Быстрее ветра, сильнее медведя
Какие национальные виды спорта популярны в Коми?
Если заглянуть на сайт Министерства спорта Российской Федерации, после недолгого поиска можно найти Всероссийский реестр видов спорта. Нам интересен третий раздел реестра – в нем указаны национальные виды спорта в России. Там под первым номером разместились гонки на охотничьих лыжах. Национальным видом спорта эти состязания были признаны в 2018 году. Но в Республике Коми есть и другие традиционные виды состязаний, доставшиеся нам от предков.
Коми охотник. Начало ХХ века. Фото из фондов Национального музея Республики Коми.
Быстрые и сильные
Девиз олимпийцев «Быстрее, выше, сильнее» отлично подошел бы и коми охотникам. Правда, быть выше в снегах Коми не очень актуально, но меткость – отличный и необходимый навык, так же, как сила и скорость. В былые времена коми охотники проходили десятки километров по снежной целине, промысловым тропам, тащили за собой нарты с добычей. Быстрота, выносливость, меткость были необходимы для тех, кто охотой кормил свою семью. Все, как в большом спорте, – хочешь достичь высоких результатов? Придется посвятить этому много времени, сил, здоровья.
Да и ценности настоящего охотника сродни ценностям настоящего спортсмена. До того как снегоходы и прочие технические новшества стали обыденностью, охота была честным состязанием человека и зверя. Охотник, решивший добыть лося, шел на промысел не один, а с товарищем. Первый загонял зверя – чем дольше, тем жарче состязание. Охотник в погоне слой за слоем скидывал одежду – становился легче и быстрее. И когда догонял добычу, рисковал не меньше зверя. Только тепло шкуры добытого лося могло согреть его до прихода товарища, который шел по следу его лызь и собирал скинутую одежду. Честная, тяжелая борьба – честная победа.
Времена меняются. Мужчинам уже не нужно надолго уходить из дома на промысел, посвящать жизнь охоте. Но дух состязаний и той самой честной борьбы манит многих и сейчас.
Теперь у каждого современного охотника есть возможность пере–одеться из спецодежды цвета хаки в лузан – промысловую накидку из плотной ткани, обшитую кожей, смахнуть пыль с отцовских, а может и дедовских, лямп, взять койбедь и помчаться по снежной целине уже к спортивным трофеям.
Лямпийские старты
В 2007 году в селе Большелуг Корткеросского района впервые прошел лыжный фестиваль «Лямпиада». Состязания на охотничьих лыжах из года в год собирают на большелугских трассах любителей этого национального вида спорта. «Лямпиада» не только про спорт – фестиваль помогает сохранить вековые традиции и богатую культуру коми промысловиков: начиная от бытовых моментов и заканчивая поверьями и охотничьими байками.
В чем же отличие лямпийца от обычного лыжника? Лямпийцы соревнуются на широких охотничьих лыжах: лямпах или лызях, их делают из дерева, последние обивают камусом. Именно на лызях коми охотники отправлялись на промысел – они проходимы и быстры. Лямпы более удобны в передвижениях по мокрому снегу или по насту, на них ходили на более короткие расстояния. Вместо палок спортсмены используют койбедь – деревянный посох не длиннее двух метров. С одного конца койбедь немного похож на лопату, на другом имеет металлический наконечник. Несмотря на простую форму, это универсальный и практичный инструмент. Им охотник проверяет силки, койбедь служит опорой для стрельбы, при необходимости широкой частью можно раскопать снег, а металлический наконечник поможет пробить во льду лунку.
Перед началом соревнований проводится обряд – женщины провожают мужчин на промысел. Отправившихся на охоту благословляют, желают хорошей добычи, сил и здоровья.
Одно из условий допуска к соревнованиям – экипировка: спортсмены должны надеть лузан, тасму – кожаный пояс, обуться в пимы, валенки или кöті – невысокие ботинки из кожи. Гонки на охотничьих лыжах проходят с общего старта.
«Лямпиада» не единственный фестиваль, который собирает любителей гонок на охотничьих лыжах. В Удорском селе Ёртом начинается и, пройдя через соседние Устьево, Лязув, Корттувъя и Шиляево, заканчивается восьмикилометровый маршрут. Этот круг – по коми «кытш» – и дал название местному фестивалю зимних видов спорта. Удорчане предлагают пройти этот маршрут именно на охотничьих лыжах, а по пути познакомиться с традициями и обрядами коми сел.
