Искусство жить на Севере

показали издатели каталога, посвященного традиционным ремеслам в современном пространстве

В Республике Коми вышел первый каталог, в котором представлены традиционные ремесленные изделия, вписанные в мир современного человека. Авторы проекта «КЕРКА. Искусство жить на Севере» переместили уникальные предметы из привычной музейно-выставочной плоскости в интерьеры XXI века, тем самым сделав их доступными для каждого.

При этом «каждый» не синоним «любого». Ценители современной народной традиции – из разряда «тех, кто понимает». То же можно сказать и об участниках проекта. Мастера традиции и ручного труда не отбирались специально. Двери в новый проект были открыты для всех. Для этого в апреле 2021-го Министерство культуры Республики Коми вместе с автором и руководителем проекта Светланой Кольчуриной провели в Сыктывкаре семинар для ремесленников. Еще раньше – в марте – познакомились с работами участников ежегодной выставки «Мастер года», посетили ремесленный центр «Зарань» и Колледж культуры, где готовят мастеров народно-художественных промыслов. «Дизайн-аудит» позволил очертить круг потенциальных участников проекта. Были те, кто сам подавал заявки для участия, и те, кто отказывался сразу. Критериев отбора не было, разве что готовность мастера тиражировать свою продукцию, а значит, оценивать ее не только с художественной, но и с экономической точки зрения. В качестве примера постепенной перестройки сознания ремесленников Светлана Кольчурина приводит Карелию, где подобный проект был реализован шесть лет назад. С тех пор мастера научились монетизировать свое творчество и адаптировать его под современные запросы.

– Ремесленники Коми больше нацелены на участие в «Мастере года». На протяжении года они создают уникальные работы, которые, к сожалению, невозможно купить, – говорит Светлана Кольчурина. – Нужно усиливать коммерческую жилку в ремесле.
Изучив аккаунты владеющих ремеслом в соцсетях, авторы проекта обнаружили, что мастера не занимаются самопродвижением, не продают свой труд, не ставят во главу угла свои уникальные навыки.
– Заходишь на страницу – и непонятно, можно ли купить, заказать, или только полюбоваться. При этом многие изделия мастеров не адаптированы под современное пространство. Да, в них сохранена традиция, но их сложно вписать в интерьер современного дома, потому что какие-то изделия слишком усложнены, какие-то слишком малы и потеряются в пространстве, скажем, загородного дома, – объясняет руководитель проекта.

При этом востребованность традиционных изделий растет, что подтверждают современные дизайнеры. Одна из причин популярности работ мастеров – в их уникальности и вневременности. Это именно то, что передается из поколения в поколение, становится символом дома, рода, семьи. Повышение интереса к ремеслам связано и с тенденцией к экологичности. Ремесленники, как и сотни лет назад, работают только с природными материалами, тут нет места современным достижениям химической промышленности.
Вместе с материалами неизменной остается и технология создания вещи. А вот ее форма и функция могут меняться. Это, считает Светлана Кольчурина, и делает ремесло современным:
– Техник много, а современного звучания – нет. Нужен баланс. Должны поменяться подходы к созданию изделий. На том же «Мастере года» представлены длиннющие дорожки разного вида ткачества. Но они совершенно не вписываются в пространство современного дома. Я бы посоветовала ремесленникам изучать дизайн-подходы и меняться в соответствии с новыми запросами.

У ремесленного кластера в Коми огромные перспективы. К примеру, в Карелии, по оценкам экспертов, мастера могут зарабатывать около миллиарда рублей в год. В Коми этот потенциал не раскрыт. Издание каталога – первый шаг в этом направлении. Ремесло, считают его создатели, может прокормить. Главное, подобрать правильные бизнес-инструменты, продумать основную идею, найти свое авторское лицо, думать о ремесле как о предпринимательстве.

