Волокуши компании «Вездеход»

востребованы даже в Казахстане

Республика Коми — край рек и лесов, болот и тундры, озёр и гор. Протяжённая территория, экстремальные температурные и дорожные условия диктуют свои правила жизни в урочище Севера. Если в пути техника ломается, то идти искать помощи порой приходится за десятки километров. Чтобы избегать таких ситуаций, сыктывкарские предприниматели создают современные лодки по дедовским чертежам. Аналогов изделиям компании Якова Максимова в России нет.

Детство на берегу реки

С малых лет уроженец деревни Диюр, что на берегу реки Ижмы, Яков Максимов усвоил: техника всегда должна быть на ходу. Эту аксиому он узнал от дедов. – Мои предки жили в долине реки Печоры: отец вырос в Усть-Цилемском районе, мама – в Ижемском. Родители с утра до позднего вечера были на работе. Поэтому нас, четверых внуков, воспитывали деды – рыбаки-охотники, – вспоминает Яков.
Страсть к технике в нём проснулась рано. Сразу за оградой родительского дома текла Ижма. С 10 лет мальчика сажали рулевым на лодки «Прогресс», «Южанка», «Крым». Бывало, что прямо в воде глох мотор. Ремонтировать его приходилось на ходу. При этом Яков скромно умалчивает, что суметь перебрать мотор на воде – это высший пилотаж даже для взрослого рыбака.

Спас «Минск» от свалки

В 13 лет на сенокосе Яков заработал свои первые 350 рублей. И решил пустить в дело – купить мотоцикл. Исправный байк за такую сумму, конечно, было не приобрести, а вот неновый – вполне.
После того, как старенький соседский «Минск» угодил под трактор, ему была уготовлена участь гнить на свалке. Но Яша уговорил соседа продать искорёженный мотоцикл по цене лома. Всю зиму в обдуваемом ветрами сарае Яков перебирал мотокалеку. Многие детали приходилось сваривать вручную. Помогал совет старших да собственная смекалка. Так, к весне мотоцикл был собран и уже проходил обкатку.
– Транспорт был на ходу. Я сдавал его в аренду за 100 рублей (смеётся) и за лето накопил на новый мотоцикл, – делится юношеским опытом предприниматель.

 

Антикризисный стартап

После окончания школы Яков долгое время работал в нефтяной отрасли, в составе бригады занимался геологоразведкой. Но в какой-то момент постоянные командировки приелись, и парень решил вернуться к тому, чем всегда горел, – к технике.
На дворе был 2015 год. Страна ещё только начала оправляться от кризиса 2014-го, который поставил точку в истории многих компаний. Но Максимов всё же решил рискнуть и организовал небольшой бизнес. Благо, компаньоны-земляки и супруга Ольга, которая прошла обучения в Центре делового сотрудничества Сыктывкара, словом и участием поддержали идею.

– Мы начали с того, что арендовали помещение на улице Колхозная и открыли салон «Вездеход11». Первоначально торговали мотособаками, снегоходами. Этот товар оказался востребован жителями большинства районов республики, но являлся сезонным. Нужна была альтернатива, – вспоминает начало стартапа предприниматель.

В начале были сани

В 2018 году компаньоны взяли в аренду ангар и организовали там экспериментальный производственный цех. Именно в нём удалось изготовить первые сани-волокуши. Тот, кто вырос в деревне, знает: чтобы привезти сено или дрова, вывезти добычу из леса или улов с реки, нужны сани. В межсезонье волокуши – единственно возможный способ переправить продукты в далекие заречные села и деревни.