Фото Марии Кармановой
Фото Алексея Наумова
Северные многоборцы
Во Всероссийском реестре видов спорта есть еще один раздел – виды спорта, развитие которых осуществляется на общероссийском уровне. В нем на 147-й строчке числится национальный вид спорта, пусть чуть менее известный, но также любимый в Коми, – северное многоборье. Если в основе лямпийских гонок традиции и культура промысловиков, то северное многоборье раскрывает и бережет культуру оленеводов. Этот национальный вид спорта – комплексное состязание сразу по нескольким дисциплинам. Мужчины и женщины метают топор на дальность, стремятся попасть тынзяном на хорей, исполняют тройной национальный прыжок с одновременным отталкиванием двумя ногами, прыгают через нарты, бегут с палкой по пересеченной местности.
Соревнования по северному многоборью проводятся в разных регионах России, в Коми этот национальный вид спорта профессионально развивается в Ижемском районе. За спортсменов можно поболеть на фестивале «Изьваса вермасьöмъяс» (Ижемские состязания) в Ижме, на праздниках оленеводов, например во время фестиваля «Тэрыб кöр» (Быстроногий олень) в Интинском районе.
«Мы поедем, мы помчимся…»
Но даже соревнования между самыми меткими и прыгучими спортсменами не смогут конкурировать по зрелищности с гонками на оленьих упряжках. Этих гонок нет в перечне национальных видов спорта, но они всегда становятся центральным событием праздников оленеводов, таких, как уже упомянутый «Тэрыб кöр» и «Зарни сюр» (Золотой рог), проходящий в Усинском районе.
Спортивные праздники с национальным колоритом богаты и культурным содержанием. Здесь концентрация всего интересного – быт оленеводов, традиции и обычаи. Оленеводы в расшитых орнаментом малицах, пимах, главных героев праздника – оленей – тоже наряжают, украшают упряжь и уздечки лентами, на шеях повязывают колокольчики. Для многих жителей Коми это настоящая экзотика. А для спортсменов – возможность встретиться с соседями из Ямала и Ханты-Мансийска. «Тэрыб кöр» проводится в марте – в день весеннего равноденствия. Ну а после этого праздника оленеводы начинают свой путь к Карскому морю.
В ноябре все внимание приковано к Воркуте, где проходит «Праздник Севера». Его главное украшение –гонки на оленьих упряжках по улицам города – настоящая экзотика Крайнего Севера! Ненцы, ханты, манси и коми состязаются в национальных видах спорта: гонках на оленях, прыжках через нарты, метании топора и аркана. Мастерство владения упряжкой демонстрируют не только закаленные оленеводы, но и женщины тундры.
По рекам и по лугам
Зимние виды спорта в нашем регионе особенно любимы. Но лето, каким бы коротким оно ни было, нас тоже радует. И тут любители спорта опять же предпочитают гонки: скачки на лошадях, соревнования на лодках.
Скачки – зрелищный вид спорта, и проводят их также в рамках национальных праздников – ижемского «Луда» и усть-цилемской «Горки». Скачки на «Луде» в Ижме – также дань традициям. Луд в переводе с коми – луг. На лугу возле старинного села и проходит одна из самых ярких частей национального праздника – массовый хоровод в национальных костюмах. А чтобы гуляющим не мешала трава, перед праздником луд всегда утаптывал табун лошадей. Со временем практическая польза стала сочетаться и с соревновательным азартом.
Состязания любят и в Усть-Куломском районе, только во время праздника рыбаков «Пыжа гаж» (Гулянье на лодках). Центральным событием здесь становятся гонки на лодках на озере Вад. Местные мастера не только соревнуются, чья лодка быстрее, но и смотрят, насколько добротно она сделана, устойчива ли на воде. Для мастеров участие в соревнованиях – это своеобразный конкурс среди профессионалов.
Национальные виды спорта могут быть внесены в официальный реестр Минспорта, поддерживаться федерациями и субсидиями, а могут жить только усилиями энтузиастов. Но каждый раз соревнования с национальным акцентом становятся ярким и запоминающимся событием, широко освещаются в СМИ. Спортивные праздники становятся точками притяжения и для жителей республики, и для туристов из других регионов. Они собирают вокруг себя жителей сел и деревень, вдохновляют инициативных и активных жителей глубже погружаться в историю своего села, узнавать больше о традициях, давать им новую жизнь.
Мария ИГУШЕВА