Аргиш Победы

80 лет назад начался боевой путь «заполярной кавалерии»,
в составе которой доблестно воевали оленеводы из Коми

«Заполярная кавалерия», «рогатые дивизии», «северные танки», «полярный экспресс», «наши олешки» – как только не называли во время Великой Отечественной войны эти боевые подразделения, о которых, к сожалению, мало что рассказывают в школах и вузах. У оленеводов есть слово «аргиш». Оно означает караван из оленей или сборы в дорогу для их перегона. А еще аргиш символизирует жизненный путь в длительных кочевых переездах. Тогда, 80 лет назад, у участников оленных батальонов был свой аргиш, проходивший в немыслимо тяжелых обстоятельствах, но ставший для всех нас аргишем Победы.

Оптимальный транспорт

Началась эта история 80 лет назад, 20 ноября 1941 года, когда Государственный Комитет Обороны СССР принял секретное постановление «О проведении мобилизации оленей, оленьих упряжек и ездовых (каюров) в Коми АССР и Архангельской области». Чем же было вызвано принятие этого документа?
С началом войны самый протяженный из всех фронтов – Карельский – сдерживал натиск финских и немецких войск, стремившихся захватить Кольский полуостров и Советскую Карелию, обеспечивал безопасность Мурманска и Сорока-Обозерской железной дороги, ставшей второй «дорогой жизни». Она связывала Заполярье с центральной частью СССР. На огромной по протяженности территории и в исключительно тяжелых климатических условиях необходимо было поставлять войскам все необходимое, совершать диверсионные вылазки и вывозить раненых.
Надо сказать, у Советского Союза уже был опыт использования оленей в военных действиях. Впервые оленеводы были призваны в Рабоче-крестьянскую Красную армию в Советско-финскую войну в 1939–1940 годах. У оленей были значительные преимущества и перед военной техникой, и перед другими копытными. Из-за глубокого снежного покрова и горно-болотистой местности на Крайнем Севере сложно использовать тракторы, грузовики и даже лошадей. А олени, генетически привыкшие к таким ландшафтам, хорошо справлялись с задачей. Благодаря своим тонким длинным ногам с широкими раздвоенными копытами, олени не проваливаются в снег и ловко раскапывают под ним мох, траву и листья – все, что служит основной пищей этим неприхотливым животным. А хорошо развитые мощные легкие и сильное сердце делают оленя неутомимым.
Еще одна особенность – эти животные не боятся шума и даже раненые не издают ни звука, что крайне важно при передвижениях вблизи противника. По свидетельствам фронтовиков-северян, олени не впадали в панику даже под артиллерийскими обстрелами и бомбежками.
Учитывая все эти обстоятельства, оптимальным средством передвижения и доставки грузов в условиях Крайнего Севера были оленьи упряжки. Их отправляли на фонт в сопровождении оленеводов-красноармейцев, которые отлично ориентировались в тундре, мастерски прокладывали путь по бездорожью, а главное – умели гнать оленей и ухаживать за ними. Однако мобилизованы были не только каюры-профессионалы, но и все пригодные призывники: колхозники, рыбаки, охотники, далекие от оленеводства. Так в военных билетах бойцов появились записи: «ездовой», «оленевод», «пастух».
К подготовке оленного отряда подключились и тыловики: в селе Сизябск Ижемского района для будущих батальонов в ускоренном режиме изготавливали зимнюю одежду, обувь, покрытые камусом лыжи, а в мастерских промкомбината – палатки, спальные мешки и сани-нарты.