– Нужно осознано подходить к своему уникальному умению, перестать ждать дотаций. Да, передача традиционных знаний достойна хорошей оплаты, но пока наше общество не дошло до этого, надо становиться предпринимателями. Это бизнес. Как, собственно, и было в старину, – говорит Светлана Кольчурина. – В каталоге мы показываем изделия ремесленников и тех, кто занимается ручным трудом, в современных интерьерах и оказываем им помощь в продаже, чтобы они поверили в свои экономические возможности.

Над созданием первого в таком роде издания трудилась команда специалистов Министерства культуры, Центра культурных инициатив «Югор», дизайнеров, фотографов, журналистов: Галина Кудинова, Анелия Лянцевич, Валентина Силкина, Кирилл Шучалин, Евгения Вылегжанина, Дарья Федоркова. Консультантом выступил ученый-этнограф Валерий Шарапов. На 64 страницах каталога указаны не только авторы работ, но и места, где можно их приобрести или заказать, и стоимость уникальных предметов интерьера. Создателями интерьерных игрушек, панно, керамики, текстиля, посуды стали мастера из Пажги, Визинги, Подтыбка, Выльгорта, Сыктывкара и Ухты. Девять из них: Татьяна Буторина, Анна и Евгения Сурнины, Лариса Цветкова, Тамара Гилева, Артём Чичкарев, Олег Никулин, Елена Кокорина, Олег Махов – в разные годы становились обладателями звания «Мастер года». Вместе с профессионалами в каталоге представлены и любители. Их работы пользуются большим спросом и стоят в одном ряду с профессиональными. При этом, как это ни парадоксально, зачастую они чувствуют себя свободнее, чем коллеги по цеху, закончившие специализированные учебные заведения.

– В Коми хорошая трехуровневая подготовка ремесленников. Эта система может рождать новых авторов, но в процессе работы с теми, кто прошел все три ступени, становится понятным, что знание традиций и канонов порой является неким ограничением, и это удивительный парадокс, – рассуждает Светлана Кольчурина. – С одной стороны, знания всегда дают возможность новых открытий, с другой стороны, профессионалы подвергаются жесткой критике со стороны музейных работников, ученых, этнографов. Зачастую это приводит к тому, что мастера нерешительно экспериментируют, и мы видим множество повторений вместо смелых авторских решений.
И тем и другим каталог дал повод выйти из зоны комфорта, определить цену своего труда, приобрести опыт продаж.
– При создании каталога мы столкнулись как с трудностями, так и с невероятным количеством позитивных моментов, – рассказывает дизайнер проекта Анелия Лянцевич. – Не все оказались готовы сотрудничать с дизайнерами, идти на эксперимент, менять привычный стиль работы. У кого-то просто не оказалось времени для разработки авторского подхода, потому что для многих это хобби. Те, кто пошел навстречу, удивили своей трудоспособностью, тем, что готовы перейти на другое качество продукта. Участники проекта убедились, насколько важно для развития взаимодополнение и общение на высоком профессиональном уровне, насколько важно не бояться этого и уметь слышать.
Каталог подал пример креативного подхода к традиционным вещам, противостоянию кризису идей, смелости в обращении с традицией. На смену однообразным названиям уникальных произведений: «Северные узоры», «Северные мотивы» – пришли творческие: «Таежный сон», «Белое по белому», «Клюквишна».

Примечательно, что выход каталога завершает год столетнего юбилея Республики Коми. Эта дата, по мысли министра культуры, туризма и архивного дела Республики Коми Марии Балмастовой, – замечательная возможность переосмыслить традиции и взглянуть на привычное и давно известное под другим углом.
– Межрегиональный проект «КЕРКА. Искусство жить на Севере» позволил мастерам сформулировать новый подход к авторскому и ремесленному производству, трансформировать изделия в современные и актуальные для практического использования, – прокомментировала министр культуры. – Народные промыслы сегодня – это не просто предметы декора или домашнего обихода, а своего рода национальные символы, которые представляют своеобразие необъятной республики. Это, без преувеличения, основа коми культуры и один из лучших способов изучения богатейших традиций северного народа.

Полина РОМАНОВА

Фото Кирилла Шучалина из каталога «КЕРКА. Искусство жить на Севере»