«Форвард» всегда впереди

В большой бизнес Андрей Тарасевич «въехал» на железном коне

Сыктывкарец Андрей Тарасевич стоял у истоков создания крупнейшей в России компании по производству велосипедов. Сегодня принцип компании Forward, которую Андрей представляет в Коми, – выбери свой велосипед. 198 видов «железных коней» позволяют сделать это и ребенку, и бабушке, и спортсмену.

Школьная коммерция

Свои самые первые велосипеды – трехколесные и «дутики» – Андрей Тарасевич не помнит. А вот первый серьезный железный конь остался в памяти надолго.

– «Уралец» мне подарили на день рождения в первом классе. Как сейчас помню: стоил он 54 рубля, новенький синий велосипед. Папа специально ездил за ним в город. Это было счастье – май, все каникулы впереди. Я буквально прирос к нему, – вспоминает Андрей. – Школа моя была далеко, и я даже зимой ездил на учебу на велике.

С тех пор Андрей сменил не один велосипед. У корткеросских мальчишек было принято собирать велосипеды самим, по ходу их модернизируя. Находили рамы, перебирали, меняли колеса, рули – и гоняли по Корткеросу и окрестностям. В селе без велика никуда: и в школу, и в магазин, и на рыбалку, и в лес – все на нем. Да и в Сыктывкаре успешный предприниматель время от времени пересаживается с машины на велосипед, а его детская страсть послужила основой для создания большого бизнеса.

Путь в бизнес Андрей начал прокладывать еще в выпускном классе школы. Семья Тарасевич, в которой росли трое детей, никогда не шиковала. Мама работала в больнице, папа – в ремонтных мастерских. Андрей выбрал лыжный спорт и часто надолго уезжал на сборы. Уехал и в выпускном классе, правда, на этот раз в тюменскую школу-интернат при мединституте. Тут он и приобрел первый опыт в торгово-денежных отношениях, за что и поплатился. Предметом торга стали талоны на питание, которых было так много, что накормить можно было пол-Корткероса. Предприимчивый школьник обменивал их на сигареты и другие товары, которые выгодно реализовывал. Это был первый коммерческий опыт. Правда, администрация школы предприимчивость «спекулянта» не оценила. Юного коммерсанта поставили на учет в комиссию по делам несовершеннолетних и выписали штраф в 80 рублей.

«Грузите велосипеды мешками»

Следующие несколько лет Андрей прилежно учился в Пермском мединституте. Судьба и тут создала ему условия развития будущего бизнеса: с нынешним партнером, основателем компании «Форвард» Андрей Тарасевич жил в одной комнате в общежитии. Закончив, стал работать по специальности, параллельно развивая торговлю вечно насущным товаром – колготками. Глядя на его рвение в бизнесе, мудрая наставница, известный в Сыктывкаре врач Ида Даниловна Помадова, которой Андрей даже ассистировал на операции первому главе республики, посоветовала ему идти по этой стезе. «Занимайся тем, что у тебя получается», – сказала она, видя увлеченность молодого коллеги. Так Андрей ушел из медицины.

– Но и с колготками я связываться не стал. Раз двенадцать за год съездил в Польшу как челнок, потаскал на себе баулы и понял: это не мое. Следующий мой шаг – магазин инструментов, и лишь потом я пришел к велосипедам. Первые пять – пермской марки «Кама» – вез сам на поезде. Их раскупили за один день. 1998 год, свободы много, а конкуренции никакой. Купил фургон, куда влезало уже 70 велосипедов, продавал их в двух точках на рынке. Мне нравилось общаться с покупателями, угадывать их потребности, – вспоминает Андрей. – Позже я открыл магазин «Тойс». Кроме игрушек и детских товаров, почетное место в нем занимали велосипеды.

Некоторые из них Андрей приво-зил в Сыктывкар «мешками». В таком виде они поступали из Китая: в одном мешке – одна деталь, в другом другая и так далее. Собирать велосипеды на месте было дешевле. Но желание заниматься своим, отечественным и при этом качественным, было сильнее, чем стремление сэкономить.

