Ализамин и Галина

Семью Междуновых из села Онежье объединяет любовь к земле, труду и друг другу – несмотря на разницу в обычаях и вере

Когда фермеру из села Онежье Княжпогостского района Ализамину Юсиф оглы Междунову становится грустно, он открывает Коран. Его жена Галина Евгеньевна, в девичестве Сокерина, обращается к иконам и православным молитвам. И оба мысленно взывают к предкам, которые, убеждена Галина, хранят и защищают их.

Без скотины дом неполный

Ализамин Юсиф оглы Междунов родился в азербайджанском селе Кеталпараг рядом с городом Барда. Это территория современного Нагорного Карабаха. Там, где прошло детство Ализамина, совсем недавно шли бои. Но всегда – и во времена ханства, и в советское время – тут жили мирные люди, крестьяне и скотоводы. Ализамин был средним из девяти детей и мог бы продолжить дело отца на своей родине, но в армию его призвали на север СССР – в Коми.

      

Одна из пятерых детей семьи Сокериных Галина в детстве не знала, что живет в деревне, которая в XXI веке заслужит звание самой красивой в России. Деревня Кони, что на правом берегу Выми, побывавшему в ней надолго врезается в память крепкими избами с крыльями крыш на высоком берегу, ровными улицами вдоль пригорков, тихим кладбищем с полуразрушенной часовней. Сокерины, как и все односельчане, ходили за скотиной, возделывали огород, ждали с охоты отца, пели коми песни, поклонялись Богу и предкам. За три тысячи километров то же делал и ее будущий муж другой веры и языка.

Семья родилась только в 1992-м. К этому времени Ализамин успел отслужить на сверхсрочной, оперативником в группе розыска во внутренних войсках и стать успешным предпринимателем. Галина работала в детском саду, потом ревизором, финансистом, главным бухгалтером в сельсовете, воспитывала сына. Оба с крестьянскими корнями, даже на советских должностях о своем происхождении они не забывали. Ализамин признается, что еще до знакомства с женой замечал, что каждые выходные она пешком в любую погоду ходила от Ветью в Кони, чтобы помочь пожилым родителям. Носила воду, колола на неделю дрова, готовила, убирала.

– Потому что он сам такой, – говорит старшая дочь Междуновых Айнура. – На весь отпуск всегда уезжал к родителям в Азербайджан и помогал им по хозяйству.

Несмотря на это, прежде чем стать семьей, будущие супруги долго присматривались друг к другу.

– Ведь у нас и национальности разные, и вера, и менталитет. Уже когда мы стали семьей, заранее оговаривали проведение праздников, постов. И разумеется, никто никогда не лез в личное, не принуждал или ограничивал, – говорит Галина.

Женившись, Ализамин вернулся в систему УФСИН на должность начальника пожарной части. Времена были непростые – «зона» в Ветью переживала закат, поэтому предпринимательство семья не оставила. Выручала и домашняя скотина.

– В первый же год, как мы стали жить вместе, он предложил завести корову. Для нас это было естественно, мы были приучены к этому с детства. Без скотины дом неполный, да и выживать с ней легче: на столе всегда молоко, мясо, яйца, творог, сметана.

Букет незабудок

Сейчас Междуновы держат коров, овец, коз, лошадей, кур, цесарок. Вот только свиней в их хозяйстве нет и не будет. В свое время отец Ализамина мягко сказал молодым: «Не надо свиней, не положено нам», – а отца в семье слушаются беспрекословно.

Юсиф Междунов скончался в родном селе в возрасте ста восьми лет. Галина Евгеньевна познакомилась с ним уже после векового юбилея. У Междунова-старшего с женой, которая была младше его на тридцать лет, родились одиннадцать детей, девять выжили.

– Приехала я в Кеталпараг знакомиться с мусульманской семьей мужа с крестиком на шее. И родные, и соседи видели, что я православная. Приняли меня очень хорошо, особенно братья мужа, невестки поначалу приглядывались, – вспоминает Галина Междунова.

На третий день после приезда сына с молодой женой «дедушка Юсиф», не знающий ни слова по-русски, с утра повел невестку в сад к своему парнику из камыша.

– Открывает – а там незабудок видимо-невидимо! Он нарвал букет – и подарил мне. И я поняла, что меня приняли в семью, – улыбается она. – Вот тогда невестки и запереживали, говорят между собой: ты смотри, мол, букет ей подарил, а нам-то за всю жизнь ни цветочка. Но потом и с ними мы сблизились. Когда уезжали домой, отец обнял меня, поцеловал в лоб – благословил, значит…

– А благодаря чему Вас приняли? – спрашиваю я.

– Думаю, увидели, что выносливая, доброжелательная, работящая, детей люблю. У них ведь очень много детей, и они их боготворят. Я бы сказала, что у них культ детей. И так сложилось, что дети сразу потянулись ко мне. Наверное, поэтому и приняли.

