Евгений Бурцев: «Надо просто найти свое»

В художественном пространстве Сыктывкара Евгений Бурцев возник несколько лет назад и быстро стал «набирать очки», занимая первые места на выставках самодеятельных художников. За это время у него прошло уже семь выставок, в том числе пять персональных. Живопись – на сегодня самое главное, но не единственное увлечение Владимира. Фотография, музыка, путешествия, охота, рыбалка… Бизнес, наконец. Как он все это успевает?

Евгений, откуда Вы родом?

– Родился в Сыктывкаре 37 лет назад, тут вырос, окончил школу и начал учиться на экономиста, а завершил экономическое образование в СанктПетербурге. После учебы вернулся в родной город: тут была работа. Сейчас у меня свой бизнес – магазин электрооборудования и люстр, в прошлом году еще открыл три интернет-магазина – там также в продаже люстры, а также карнизы, жалюзи, сантехника. В общем, оборудование для дома.

Но у меня с детства был интерес к рисованию. Даже в медкарте воспитатели детского сада отмечали: «Усидчив, любит рисовать». Рисовал и в школе. Родители пытались отправить меня в художественную школу, но тогда я по какой-то причине не стал туда ходить, а они не стали уговаривать. Может, зря, а может, и хорошо, что так произошло – всему свое время. К мольберту я пришел, когда у меня уже появилось определенное место в жизни, дело, которое кормит, а также дает возможности для творчества сейчас.

А что побудило Вас «прийти к мольберту»?

– Конечно, был толчок, который побудил меня заняться рисованием более серьезно. Я с детства любил природу – отец постоянно брал меня на охоту и рыбалку, мне очень это нравилось, и всегда хотелось пойти в настоящий туристический поход. Однажды выдалась возможность: знакомые взяли меня в турпоход в Крым. Это было на Новый год – 31 декабря 2008 года, мы ходили по плато Ай-Петри. Встали в 4 утра и смотрели на огни Ялты с высоты почти 1300 метров над уровнем моря…

Там, в Крыму, я познакомился с инструктором по альпинизму из Сыктывкара Сергеем Журавлевым и стал у него заниматься. Несколько лет ездил с ним на альпсборы, потом ходил в спортивные горные походы с турклубом при Сыктывкарском госуниверситете – словом, интенсивно занимался спортивным туризмом и альпинизмом. Бывал много раз на Урале и Кавказе, в Таджикистане на Фанских горах и в Киргизии на Северном Тянь-Шане… Участвовал в сплавах по горным рекам, в том числе у нас в Коми, в нацпарке «Югыд ва».

Однажды Сергей Журавлев организовал сборы на Полярном Урале спортивное восхождение на гору Динозавр. Собралось около 70 человек, и среди них были пленэрщики – художники, фотографы. Я с ними пообщался, и меня затянуло в эту творческую атмосферу, тем более что до этого я немножко занимался художественной фотографией. Я понял, что надо углубляться в эту тему – фотографии мне недостаточно, чтобы передать красоту всего, что вижу в походах. Я решил, что пришло время осуществить мою давнюю задумку – научиться рисовать по-настоящему. Друзья подсказали телефончик…

Так я пришел в студию к Федору Федоровичу Анохину. Это очень известный педагог – он много лет преподавал в детской художественной школе Сыктывкара. Сейчас у него своя студия, где учатся и дети, и взрослые. Я пришел к нему и сказал, что хочу с нуля учиться графике.

Графике? Почему, если Вам хотелось передавать красоту природы?

– Да, тогда, в 2009 году, именно графике. Хотел освоить все с азов, как учат детей в школе, пройти весь этот маршрут. Ведь графика, собственно рисунок – основа живописи, база. На первом занятии мы учились держать карандаш в руке, затем – наносить штрих, рисовать окружность…Потом пошли геометрические тела и постановки, натюрморты, бюсты, гипсовые головы. Около трех лет занимался только графикой, одним карандашом. О том, чтобы писать красками, даже не думал. Но как-то решил попробовать и потихоньку стал подтягивать живопись. Занимался ею совсем немного, более-менее активно занялся около четырех лет назад.

