Десять театров, дюжина спектаклей

Чем запомнился четвертый по счету Северный театральный фестиваль

Большой театральный марафон с 22 сентября по 3 октября в программе фестиваля с подзаголовком «Русский театр. Наследие»
был приурочен к 100-летию Республики Коми. За полторы недели на сцене Академического театра драмы им. В. Савина 10 театров
из Сыктывкара, Воркуты, Котласа, Бугульмы, Перми, Санкт-Петербурга и Москвы показали 12 спектаклей разных форм и жанров.

Смотр без жюри

На этот раз на IV Северном театральном фестивале не было жюри, он прошел в формате смотра – как праздник театра к столетию Республики Коми. Большинство представленных спектаклей уже имеют хорошую историю и являются лауреатами и участниками престижных фестивалей и конкурсов. Например, моноспектакль «Записки юного врача» театра «Мастерская» из Санкт-Петербурга. Спектакль – об испытаниях, свалившихся на вчерашнего студента, которого поставили главным и единственным врачом в провинциальную больницу. Актер Максим Блинов, который является не только исполнителем, но и автором инсценировки булгаковского текста, на полтора часа завладел зрительным залом, заставил сопереживать неудачам и победам молодого доктора, что не всегда удается «многонаселенным» спектаклям.
Крепко, в традициях реалистического театра сделанные постановки «На дне» и «Мачеха Саманишвили» Пермского театра «У Моста» были благодарно приняты ценителями классического театрального искусства. Еще один спектакль Сергея Федотова на этом фестивале – «Гроза» по Островскому, поставленный известным режиссером на сцене Театра драмы им. В. Савина.
Театр из Бугульмы привез на фестиваль спектакль режиссера Дмитрия Акриша по пьесе Брайена Фрила «Танцы во время Луназы» – в свое время спектакль появился в театре именно для того, чтобы участвовать в фестивалях. А театр имени Федора Волкова из Ярославля показал необычный по жанру радиоспектакль «На краю земли» по пьесе современного драматурга Алекса фон Бьерклунда.
Постоянный участник Северного театрального фестиваля Котласский драматический театр представил свой новый спектакль — мелодраму «Вдовий пароход» по пьесе И. Грековой и П. Лунгина. Воркутинский театр имени Б.А. Мордвинова удивил зрителей камерной постановкой на двух актрис по повести «Прощание с Матёрой» В. Распутина. Еще один спектакль малой формы представила Мария Рочева и независимый театральный проект из Санкт-Петербурга «Текст-театр». Актриса превратила в моноспектакль рассказ А. Геласимова «Жанна. Во Францию и обратно». Молодежный театр Республики Коми для фестиваля выбрал вербатим «СКТВКР», уже известный зрителям и отмеченный на фестивале «Маска Плюс» – одном из проектов театрального фестиваля «Золотая Маска».

Второй приезд Маяковки

Несмотря на большое количество именитых участников, главным событием IV Северного стали спектакли Московского академического театра им. Вл. Маяковского, все билеты на которые были раскуплены задолго до начала фестиваля.
Театр им. Маяковского уже побывал в Сыктывкаре в 2019 году, тогда в рамках программы «Большие гастроли» зрители смогли посмотреть занимающие видное место в репертуаре столичного театра спектакли «Пигмалион», «Плоды просвещения» и «Бешеные деньги». На этот раз Маяковка показала сыктывкарскому зрителю премьеру нынешнего года – интеллектуальную комедию «Как важно быть серьезным» по пьесе О. Уайльда, в которой блистает Светлана Немоляева. Эта «легкомысленная комедия для серьезных людей», по словам самой актрисы, была поставлена, чтобы отвлечь зрителей от печальных реалий, и действительно подарила сыктывкарцам два часа тонкого английского юмора и великолепные актерские работы.
Закрыл фестиваль еще один спектакль Маяковки – «Обломов» – Миндаугаса Карбаускиса по классическому роману И.А.Гончарова. Инсценировку к постановке писал сам режиссер, и его версия классического романа лишилась антитезы «Обломов – Штольц» – последний не появится в спектакле ни разу. В «Обломове» Миндаугас Карбаускис собрал замечательную постановочную группу, и сыктывкарские театралы получили возможность познакомиться с одной из последних работ ушедших недавно легендарного театрального художника Сергея Бархина и композитора Фаустуса Латенаса.

– Два вечера нас радовали наши главные гости – Московский академический театр имени Маяковского. Совсем недавно мы представляли наши спектакли на сцене Маяковки, и сейчас мы еще раз благодарим наших гостей за теплый прием, – подытожил последний фестивальный вечер директор Академического театра драмы им. В. Савина Михаил Матвеев.
– Спасибо вам большое за то, что вы так оценили наши спектакли, – поблагодарил хозяев фестиваля директор Театра им. Маяковского Александр Стульнев. – Мы во второй раз приезжаем к вам в город, и он уже стал для нас родным. Мы заочно познакомились с программой фестиваля, понимаем, какие хорошие спектакли были здесь показаны ранее. Надеюсь, что этот фестиваль – не последний, и надеюсь, что мы еще раз побываем у вас.

Офф-программа

За время фестиваля Театр им. В. Савина принял на своей площадке более 150 гостей из театров-участников. Количество зрителей было ограничено 50-процентной рассадкой, и не все желающие смогли посмотреть спектакли основной программы. Отчасти компенсировать это помогла офф-программа.
Несколько круглых столов познакомили особенно заинтересованных зрителей и участников фестиваля с театральной и фестивальной традицией Турции — о ней рассказала эксперт международной программы Стамбульского театрального фестиваля Эльвира Сибгатуллина – и историей и настоящим днем одного из заметных театров Татарстана — Бугульминского драматического театра им. А.В. Баталова.
Художественный руководитель пермского театра «У Моста» Сергей Федотов провел мастер-класс по практическому воплощению системы Михаила Чехова, на котором продемонстрировал, как при помощи собственной энергетики можно гасить огонь свечи, как без рук удержать на лбу блюдце или рюмку и, самое главное, как развить в себе эту энергетику.
Режиссер Театра им. В. Савина Евгений Софронов на своем мастер-классе попытался вселить в его участников уверенность в себе во время публичных выступлений и поделился несколькими лайф-хаками по борьбе со страхом говорить на большую аудиторию. Актриса и режиссер Юлия Экрот предложила зрителям офф-программы читку пьесы молодого российского драматурга Марии Малухиной «Мертвая голова», а театровед Вера Морозова рассказала о тенденциях современного театра. Вход на все мероприятия специальной программы фестиваля был свободным.

Все еще впереди

Проведение IV Северного театрального фестиваля к 100-летию Республики Коми стало возможным благодаря поддержке Министерства культуры, туризма и архивного дела Коми, подчеркнул Михаил Матвеев. В свою очередь министр культуры Коми Мария Балмастова отметила, что Северный театральный фестиваль является значимым и долгожданным событием в культурной жизни нашей республики. Об этом свидетельствует беспрецедентное количество участников — десять театров, а также зрителей, которые стали частью этого замечательного праздника.
– Выражаю искреннюю благодарность всем причастным к организации фестиваля. Благодаря вам Сыктывкар погрузился в мир театра и приоткрыл завесу тайны сценического искусства — на мастер-классах, круглых столах и презентациях. Закрывая IV Северный театральный фестиваль, скажу, что это совсем не грустное событие, ведь впереди нас ждет новый, юбилейный, фестиваль, который, несомненно, пройдет с еще большим размахом, – пообещала Мария Балмастова в последний фестивальный день.

Юлия ЛЕГОТИНА
Фото Театра им. В. Савина