Несмотря на разницу в обычаях и вере, «коми ань» Галина нашла между северными и восточными людьми много общего: любовь к земле и живности, почитание старших, трудолюбие, спокойствие, верность традициям. Что касается чистоты, тут Галина отдает азербайджанским родственникам пальму первенства.

– Дома у них простенько, но идеально чисто. Каждый день все моется, убирается, двор подметается и поливается, и делают это и взрослые, и дети. Нигде нет ни мусора, ни навоза, очень ухоженная скотина, всегда на чистой подстилке. И везде цветы – розы, розы, розы, все увито лианами. У отца отдельное белоснежное полотенце, чайник, мыло, посуда. Каждый день стирка. И не напоказ это, как сейчас – фэншуй, ландшафтный дизайн, а так, как было испокон веков. И так в любом доме, – рассказывает Галина.

Она была на родине мужа всего дважды: не получается оставлять хозяйство. Ализамин старается ездить в родительский дом чаще. Уклад родного дома постарался привнести и в Онежье: не случайно двор хозяйства Междуновых напоминает южный – и обилием цветов в палисаднике, и широким чистым двором, и просторной светлой верандой с низким столом и диванчиками. Галина признается, что с возрастом муж стал скучать по дому сильнее. Помогают гаджеты, в которых Ализамин смотрит видео о родных местах, природе, слушает стихи на родном языке, Коран, к которому обращается все чаще.

– Про христианство тоже много читает. Его восприятие моей веры очень позитивно, он считает, что у нас много общего, – признается Галина.
Дочери Междуновых принимают веру родителей по-своему. Самое главное для них – почитание старших и сохранение традиций. Младшая Эсмира называет себя агностиком, старшая Айнура рассказывает, что в доме отмечается много праздников – и православных, и мусульманских.

– Родители уважают веру друг друга. На Пасху мы варим яйца, на столе куличи, на Крещение папа сам ездит за святой водой. На Курбан-байрам совершаем жертвоприношение, и папа часть раздает в качестве милостыни. В Новруз проращиваем пшеницу – это главное украшение стола, мама обязательно готовит плов. Собираются гости. Так как я родилась 21 марта, в нашей семье отмечается сразу два праздника. По традиции перед Новрузом папа всегда делает костры, мы прыгаем через них. Считается, что огонь забирает все невзгоды, очищает тебя. Русские друзья нашей семьи любят этот праздник и отмечают его вместе с нами. Отмечал, кстати, и весь наш многоквартирный дом, когда мы жили в Ветью. Там был настоящий интернационал: украинцы, казахи, грузины, молдаване, белорусы и другие. Отмечали праздники всегда вместе и по традициям того народа, у которого был праздник, – говорит Айнура. – На родительскую субботу папа всегда возит нас на кладбище в деревню Кони, на могилы маминых родителей, бабушек, дедушек и родственников, хотя у них в мусульманстве нет таких обычаев: они не приходят поминать на кладбище, а делают это дома. Мы, дети, росли с молитвами на разных языках. Я знаю молитвы на русском, азербайджанском, коми языке. Им нас научили родители.

Капитанская ферма

К выходу на пенсию в 2009 году капитан Междунов держал уже 54 коровы – маленькое стадо. Сам Ализамин стал на своей второй родине уважаемым человеком, в свое время избирался депутатом в Шошке и Ветью. Зная активность и чувство долга Ализамина, Галина понимала, что мужу с его кипучей энергией и ответственностью необходимо развиваться и расти. Дока в документах, отчетах и бухгалтерии, она оформила хозяйство молодого пенсионера как фермерское.

– Фермерство позволяет участвовать в разных программах, брать в лизинг технику, расти, зарабатывать. Вести дело с точки зрения экономики мне не сложно – это моя профессия, – говорит Галина.

Районные власти посоветовали присмотреться к закрывающемуся в Онежье хозяйству, и Междуновы купили старую ферму вместе с остатком поголовья. Муниципалитет обещал помочь, но, как часто бывает, слова делом не подтвердились.

– Первый год был очень тяжелый. Осенью с последним паромом перегнали скотину, сено и успели взять кредит в ВТБ, за три дня буквально его нам оформили под 28 процентов годовых. 54 тысячи ежемесячно отдавали. Тут, конечно, о прибыли речи не шло, все уходило на покрытие кредита и материальное оснащение фермы: покупку тракторов, косилок, пресс-подборщиков, обновление технопарка, – вспоминает фермер.

Работали от зари до зари, 80 коров доили с помощницей-дояркой вручную. Немели руки, отекали пальцы: «В горячей воде подержишь – и снова за дойку». На погашение кредита шли и деньги от продажи квартиры, купленной по сертификату, и пенсия главы семейства. Брались за любую работу, участвовали в торгах. Вывести хозяйство на небольшую прибыль удалось лишь через шесть лет.

– Когда вышли на прибыль по итогам года, решили двигаться дальше. На семейном совете постановили: надо уходить от ручного труда в деревянной старой ферме на подпорках, – продолжает Галина.