Был еще один переломный момент, побудивший меня к живописи. С Федором Федоровичем мы стараемся ежегодно ездить на пленэры. Для художника это очень важная составляющая в обучении и творческом росте. Бывали в Великом Новгороде, Суздале, на Вологодчине и Южном Урале… Мне очень нравятся горы, я много их пишу, у меня много фотоматериала с поездок в горы. И, естественно, слежу за художниками, которые работают в этом направлении. Один из самых известных в России таких художников – Александр Бабич, его знают и за рубежом. Собирая информацию о нем, я наткнулся на объединение художников юга России «Колесо». Оно неформальное, существует уже более 20 лет, в него входят около 40-50 человек – очень дружные, постоянно вместе ездят на пленэры. Александр Бабич – один из основателей «Колеса». И мне очень понравилась возможность посещать горы и при этом писать. Кажется, что это трудно осуществить – тащить в горы этюдник, краски, но все возможно, если есть желание. Я созвонился с ними, попросился на очередной пленэр, и руководитель объединения Олег Калайтанов, тоже очень известный художник, сказал: «Хорошо, приезжай!».

Так 1 октября 2017 года я впервые приехал в Архыз, в КарачаевоЧеркесию. Там меня очень тепло встретили, и с тех пор я каждую осень езжу с ними, не пропускаю. И это всегда Кавказ. После Архыза была Теберда, а в прошлом году – легендарный Домбай. Участники «Колеса», конечно, ездят на пленэры чаще, но между нами три тысячи километров… Считаю, мне и так повезло, что хотя бы раз в год имею возможность выехать с ними. Художников там много, они очень сильные и, конечно, влияют на мое творчество. Считаю, что последние два года серьезно изменили мой подход к живописи, видению цвета…

Сегодня Вы пишете преимущественно пейзажи?

– Да. Писал и портреты, в том числе на заказ, по фотографии, получалось довольно неплохо. Но занимался ими мало. Мне портреты очень интересны, но думаю, что их надо делать либо очень хорошо, либо никак. А у меня все-таки нет нужной для них школы. Чтобы делать хорошо – надо полностью уходить от пейзажа и заниматься только портретом, учиться этому. Думаю, что обязательно приду к этому жанру, но позже.

Несколько лет Вы участвуете в ежегодном конкурсе для любителей «Эжвинская палитра» и всегда занимаете первые места. А где еще можно увидеть Ваши работы?

– Да, несколько раз я занимал на «Эжвинской палитре» первое место… В последние четыре года стал писать много, и материал для выставок набирается быстро. К примеру, из 87 работ на экспозиции в сыктывкарской галерее «Пейзажи Севера», показанной в январе-феврале этого года, около 60 были написаны в прошлом году. Причем, в «Пейзажах Севера» это уже вторая моя выставка. Осенью 2018-го у меня прошла выставка в Национальном музее республики, в 2019-м – в краеведческом музее Ухты. А самая первая моя «персоналка» была в 2016 году в ДХШ Эжвы – там же, где проходит «Эжвинская палитра». В 2019-м участвовал в биеннале современного искусства «Арт-коллаборации. Синтез искусств», проведенной Национальной галереей Коми, и в небольших выставках в библиотеках города…

Часть работ выставляю у себя в магазине, иногда там что-то продается… Вообще, часто бывает: отберу хорошие работы, повешу в офисе или магазине, а через месяц-два смотрю и вижу недостатки, понимаю, что сейчас пишу лучше, и уже не хочется показывать те старые работы. Раньше работ было немного, и я жалел их продавать. А теперь накопилось очень большое количество, уже складывать негде. И я понял, что если не продать работу вскоре после написания – потом уже не захочется, потому что увижу в ней много недостатков…

Вообще, есть некоторая проблема с тем, что люди не знают, где в Сыктывкаре можно купить картины! Помню, один человек хотел заказать портрет – и долго искал такого автора, потом ему подсказали меня… А ведь в городе есть места, где можно увидеть и купить картины, в том числе мои – галерея «Пейзажи Севера», багетная мастерская в ТЦ «Торговый двор». Но у нас мало развито это направление. Видимо, мне скоро придется открывать еще один интернет-магазин или хотя бы интернет-каталог. Причем, не только для своих работ, а для всех авторов Сыктывкара и Коми. Это будет удобно и художникам, и покупателям, я вижу перспективу этого направления.

Живопись сегодня покупают крайне мало, даже работы признанных мэтров… То, что Ваши работы продаются – это, как считаете, чем обусловлено? Жанром, демократичными ценами, простым везением, чем-то еще?