Трудный перегон

Комиссаром первого оленеводческого отряда из Коми АССР был назначен директор Лайского оленесовхоза Андрей Смирных. 28 ноября 1941 года в селе Усть-Уса и деревне Новикбож началось формирование эшелонов призывников из колхозов и совхозов Усть-Цилемского, Ижемского, Усть-Усинского, Кожвинского и Ухтинского районов Коми АССР. При комплектовании стояли сильнейшие морозы – до -50°С. Старожилы помнят, как провожали всем селом новобранцев, понимая, что им предстоит нелегкий путь и что вернутся не все.
После двухмесячного перехода из Коми АССР в Архангельскую область прибыли 1 529 оленей и 310 бойцов-оленеводов с 381 комплектом саней с упряжью. К ним присоединились эшелоны из Ненецкого национального округа и Архангельской области.
Далее новобранцам предстояло первое испытание – переезд по железной дороге на фронт. Для оленей, привыкших к свободе, тесные вагоны были невыносимы. Каюры рассказывали, как ослабли в пути их подопечные, отказываясь от еды. И когда поезд подъехал к фронту, четвертая часть оленей уже погибла.
Прибывшие с первой волной мобилизации лесные и тундровые олени были встречены с недоверием. Но вскоре все фронтовики отметили преимущества этого животного в условиях Севера, и оленно-транспортные подразделения стали практически единственным средством доставки грузов и эвакуации раненых.
В марте 1942 года в Мурманске были сформированы две отдельные олене-лыжные бригады, переданные в подчинение 14-й армии. Остальные оленно-транспортные подразделения были определены в резерв и вошли в состав 19-й армии.
В ходе упорных боев Мурманской наступательной операции, длившейся с 28 апреля по 11 мая 1942 года, войска 14-й армии понесли большие потери и не смогли развить наступление. Олене-лыжные батальоны попадали в окружение, отчаянно сражались, пропадали без вести и вырывались из «котлов».

В десантах и рейдах

Героической страницей Мурманской наступательной операции стала высадка морского десанта в районе мыса Пикшуев в губе Западная Лица. Вместе с 12-й отдельной бригадой морской пехоты высадился и оленно-транспортный взвод. При высадке ненецкий оленевод Николай Хатанзей подал идею – связать сани цепочкой и тянуть их на берег. Когда все сани были спущены на воду, олени прыгнули с трапов и поплыли за санями к берегу. Когда враг подтянул многочисленные резервы и возникла угроза, что 12-я отдельная бригада морской пехоты будет отрезана от берега и полностью уничтожена, к месту прорыва выдвинулся лыжный батальон с оленями, благодаря чему бригада отошла и закрепилась на новом рубеже.
С огромной благодарностью говорил об оленеводах участник пикшуевского десанта, капитан Борис Косач: «Враг усиливал натиск. Увеличивалось количество раненых и обмороженных… Помощь пришла неожиданно в виде оленьих упряжек, которые впервые в практике морских десантов Военный совет флота решил использовать для эвакуации раненых… Погонщики – коми, саамы и ненцы – без слов понимали, что им нужно делать».
Внимания заслуживает и славная история 31-й отдельной олене-лыжной бригады под командованием разведчика полковника Владимира Соловьева. В бригаду вошли уроженцы Коми АССР, Архангельской области и Ненецкого национального округа. Их называли «зеленые черти Соловьева». Негласное правило бригады было таким: «искать врага в тундре и бить его». Конечно, не без помощи верных оленей. С 1942-го по лето 1944 года бригада В. Соловьева совершила 43 боевых выхода, пройдя 16 000 километров.
И сегодня жители Сизябска помнят о своём односельчанине, бойце Меркурии Каневе. Его имя носит одна из улиц села. Вспоминая о нём в письме, полковник В.Н. Соловьев отмечал: «В январе 1943 года в составе разведгруппы старшина Канев участвовал в рейде в глубокий тыл врага. Разведчикам удалось захватить двух гитлеровцев… Война в Заполярье требовала от солдат наивысшего напряжения. Старшина Канев словом и делом воодушевлял своих бойцов». За боевые подвиги М. И. Канев был награждён орденами Красной Звезды, Славы III степени, двумя медалями «За отвагу».
Непревзойденный подвиг оленно-транспортных батальонов – уничтожение аэродрома в Петсамо – немецкой авиабазы в Заполярье. Участник операции Ефим Горбунов вспоминал: «Для нападения выбрали самую темную пору. Мела сильная поземка. Бойцы в белых халатах. Оленей не слышно… Подобрались незаметно, переждали, пока фашисты улягутся, а потом внезапно налетели. Уничтожив охрану, взорвав самолеты и склад горючего, растворились в снежной круговерти незаметно, как и нагрянули. Попробовали нас догонять, да куда там!»