Под маркой Forward

В конце 1990-х состоялся тот самый разговор с тем самым институтским другом, который уже развернулся на колготках и собирался производить корма для кошек. Тарасевич сумел убедить его, что куда серьезнее и выгоднее заниматься велосипедами. К тому времени завод «Велта» в Перми, выпускавший кондовые «советские» велосипеды «Кама» и «Урал», стал разоряться, высококлассные специалисты оказались не у дел. Новая команда взяла кредит в 10 миллионов, выкупила завод, поставила оборудование, привезла специалистов, в том числе из Китая. Родилось новое предприятие с амбициозным названием «Форвард». Первый велосипед «Форварда» вышел на базе «Урала», но принципиально отличался от него: более десяти расцветок, широкая рама, яркие крылья.

– Это контрастировало с привычными моделями и произвело настоящий фурор, велосипеды сразу стали пользоваться большим спросом, – рассказывает Андрей.

Но для того, чтобы стать лучшими и первыми, новых дорожных и городских велосипедов было мало. Руководство компании стало искать мощную спортивную команду, на которую можно было сделать ставку. Ею стала команда удмуртских велосипедистов, которые стали выступать на отечественных машинах. В 2003 году под руководством известного велогонщика, чемпиона России по шоссейным гонкам Сергея Ижболдина группа конструкторов приступила к созданию принципиально нового велосипеда.

– И если до 2008 года стояла задача наводнить отечественный рынок велосипедами марки Forward, после приоритеты поменялись. Теперь главное стремление компании – стать лучше. Следующим шагом стало развитие дилерской сети и открытие собственных магазинов. Стоит ли говорить о том, что первый после Перми магазин был открыт в Сыктывкаре, – говорит Андрей Тарасевич.

Сегодня на счету компании Forward – несколько сотен авторских разработок и почти двести моделей велосипедов. У каждой – свой характер. Каждый год компания проводит конференцию, на которой собирает все замечания и предложения, учитывает все нюансы велосипедного искусства, чтобы улучшить свою работу. Уровень Forward растет с каждым годом. Теперь предложение разделено на три сегмента: эконом, средний и премиум.

– Любая семья может себе позволить велосипед марки «Альтаир». Второй сегмент – «Форвард», собранный из деталей из более серьезных материалов. Велосипеды «Формат» – для профессионалов и «для тех, кто понимает». Это дорогие велосипеды. У меня есть знакомый, который ездит на машине за 500 тысяч, при этом его велосипед стоит миллион, – говорит представитель Forward.

Сыктывкарец – значит велосипедист

Приверженцев велосипедного движения в Сыктывкаре становится все больше. Велосипед – это не только удобно и полезно для здоровья, но еще и модно. Велоночь, в организации которой принял участие и Андрей Тарасевич, тоже сыграла свою роль в популяризации велоспорта. Велодорожки в Сыктывкаре – это не каприз, а необходимость, считает он. В «портфеле» Андрея Тарасевича пять проектов веломаршрутов и велодорожек, которые можно оборудовать в столице Коми. Не нужно ничего асфальтировать, подчеркивает он, достаточно гравия и мягкой крошки.

– А начать можно с малого – с трассы для дошкольников и младших школьников в Кировском парке, – говорит предприниматель. – Это необходимость, потому что учиться кататься на велосипеде им негде. Это либо неприспособленные для этого дворы, либо еще менее приспособленные тротуары. Нет ни одной велосипедной секции для детей – с правилами дорожного движения, с безопасностью. А это то, что по-настоящему нужно и детям, и родителям. Это не огромные деньги, и я надеюсь, что депутаты поддержат нас. Потому что сыктывкарец – не только лыжник, но еще и велосипедист.

Полина РОМАНОВА

Фото Инны АЛЕКСАНДРОВОЙ

 

Магазин Forward
Сыктывкар, ул. Ветеранов, 12
+7(8212) 22-50-05
vk.com/forward11rus

Проект «История успеха» осуществляется при поддержке Городского Центра Предпринимательства и Инноваций г. Сыктывкара.