– Думаю, скорее, жанром. Пейзаж, особенно в манере реализма – это то, что людям понятнее и ближе всего. И я тоже начал с этого. Но, знаете, есть коммерческая живопись, а есть творческая. Я сейчас хочу уходить в творчество. Ведь продавать, конечно, хорошо, но это не означает, что ты хороший художник… Сегодня мне реализм нравится уже не так, как два-три года назад. Все-таки, видимо, сказывается совместное творчество с художниками «Колеса»… Сейчас мне хочется уже немного отойти от чистого реализма, но я еще не нащупал направление для самовыражения, по которому хотел бы пойти. Можно сказать, что я сейчас ищу его, нахожусь в поиске своего художественного почерка, техники, направления, какого-то своего индивидуального стиля.

А по поводу продаж … Мне кажется, на Севере люди думают немножко о другом, и художнику тут жить тяжелее. Материалы продажами «отбиваются» точно, а вот поездки уже вряд ли.

За время увлечения природными пейзажами у Вас появились любимые места – в плане территорий, ландшафтов?

– Да, я очень люблю ландшафты! Даже если пишешь село, но там есть интересный ландшафт – это здорово. Мне очень нравятся сложные ландшафты, где можно покопаться с планами – дальним, средним, ближним. В этом плане предгорья, горы – очень удобный материал для работы. А территориально – это наш Урал, который я посещал уже, наверно, раз 15 и который мне безумно нравится. А в противовес ему – тоже очень любимый мной Кавказ. Он очень отличается характером гор, грациознее и пафоснее. Я всегда там бывал в начале октября – это золотая осень. И после поездки на Домбай я всем рекомендую обязательно посетить Кавказ, особенно ранней осенью.

И еще поразило село Староуткинск в Свердловской области, в котором я впервые побывал в прошлом году. Это уникальное место, очень посещаемое художниками. Там есть старинная деревня со старыми, не тронутыми новой цивилизацией домами – без всех этих сайдингов. И у деревни интересный ландшафт – примерно как у нашего села Ыб, только компактнее. Посреди села течет река Чусовая, а возле нее – гряда скал. И это место интересно тем, что пишешь старые домики, огороды, козочки-уточки, и тут же тебе просторы реки, а поворачиваешься в другую сторону – и тут тебе скалы, поросшие лесом.

Вторая моя поездка на Урал в 2019-м была на Приполярье, в рамках родной республики. Я очень давно хотел побывать в национальном парке «Югыд ва», причем, с семьей. Долго «ловил» погоду – как помните, в прошлом году лета практически не было. Успел поймать сухой и теплый просвет, быстро оформил билеты, путевку – и отправился вместе с супругой и четырехлетней дочкой. Забросились туда через Инту и три дня жили на базе «Санавож», а еще три – на базе «Орлиный». Дочка маленькая, да еще первый раз в горах, и погода могла выдать сюрпризы. Поэтому, чтобы не рисковать и не отбить у ребенка охоту к таким путешествиям, не стали отправляться на сплав, решили жить на базе. Дочь всю неделю бегала счастливая: природа, горы, простор, свобода! Я писал этюды – по ним потом было создано десять работ. Очень хочется попасть на наш Урал золотой осенью, но пока не выходит – в это время я езжу на Кавказ. Надеюсь, когда-нибудь получится. Вообще, мне, как туристу, больше всего нравятся места, где нет людей, и наш Приполярный, Полярный Урал в этом смысле очень удачен. Много бывал на Удоре, у нас есть немало интересных поселков. Еще очень хочется побывать в Ижме и Усть-Цильме. Это уникальные села с очень интересной архитектурой домов…

На пленэрах Вы сразу пишете работы или только этюды?

– Как правило, этюды. Есть художники, которые могут сразу большие работы там писать, но я за этим не гонюсь. Делаю небольшие этюды, завел для них специальный планшет размером 50х70 см, в нем – холсты такого же формата, для этюдов делю их скотчем на четыре части. Это компактно и удобно возить, носить в горы. А уже дома по этюдам делаю собственно картины – начинаю, как правило, в студии, особенно большие работы, первые 4-5 часов пишу там, потом дорабатываю дома. Особо удачные этюды наклеиваю на картон, и они становятся самостоятельными работами.

А как Вы успеваете писать, если ведете свой бизнес? Сколько вообще времени уходит в среднем на одну работу?