За зиму раза по три приходилось «поправлять» строение, чтобы не развалилось. Кроме того, работать в ней приходилось вдевятером. Задумались о новом, современном здании. С составлением бизнес-плана помогла старшая дочь, и семейная ферма Междуновых попала в государственную программу. Минсельхоз Республики Коми выделил 40% от стоимости оборудованной по последнему слову техники фермы. В обмен хозяйство должно выполнить социальные обязательства: выйти на окупаемость, создать рабочие места, сформировать налоговую базу и социальные отчисления, объем которых через 7-8 лет должен покрыть сумму гранта.

Что до социальных обязательств, Междуновы выполняют и то, что вовсе не обязательно: дают своим помощникам кров, стол, помогают с документами людям, оказавшимся в непростой ситуации. Летом, в страду, число помощников фермеров, получающих официальную заработную плату и социальные гарантии, доходит до двенадцати. Благодаря Междуновым новую жизнь смогла начать бывшая бездомная женщина, Галина, которую общество списало со всех счетов и вычеркнуло изо всех списков. Больше 20 лет тезка главы фермерского хозяйства жила на улице. Год назад она попала в поле зрения проекта «Сытый гражданин», а с начала лета она уже работала в фермерском хозяйстве.

– Когда приехали навестить Галю, она встретила нас по-европейски – неспешно и с чашкой кофе. У Гали появилась хозяйская походка, она с гордостью показала нам ферму. В разговоре то и дело проскакивало местоимение «наши»: наши курочки, наши коровы, наши телята. Раньше у нее было все свое, «личное» – трубы, еда на костре, бесприютность. А сейчас, благодаря фермерам Междуновым, есть «наше», – рассказал автор проекта и «спаситель» работницы фермы Илья Костин.

Гормон радости

Основной доход хозяйству дает молочная продукция. Нарасхват у Междуновых молоко как минимум пятипроцентной жирности, творог, сметана, масло, сливки, гатых (по-нашему кефир), мягкие и твердые, рассольные сыры, различные соусы. Кстати, вкуснейшие сыры, которые варит Галина, – тоже результат соседского «интернационала» времен их работы в УФСИНе.

– Каждый из друзей и соседей принес с собой часть своей культуры, в том числе кулинарной. Кто закваску, кто молочку, кто выпечку. Первые сыры меня научила варить молдавская семья, есть у нас и рецепт, который привез брат Ализамина из Азербайджана. На наших продуктах не толстеют, потому что это натуральное, много их не съешь, но они питают тебя по-настоящему, – объясняет хозяйка.

К слову, стройные дочери Междуновых, выращенные на своем, деревенском, в городе не могут есть продукты из магазинов, сколько ни пытались. В гостях вежливо отказываются от молочного и при первой возможности мчатся к родителям в Онежье – за пищей земной и духовной.

В планах хозяйства – заключить долгосрочные договоры на поставку мясной и молочной продукции. Для этого сейчас регистрируют собственный убойный пункт, оформляют документы, чтобы самим реализовывать продукцию. Пока мясо приходится отдавать живым весом, теряя почти половину прибыли.

– Когда есть договор – с садиком, школой, больницей, магазином – это стабильность и уверенность в завтрашнем дне, – объясняет Галина. – Значит, ты можешь планировать развитие на перспективу.

В новую ферму стадо Междуновых переселилось в конце 2020 года. К прежнему поголовью докупили буренок, теперь две сотни животных стоят в теплом вентилируемом помещении. Весной подключат автоматическую поилку, пока же вода поступает в желоба из двух гигантских бочек.

В качестве рабочей силы, кроме человеческих рук и современной техники, в хозяйстве используют лошадей. На лошадях пасут стадо, они не только подвозят сено, дрова, навоз, но и наполняют ферму духом настоящего деревенского крепкого хозяйства. Животных тут ценят и любят. Но еще больше уважают людей, работающих с ними рядом, какой бы ни была их судьба. Понятия «социальный – асоциальный» не приемлют, принимают всех, кто готов честно трудиться.

– Ради чего вы это делаете? Не ради же миллионов, – задаю последний вопрос и с удивлением слышу, что ради… гормона радости.

– Мы к деньгам не привязаны. Деньги – это всего лишь перевод твоих возможностей в материальное воплощение, – Галина на секунду задумывается.

– Делаем это ради того, чтобы жить тем естественным образом, к которому ты предназначен. Есть цель, есть смысл жизни, мы к ней идем – и идем с удовольствием. От работы выделяется гормон радости. С нами рядом дети, они тянутся за нами. Это продолжение того, что в нас заложили наши родители. Это жизнь на своей земле. Я получаю от этого наслаждение. Я чувствую, что мои предки рядом, я чувствую верность им и этому миру. Живу будто на виду у них и под их защитой. Мне спокойно.

Полина РОМАНОВА
Фото Айнуры МЕЖДУНОВОЙ