большим плюсом предприятия. Горожанам можно не только закупиться хлебом, но и перекусить, купить салаты на ужин, заказать их на праздник, как и выпечку и торты.

– Первая ассоциация со словом «кулинария» – заведения, которые давным-давно были популярны в Советском Союзе, где готовили мясо, салаты и пирожки, которые далеко не всегда выглядели достаточно аппетитно, – рассуждает Татьяна. – Однако у нас в «Мама наготовила» под словом «кулинария» подразумевается, скорее, европейская концепция подобных заведений, где все сделано намного изящнее и вкуснее. В Европе вообще очень развита культура «еды на вынос», наверное, потому, что дома готовят там намного реже, а магазины домашней еды – отличная альтернатива необходимости стоять за плитой. Мы попытались эту европейскую концепцию кулинарий перенести на наши реалии, и она действительно пошла.

Развивать любимое дело Татьяне помогает не только опыт родителей и поддержка домочадцев, но и внимание Городского центра предпринимательства и инноваций Сыктывкара.

– Помощь нужна и новичкам, и опытным. Центр нам очень помогает. Благодаря его субсидии мы обновили оборудование. Важно и внимательное отношение к предпринимателям. Мы хоть и опытные, но проблемы у нас те же: налоги, аренда, коммуналка, постоянно растущие цены на сырье, зарплата сотрудников, которую надо повышать, одновременно удерживая цены на продукцию, – говорит Татьяна Сахарова.

Но главное, считает она, что ее поддержали сыктывкарцы, выбрав сеть пекарен «Мама наготовила» как источник теплого и вкусного не только для «Семы», но и для всех членов своих семей.

Полина РОМАНОВА

Фото Дмитрия ГРИШИНА

Адреса кулинарий сети «Мама наготовила» в Сыктывкаре:

– Куратова, 73/6 (ТРЦ «Рублик»)
– Маркова, 1 (Кардиоцентр)
– Ленина, 30 (ТЦ «Пассаж»)
– Коммунистическая, 33 (в магазине «Магнит»)
– Интернациональная, 119 (в магазине «Империя вин»)
– Димитрова, 1/4 (Северная Олимпия)
– Советская, 58 (в магазине «Магнит»)
– Катаева, 16 (в магазине «Магнит»)
– Карла Маркса, 172 (в магазине «Магнит»)
– Огородная, 10 (в магазине «Магнит»)
– Покровский бульвар, 1/1 (в магазине «Магнит»)
– Покровский бульвар, 16 (в магазине «Магнит»)

Тел.: 8 (8212) 560-660

Проект «История успеха» осуществляется при поддержке Городского Центра Предпринимательства и Инноваций г. Сыктывкара.