– Пишу днем по выходным в студии Федора Федоровича или дома поздним вечером, ночью. Дома оборудовал для этого уголок. Один большой пейзаж могу сделать за 8-10 часов. Раньше времени уходило гораздо больше – я углублялся в детали и, как многие начинающие авторы, пытался сделать чуть ли не копию природы. Но это делать совершенно ни к чему – это ничего не дает, кроме временного эффекта. Самое главное – передать в работе ее суть, найти сюжет, атмосферу, поймать состояние природы и свои эмоции. Для этого достаточно заострить внимание всего на нескольких деталях. Раньше и горы я прописывал более тщательно, детально – все эти ледники, трещины, скалы… Сейчас стараюсь все это обобщать, больше упор делаю на цвет, тон, перспективу, состояние. Если удалось передать эти вещи – работа удалась.

Вы раньше увлекались художественным фото. Не пишете по фотографиям? Это же удобно – приехал ненадолго, наснимал много красот, а потом знай себе пиши их маслом с фотоснимков.

– Раньше, пока не ездил на пленэры, писал только по фотографиям. Но это неправильный для художника путь – сейчас я это знаю абсолютно точно. Я вижу разницу и никому не советую писать с фотографий. Оттуда, конечно, можно взять некоторые детали, но ни в коем случае не цвет, и вообще не делать копию фотографии. Потому что тогда перестаешь мыслить, рассуждать, искать цвет… Видеть синее небо и пытаться изобразить его точно таким же – в этом нет никакого творчества. Когда ты просто копируешь, ты не даешь открыться своему потенциалу, а режешь его на корню. Когда возможности выехать на природу нет, лучше пиши натюрморты.

Придя к рисованию зрелым человеком и освоив школу с нуля, как считаете – каждый может научиться рисовать?

– Считаю, каждый. От человека ведь не требуется супер-техники или идеального восприятия цвета. В живописи множество средств выразительности – надо просто найти свое. Но, конечно, этому нужно посвящать очень много времени и сил. Я не верю в курсы, которые обещают научить рисовать за 5-7 дней. Чтобы научиться, нужна цель, желание и время.

Судя по Вашей комнате, у Вас еще есть или были другие хобби. Вот целая коллекция старинных крестиков… спортивные медали… гитара… огромный акватеррариум…

– Большей частью я нашел эти крестики, когда можно было делать самостоятельные раскопки. Они были найдены на местах заброшенных поселений людей в основном у нас в Коми – в Прилузье и в сторону Архангельской области. Был период, когда я с друзьями уезжал в целые экспедиции на поиски. Тут есть крестики даже домонгольского периода. У нас ведь очень богатая история, и чем южнее, тем больше всего можно найти. В Кировской области любое поле копни – и что-то найдешь. Но там своих копателей полно… Найденное я не продавал – брал в свою коллекцию. Коллекционирую и старинные монеты – даже советские, если знать их особенности, имеют цену, ведь у них масса разновидностей.

Шесть лет – с 9 класса до III курса – занимался силовым троеборьем. Ездил на соревнования по России и зарубежные, достиг достаточно хороших результатов – был на тот момент чемпионом России, стал мастером спорта международного класса. Но позанимался в свое удовольствие – и хватит, ушел из соревновательной деятельности. Потому что тогда нужно было серьезно углубляться в этот спорт, а у меня была учеба. И этот вид спорта не олимпийский, поэтому перспектив не так много.

А лет в 20 с небольшим во мне проснулся интерес к музыке, я пришел в музыкальную школу учиться игре на классической гитаре. Отзанимался четыре года. Конечно, играл и этюды Баха, и многое другое, но в этой сфере больших успехов добиться не смог. Сейчас, бывает, иногда играю… Акватеррариум я сделал сам около 10 лет назад из остатков торговых витрин. Сейчас тут живут скалярии. Когда-то жила черепаха, но потом выросла, я ее переселил в другой, отдельный аквариум. Кроме рыбок и черепахи, в доме живет кот. Когда-то жила охотничья собака – ходила с нами на охоту. Раньше я ходил на зайцев – у нас была целая команда. Сейчас в основном на утку, и то не часто – разок выберешься на открытие сезона весной, да разок осенью – и достаточно. Рыбачу, в основном, неподалеку от Сыктывкара. Очень люблю ловить на кольцо (рыбаки меня поймут), также ловим троллингом. Когда попробовал кольцо – оказалось, что у нас в Вычегде есть рыба! Раньше думал, что там только ерши да сорожки, но оказалось – есть лещи, большие язи. А самая крупная рыба, которую поймал – щука весом в 6,3 кг и длиной 70-80 см.

Беседовала Ирина САМАР

Фото Инны АЛЕКСАНДРОВОЙ и из архива Е. Бурцеваастерская