– На тот момент ассортимент подобных саней в магазинах был велик, выбирай какие хочешь – от отечественных до импортных. Однако не все изделия выдерживали перепады температур, движение по каменистой поверхности и в итоге быстро ломались. Для изготовления своих саней мы использовали полиэтилен низкого давления. Этот материал держит прочность даже при – 45o С, не тонет в воде, – объяснил задумку Яков.
Когда первый экземпляр саней был готов, его выставили на продажу. Как тогда думали, на пробу. И опыт удался. Очень быстро выставочный экземпляр купили, а потом и вторые, и третьи сани. В какой-то момент спрос превысил предложение, а заказы на изготовление волокуш были расписаны на месяц вперёд. На сегодняшний день специалисты компании изготовили и продали более полутысячи таких саней. Они ездят по всей Коми, в Архангельской области, НАО и даже в Казахстане.

Можно было бы и дальше вести бизнес на хите продаж. Однако хваткие предприниматели решили взять новую высоту.

Тест-драйв на Печоре

Лодки оказались куда более сложными в исполнении, чем сани для снегохода. Больше полугода ребята пробовали мастерить лодки по собственным эскизам. Месяц, а порой и два уходило на изготовление одного изделия, потом лодка проходила испытание, увы, неуспешное – и всё повторялось вновь. Казалось бы, умельцам пора отступиться. Но тут в историю вмешался случай.
Однажды в магазин на Колхозной пришёл мужчина, чтобы заказать лодку. Когда сели обговаривать детали, выяснилось, что ему нужна лодка, которую в народе именуют «Уралочка». Да не абы какая, а аналогичная той, на каких передвигались рыбаки ещё век назад.
– Заказчик Николай Пыстин оказался заядлым рыбаком и пригласил нас к себе в Вуктыл на Печору, снять чертежи с национальных коми лодок, – говорит Яков.

Так и поступили. Дождались весны и отправились к Печоре. Там, на берегу могучей северной реки, сыктывкарцам выставили в ряд порядка десяти самых разных деревянных образцов. Длина корпуса у некоторых достигала 10 метров! Мастера сняли мерки и отправились в город.
Работа закипела. Уже через пару месяцев была готова первая лодка из полиэтилена низкого давления. Узкая, словно челоночок, форма позволила лодке быть ходкой и давала маневренность в управлении. Такой «Уралочке» оказались нестрашны мели, даже если на борту находилось 200-300 килограммов груза. Кроме того, новинка оказалась на порядок легче деревянного прототипа, а из-за отсутствия швов корпус не пропускал воду. Новый материал продлил срок использования лодки, который, как уверяют разработчики, достигает 60 лет.

Обкатка новинки проходила на реке Подчер близ Северного Урала. Ноу-хау получило одобрение от местных лодочников. Сегодня по рекам национального парка «Югыд ва» плавают несколько таких «Уралочек».

И короб, и погреб

Впереди лето, а потому в мастерской «Вездеход11» работа кипит. В прошлом году компания обзавелась собственным помещением, и теперь места для работы стало больше: на первом этаже создают лодки-тоннельки, лодки-сани, усиливают функционал вездеходов, а на втором этаже разместился швейный цех, где шьют беседки, тенты, плащи-палатки, готовят мягкие сидушки для лавок, обшивают короба и т. д.
Хозяйственную направленность на производстве считают одной из самых перспективных. Из полимеров, из которых выполняют лодки, здесь изготавливают лёгкие заплечные короба, а также… погреба. Такое сооружение герметично, не гниёт, не боится коррозии, поэтому даже в половодье вода внутрь помещения не попадёт, а значит все хозяйские припасы будут в сохранности.

Впереди у мультикомпании немало планов: это и получение патентов на собственные изделия – дело хлопотное и дорогостоящее, а также ребрендинг.
– Новое название нашей торговой марки «Максиход», а слоган – «Выбирай любое направление». Вездеход на фирменном логотипе сменят две стрелки компаса, которые, как известно, всегда укажут верное направление, – объяснил замысел Яков.

Анастасия ПОЗДЕЕВА

Фото автора и компании «ВЕЗДЕХОД11»

г. Сыктывкар,
ул. Колхозная, д.40А.

т. +7(900) 974-00-11
сайт: vezdehod11.ru

Проект «История успеха» осуществляется при поддержке Центра делового сотрудничества г. Сыктывкара.