Этнодефиле

В Сыктывкаре прошел III Фестиваль национальной и этнической моды


Фото Григория Пиля

Говорят, за модой не угнаться. Этномодельеры и не призывают гнаться за новинками на полках шоурумов, бутиков и сетевых магазинов. Скорее наоборот, предлагают немного замедлиться, присмотреться к культурному наследию и найти свое: откликающееся, понятное, родное и – что не менее важно – уникальное. Третий фестиваль национальной и этнической моды «Северный стиль» прошел в Доме дружбы народов Республики Коми.


Лана Ваховская и ее дочь Карина победили в номинации «Экомода»

В пяти номинациях

«Коми Илвера», «Клюква в сахаре», «Войвыв пас» – почти три десятка оригинальных коллекций с не менее оригинальными и «вкусными» названиями показали на сыктывкарском подиуме мастера из городов и районов Коми, лучшие из их работ выбирали в пяти номинациях.

Реконструкции и реплики традиционных нарядов были представлены в номинации «Этнографический костюм». Перед мастерами стояла непростая, но интересная задача – при создании костюма придерживаться традиционных технологий. Те, чья фантазия требовала большего простора, участвовали в номинации «Авторский костюм». Соответствие модным веяниям, современные технологии и материалы в этом направлении только приветствовались. А орнамент, традиционные элементы кроя и колорит приближали наряд к народному, сохраняя почерк создателя. «Сценический костюм» – еще одна номинация, в рамках которой не требовалась историческая точность, но высоко оценивалась гармония. Гармония костюма и артиста, соответствие репертуару, уместность на сцене. Что интересно, в качестве моделей привлекали участников творческих коллективов, для которых и были созданы костюмы.

Самым озорным и по-детски непосредственным получилось дефиле участников номинации «Мастерская будущего». «Северный стиль» – фестиваль без возрастных ограничений и потому отличная площадка для самореализации юных талантов. Новое поколение этномодельеров продемонстрировало высокий уровень и ожидаемый «свежий взгляд», даже именитые коллеги отметили профессионализм подрастающих мастеров.

Последняя из номинаций, «Экомода», несла в себе то, что особенно привлекает в этническом стиле – натуральность. Приставки «эко-» и «этно-» в сумме образуют уникальный продукт, наполненный и культурной, и моральной составляющей. Костюмы, представленные на дефиле, будто созданы с заботой о человеке. И неважно, торжественно-строгие эти наряды или уютно-комфортные – они словно вне времени.

На этот раз без Гран-при

Если для зрителей практически все казалось зрелищным, ярким и достойным первого места, то для пяти человек в жюри оценка увиденного была ответственной задачей. Коллекции рассматривались ими пристально и оценивались строго. Весь жар споров остался за дверью кабинета, в котором определялся результат, собравшимся осталось лишь принять: Гран-при «Северного стиля» в 2021 году… не достался ни одному из мастеров.

– Дать Гран-при было некому, к сожалению. Это объективная действительность, – объяснила неожиданное для многих решение председатель жюри, создательница бренда одежды в русском национальном стиле «Varvara» Варвара Зенина из Москвы. – Мы рассматривали возможность присуждения главного приза Алексею Ануфриеву – победителю номинации «Этнографический костюм». Это качественная трудоемкая работа, но, скажем, его малицу дополнял этнографический пояс, а жюри хотелось, чтобы весь костюм был создан руками мастера.

К слову, Алексей Ануфриев был одним из немногих мужчин-модельеров на «Северном стиле». Правда, в качестве моделей в дефиле участвовали еще несколько молодых людей. И если от многообразия женских костюмов буквально кружилась голова, то представителям сильного пола пришлось довольствоваться парой-тройкой нарядов в нескольких коллекциях и немного завидовать девушкам.

– Считается, что моду в крестьянский быт привносили именно мужчины, они были проводниками между миром городским и деревенским. Но, несмотря на это, мужская мода достаточно консервативна, и художники мало смотрят в эту сторону, – отмечала в разговоре за кулисами фестиваля Варвара Зенина, известная многим как создатель именно мужских косовороток. – А с другой стороны, возникает понятийная путаница. Вроде это фестиваль про моду, но если посмотреть внимательнее, оказывается, что на площадке «Северного стиля» пересекается множество разных проектов. Этот фестиваль и про совместное творчество, и про совместное делание. Люди хотят реализовываться, при этом мне понятно желание художника создать вещь «для себя». И тут оказывается, что такое творчество более характерно для женщин с их нерастраченными вагонами любви, чем для мужчин, традиционно занятых работой и обеспечением семьи.

Московский модельер была впечатлена и даже потрясена куклами из утиных клювов, увиденными накануне фестиваля в Национальном музее Коми. Мельчайшая детализация, тщательность подбора материалов и цветов, колористика. Куклы, созданные простыми коми сельчанками, настолько подняли планку, что этно-мастерам сегодняшнего дня для завоевания Гран-при не хватило именно этого скрупулезного внимания к мелочам.

Решение о присуждении или неприсуждении главного приза принималось пятью членами жюри из Москвы, Владимира и Сыктывкара сообща, хотя за местных мастеров отчаянно боролась стилист Наталья Светлова. Ее фавориткой стала Лана Ваховская, которая, по ее мнению, была достойна Гран-при.

– Смотрела на всех и гордилась, – призналась Наталья Светлова. – Я была на первых двух фестивалях и вижу, как вырос уровень участников, как проработаны модели. При этом мы должны понимать, что их коллекции – это не коммерческие проекты, у них нет спонсоров, и их создатели вложили в них не только душу, но и собственные немалые средства.

Семейный успех

Лана Ваховская в результате стала победительницей в номинации «Экомода». Она давно известна сыктывкарским ценителям этностиля, а модниц в обновках «от Ланы» можно встретить не только на подобных фестивалях, но и на городских улицах или в офисах.

– Лана очень выросла, – отметила Наталья Светлова. – Она меня поразила на этот раз. В ее коллекциях было продумано все: аксессуары, обувь, выходы моделей, но главное, что все это можно носить в повседневной жизни. Коллекция «Лесная» очень выразительна, в ней проработаны все детали, использовано много материалов, включая роспись. Ее коллекция соответствовала всем параметрам северного стиля. Она впишется в гардероб любой девушки и женщины.

В этот раз Лана победила не одна, а вместе с 10-летней дочерью Кариной, которая занимается в кружке по батику в выльгортском Доме народных ремесел «Зарань». Их совместная коллекция «Лесная» – это сарафаны, сшитые мамой, и сумки-шоперы, созданные дочерью.

– Это третий мой фестиваль и третья подряд победа. Радостно, что на этот раз со мной успеху радуется и Карина, – поделилась эмоциями победительница, которую то и дело отвлекали желающие купить один из ее сарафанов. – Я, если честно, даже не помню, в какой момент родилась идея нашей коллекции. Но один из важных элементов – это авторские ткани: сшив из них одну вещь, захотелось расширить до коллекции.

«Северный стиль» доказал: натуральные ткани востребованы, вековые мотивы в вышивке и крое актуальны, а аксессуары не только украшают, но и оберегают от дурного тех, кто в это верит.

Одежда остается одним из самых доступных и понятных способов самопрезентации, этническая мода в свою очередь помогает деликатно, но при этом необычно заявлять о своей национальной принадлежности, сохранять и передавать знание о культуре родного народа будущим поколениям.

Мария ИГУШЕВА

Фото Григория ПИЛЯ