Забота о трех стихиях

Монди СЛПК организовал экотур «Земля, вода, воздух»

Может ли промышленное предприятие не только свести до минимума влияние на природу, но даже отчасти улучшить состояние окружающей среды? Что надо сделать для того, чтобы отходы производства шли в дело, а в почву, воздух и воду не попадали вредные вещества? На все эти вопросы отвечали сотрудники Монди СЛПК в ходе пресс-тура по объектам предприятия.

Безотходный цикл

Правильный подход Монди СЛПК к экологии подтверждает тот факт, что предприятие выведено из перечня «горячих точек» Баренц-региона, поскольку добилось сокращения по эмиссии оксида углерода и специфических веществ, сбросу сточных вод. Но, достигнув нужных в глазах строгих европейских экологов показателей, модернизацию производства, повышающую его безопасность для природы, здесь не прекратили.

Первая часть пресс-тура была посвящена защите воздуха. Безопасным с точки зрения выбросов в атмосферный воздух предприятие признали еще шесть лет назад, после завершения проекта модернизации STEP. Но после этого Монди СЛПК провел обновление своей теплоэлектроцентрали, что позволило сделать производство еще экологичнее. Например, СО2 в воздух теперь попадает на 200 тысяч тонн в год меньше, чем раньше, это снижение почти на треть к прошлым показателям.

И что немаловажно, обновление ТЭЦ с установкой современного биотопливного котла позволило на 100 процентов использовать отходы производства – кородревесные остатки, пришедшие в негодность деревянные поддоны и ящики, а также забирать на утилизацию отходы других лесопромышленных предприятий.

Фактически такой безотходный цикл планировался еще во времена СССР, в 60-х, когда предприятие только проектировалось. Но тогда до конца реализовать задумку не удалось, технологии не позволяли. Зато сейчас идет в дело все до последней щепки.

Заместитель главного эколога Монди СЛПК Дмитрий Караваев показал журналистам площадку, куда свозятся отходы производства, которым предстоит стать топливом для нового котла. Долго они здесь не задерживаются, практически сразу идут по транспортеру в загрузочные бункеры. А оттуда по мере необходимости поступает в топку, превращаясь в «зеленую» энергию. Предварительная обработка проходит быстро – сырье измельчается до фракций нужного размера, различные гвозди, скобы убирают специальные уловители металла. При этом не требуется сушки, современная технология дает возможность использовать сырье влажностью до 50 процентов. В топочной камере находится кварцевый песок, который бурлит, создавая кипящий пузырьковый слой, в котором и сгорает топливо. Температура в топке при этом достигает 750–850 градусов. Зольных остатков при таком методе получается совсем немного, песок тоже используется неоднократно, его лишь нужно периодически очищать.

Важный элемент котла – электрофильтры, которые очищают дымовые газы, улавливая мельчайшие частички золы с помощью электродов. Они-то и отвечают за то, чтобы из труб ТЭЦ шел не темный дым, а белый пар.

Также в топку идет обезвоженный остаток сточных вод. Откуда он берется, журналистам показали на втором этапе пресс-тура, посвященного воде.


Отходы производства Монди СЛПК, которые свозятся на специальную площадку, становятся топливом для нового котла.

До кристальной прозрачности

Очистные сооружения Монди СЛПК, прошедшие масштабную модернизацию, которая завершилась в 2018 году, работают не только с производственными, но и с бытовыми стоками, попадающими в канализацию в Сыктывкаре и Эжве – из квартир, офисов, детских садов и школ, столовых и прочих учреждений. Путь загрязненная вода проходит долгий, так что по пути ей задают дополнительное ускорение на насосной станции в Нижнем Чове. А на территории Монди СЛПК стокам приходится еще ускориться, чтобы попасть на гору, где стоит станция механической очистки. Здесь из воды удаляют крупные примеси, которые высыпаются из труб на площадку, откуда их регулярно забирают спецмашины. Отдельно сыпется песок, попавший в канализацию с городских улиц, отдельно то, что принято именовать крупными нерастворимыми фракциями – различный мусор, попавший в канализацию по чьей-то нерадивости. Львиную долю его составляют куски нетканки (не стоит бросать влажные салфетки в унитаз!), различные пробки, обрывки полиэтилена. За удаление песка отвечают две песколовки, которым особенно ударно приходится трудиться весной, когда с талым снегом приходит очень много песка.

После прохождения первой ступени очистки стоки от города объединяют с производственными стоками – от самого Монди СЛПК. А дальше, на следующие этапы очистки, вода идет с горы самотеком.

Нагрузка на очистные сооружения зависит от времени суток, есть «часы пик», например утром, когда весь город идет умываться. Как рассказал начальник цеха водоснабжения и очистки сточных вод Дмитрий Злобин, чтобы распределить эту нагрузку равномерно, установлены буферные емкости, в которые частично собирается вода в периоды высокого потребления. В ночное время при снижении поступления стоков вода из буферных емкостей подается в цикл очистки.