Верные помощники

Поначалу немцы игнорировали оленьи упряжки, думая, что это какие-то оленеводы ездят по своим делам. Но спустя время поняли, в чем дело, и тогда стало небезопасно передвигаться даже ночью. Не спасали каюров ни маскировочные белые халаты, в которых их не было видно на фоне снега, ни специальные белые попоны для оленей. Поняв, что олень на войне – это тоже боец, немецкие летчики отслеживали свежие следы нарт и нагоняли упряжки…
Олени были во всех отрядах, засылаемых в тыл противника для выполнения боевых задач, в походах партизанских и разведывательных групп. Во время операций они везли артиллерийское и минометное вооружение, станковые пулеметы, патроны, средства минирования, горючее… С помощью оленей, особенно в районах бездорожной тундры, перевозили горные орудия, технику для связистов, продовольствие, фураж, необходимое количество комбикорма. Олени, как почтовые работники, доставляли в штабы приказы и донесения, письма и посылки для фронтовиков на праздники 1 мая и 7 ноября. Помогали олени даже авиации: подвозили к самолетам авиабомбы и патроны, доставляли боезапасы к дальним аэродромам. Оленеводы разыскивали в лесу наших лётчиков, совершивших вынужденную посадку. На оленях выезжали даже генералы – для изучения и оценки местности.
Отдельная заслуга «рогатых» подразделений – вывоз раненых. За годы войны на оленях были транспортированы 10 142 бойца. Тяжелораненого укладывали на носилки, накрывали меховым одеялом и грузили на нарту. Носилки вместе с раненым привязывались к нарте. Перевозка на нартах в спальных мешках спасала от обморожения.
Бок о бок с оленями служили и собаки. Отправляясь на фронт, каждый оленевод брал с собой свою помощницу – оленногонную лайку. За годы войны лайки уничтожили не один десяток немецких танков, оперативно доставляли необходимую информацию в место назначения, спасали раненых. За четыре года Великой Отечественной войны для нужд Красной армии были подготовлены 68 000 собак! Ни в одной другой армии мира в те годы так масштабно не использовались эти животные.
Вся повседневная жизнь бойцов оленных подразделений проходила в экстремальных условиях. Они ютились в снежных ямах, покрытых ветками и плащ-палатками. Дров не было, теплого обмундирования и обуви не хватало. Это выматывало физически и морально. Спасала мысль о выполнении долга и неминуемой скорой победе…

 

Последняя операция

Последнее значимое событие в истории оленно-транспортных батальонов – участие в Петсамо-Киркенесской операции в октябре 1944 года. Ее задачей было восстановление государственных границ СССР, вытеснение фашистских захватчиков с территории на стыке границ Норвегии и Финляндии, возвращение Печенгского края, сейчас это район Мурманской области.
В ходе этой наступательной операции советские дивизии совершали рейды в глубокий тыл противника до 500 км. Там оленеводам приходилось вступать в бой с немцами. Во время сражения 27 октября уроженец Коми АССР, ездовой 4-го дивизионного оленьего транспорта Антон Марков вывел 26 оленей из-под пулеметного и минометного огня противника, чем спас большую часть оленно-транспортного батальона.
В один из рейдов 31-я отдельная лыжная бригада прошла десятки километров по болотам северо-восточной Норвегии и вышла в тыл противника в район города Киркенес. Местное население было крайне удивлено появлением советских войск со стороны болот. Норвежцы спрашивали: «Возможно, у вас танки есть?». Указав на вьючных оленей, начальник штаба бригады подполковник Аркадий Дрознин ответил: «Да, и танки есть».
Фронтовая жизнь оленно-тран­спортных подразделений закончилась 29 октября 1944 года. Началась демобилизация оленеводов. Их путь домой длился несколько месяцев. В родную тундру вернулось лишь малое число оленей…


Публикация
подготовлена совместно
с Финно-угорским
культурным центром
Российской Федерации