Вторая ступень очистки – биологическая, сначала вода проходит через преаэратор, где ее напитывают кислородом, после чего она попадает в специальные емкости с активным илом, бактериями, которые охотно поедают различные загрязняющие вещества. Кислород им нужен для создания хороших условий для жизни и размножения. Периодически ил начинает размножаться так хорошо, что его излишки забирают, обезвоживают и отправляют в биотопливный котел.

Третья ступень очистки – дисковые фильтры. Воду направляют на фильтрующие элементы с микропорами, так что все, что не удалось задержать на первых ступенях, остается здесь и заново поступает в процесс очистки. Из здания дисковых фильтров вода выходит очищенной до кристальной прозрачности, лишенная какого бы то ни было запаха. Лабораторные анализы показывают, что она становится чище, чем вода в реке Вычегде, в которую она в итоге и попадает.

Но до Вычегды ей еще 16 километров по самотечному каналу. Зачем такой долгий путь? Изначально в конце 60-х и 70-х годах прошлого века стоки после очистных сооружений направлялись в ручей Кылыг-ю. Но в 80-х этот процесс экологически подкорректировали: параллельно Кылыг-ю был пробит самотечный канал. В ходе путешествия по этому каналу вода дополнительно напитывается кислородом, кроме того, до 2018 года на канале работали пруды-аэраторы, на которые вода шла после второй ступени очистки. Сейчас их работу выполняют дисковые фильтры.

Вода, бегущая по самотечному каналу, абсолютно прозрачная и чистая, в последние годы на этом искусственном сооружении активно селятся бобры – а это показатель того, что с экологией здесь все в порядке. Правда, хлопот эти жители канала доставляют немало – все норовят устраивать на нем запруды.


О работе очистных сооружений Монди СЛПК рассказал начальник цеха водоснабжения и очистки сточных вод Дмитрий Злобин.


Из здания дисковых фильтров вода выходит очищенной до кристальной прозрачности, лишенная какого бы то ни было запаха.


На территории Монди СЛПК городским стокам приходится ускориться, чтобы попасть на гору, где стоит станция механической очистки.


Заместитель главного эколога Монди СЛПК Дмитрий Караваев демонстрирует журналистам противопожарный прицеп «Водолей».


Площадка с отработанной известью – самый приметный и «фотогеничный» объект полигона промышленных отходов.

Пустеющий полигон

Земля – третья стихия, забота о которой в приоритетах Монди СЛПК. На завершающем этапе пресс-тура журналистам показали полигон промышленных отходов предприятия. Выглядит он, прямо скажем, совсем не похоже на место хранения мусора и как-то пустынно. Дело в том, что отходы, образующиеся на предприятии, по максимуму перерабатывают, так что на полигон их с каждым годом привозят все меньше. Сейчас цель компании – снизить объем вывозимых на полигон отходов в два раза. Фактически сюда везут только то, что пока нельзя переработать самостоятельно или сдать на переработку другим предприятиям.

Дмитрий Караваев сообщил, что площадь полигона составляет порядка 50 гектаров, заполнен она сегодня примерно на 30–40 процентов. Отходы хранятся отдельно. Есть площадка с золой, которая образуется при сжигании кородревесных остатков, площадка отходов после проведения строительных работ.

Самый приметный и «фотогеничный» объект полигона – площадка с отработанной известью, используемой в процессе изготовления целлюлозы и бумаги. Если зола и прочие отходы фактически сливаются с ландшафтом, то бело-голубые известковые горы сверкают на солнце, напоминая то ли ледник, то ли меловые террасы турецкого Памуккале. Кстати, возможно, лежать этим запасам извести на полигоне осталось не так уж долго, сейчас в России развиваются технологии переработки такого вторсырья в стройматериалы.

Полигон строго и круглосуточно охраняется, без специального пропуска туда не попасть. Отходы, которые лежат в машине, должны строго соответствовать тому, что указано в сопроводительных документах. Разрешение на вывоз отходов на полигон выдает отдел экологии Монди СЛПК.

На полигоне обустроена площадка хозяйственной зоны, на ней установлены балки для обслуживающей организации, навес для техники. Здесь же стоят помпа, противопожарный прицеп «Водолей», рядом водохранилище на две емкости по 25 кубометров каждая – на случай, если на полигоне случится возгорание, и пожарным не хватит воды.

По всему периметру полигона вырыты каналы для сбора дождевых и снеговых стоков, при необходимости воду для борьбы с огнем можно взять и из них.

По этим каналам вода уходит на нижнюю точку полигона, где она проходит первичную очистку, а далее насосная станция перекачивает стоки по трубе в очистные сооружения. Таким образом, частички той же извести или золы, которые дождь смывает с полигона, в водоемы и на почву растущего вокруг леса попасть не могут. Под защитой и вода, и земля, и воздух.

Анна ПОТЕХИНА
Фото автора и пресс-службы Монди СЛПК