На доске под парусом

летает сотрудник Монди СЛПК Яков Каушан

Разнообразие увлечений сотрудников АО «Монди СЛПК» впечатляет. Сотрудники комбината находят себя во всевозможных видах творчества и спорта, занимаются коллекционированием, путешествуют и интересуются новым. Среди коллег особенно много спортсменов. Один из тех, кому спорт помогает не просто отдыхать после работы, а в буквальном смысле летать, – машинист пресспата Яков Каушан.

Чувствовать ветер

Машинист пресспата Монди СЛПК Яков Каушан живет в Выльгорте. Лет восемь назад, проезжая зимой мимо выльгортских полей, увидел, как по снегу мчится сноубордист, которого тянет купол в воздухе.
– Я уже много лет катаюсь на сноуборде, а тут парень быстро едет и при этом не с горы – что-то новое. Стал искать в интернете по словам «парашют», «сноуборд». Так и узнал, что кайтинг – способ езды на доске, когда тягу создает кайт – специальный купол, который ловит ветер, как парус. Ушел с головой в теорию, полгода изучал, как это работает, – рассказывает Яков Кауштан.
Тренировки начал с маленького пилотажного кайта площадью два квадратных метра – он нужен не для езды, а чтобы научиться контролировать «парус» в воздухе. Управление такое же, как и у настоящего, – при помощи специальной планки со стропами, которой контролируют скорость и траекторию движения. С «пилотажкой» надо просто ходить, как с воздушным змеем: привыкать чувствовать ветер, поворачивать, тормозить и так далее. Тренировался все лето.
В феврале 2015 года купил первый настоящий кайт и снаряжение к нему. Приехал на выльгортское поле один, как кататься, знал только теоретически. Признается, что действовал тогда неумело, но чувствовал себя очень круто. Страшно не было, помог опыт сноубординга. Всю зиму Яков гонял под парусом в одиночку, а потом решил найти единомышленников. Летом увидел ребят, которые катались в Выльгорте на заполненных водой карьерах, но познакомился с ними только следующей зимой. – Так и катаемся вместе с 2016 года, я набрался опыта, получил много советов, – говорит спортсмен.

По снегу, земле и воде

Но проехаться по воде сразу у новичка не получилось. Дело в том, что кайты бывают двух основных типов. Парафойл – это кайт, похожий на парашют (иногда его называют «матрасом»). Состоит из двух слоев ткани, в процессе надувается ветром и расправляется. А более дорогой надувной кайт, или балонник, накачивается воздухом и постоянно держит форму купола.
– Его плюс в универсальности, можно применять как зимой, так и летом: если такой кайт упадет в воду, он сохранит форму и просто поплывет. Парафойл же набирает воду между слоями – и все, надо вытаскивать, расправлять и готовить к запуску снова. Именно такой был у меня, поэтому заезды по воде я тогда отложил и заказал себе маунтинборд, – объясняет Яков.
На кайте сегодня катаются множеством способов. На снегу используют сноуборд или лыжи, есть и снаряды для езды по земле – к примеру, кайт-багги, нечто вроде трехколесной коляски с управлением ногами. Маунтинборд из того же направления, это доска с большими колесами для летней езды.
– Радостный, я принес его на поле, поехал… – вспоминает Яков. – Так часто никогда не падал! Пришел домой злой: зачем больше двадцати тысяч потратил на эту ерунду? Управление совсем другое, чем на сноуборде. Но все-таки не забросил и постепенно освоил и этот вид кайтинга.
Водные заезды тоже имеют свои нюансы. Например, необходимо постоянно держать скорость, нельзя, как на снегу, остановиться и передохнуть, иначе придется плыть. На воде используют или классический серфинг, или меньший по размеру кайтборд – снаряд специальной формы, с расширением в середине для устойчивости на водной глади. По реке приятно кататься против течения, главное – выбрать место, где разлив широкий, и чтобы рядом не было леса: кайт может зацепиться за деревья. Причем глубина ему не требуется – наоборот, если спортсмен вдруг упал, не нужно тратить силы и выплывать, можно просто встать, снова поймать ветер и продолжить движение.
– У нас в Коми я больше всего люблю кататься зимой, для этого не нужен сильный ветер – достаточно пять метров в секунду. А еще зимой большая свобода: поезжай куда хочешь, снега вокруг море.

Родом из морского дела

В Республике Коми, говорит спорт-смен, ветер рваный, неровный, что усложняет управление кайтом. Именно поэтому многие любят кататься на море, где ветер предсказуемый и ровный.
– У нас за таким ребята едут в Воркуту. В тундре ветер просто идеальный, поэтому зимой там проводят соревнования по кайтингу. Ветер – самое главное условие для кайтинга. Меня часто спрашивают: «Ты по ветру едешь, а потом обратно пешком?» Забавно объяснять, что против ветра ехать можно даже быстрее, – улыбается кайтер.
Все приемы, как использовать ветер, пришли в кайтинг из морского дела – парусными кораблями управляют похожим образом, и, если вы займетесь кайтингом, скоро будете понимать такие термины, как «галс», «истинный ветер», «вымпельный ветер» и другие.
– Это очень интересно использовать и чувствовать во время езды – брать правильный угол поворота, закладывать дугу и ускоряться за счет правильного направления движения против ветра, – рассуждает кайтер. – Со временем ко мне пришло удивительное ощущение ветра: я просто иду по улице и чувствую его движение и перемену вокруг себя.
От скорости ветра зависит и выбор кайта: чем сильнее ветер, тем меньше должен быть размер купола, ведь сильная тяга может понести тебя слишком быстро, здесь нужно учитывать и собственный вес. Например, для условий погоды в Коми Яков выбрал надувной кайт площадью 12 квадратных метров, на котором к тому же можно выполнять прыжки и трюки. Их часто делают во время фристайла – это один из популярных стилей кайтинга, на любой доске с кайтом можно совершать разные элементы.
Все начинается с рейли – базового прыжка. Выполнять его нелегко для начинающего, так как необходимо очень точно управлять не только своим телом, но и наклоном и тягой кайта. Трюков множество – с вращением, с подхватом доски, отстегиванием крюка и другими фигурами.

Осознанная свобода

Новичку, который решил попробовать кайтинг, надо быть готовым к тратам, предупреждает Яков Каушан: цены на кайты начинаются от 70 тысяч рублей. А еще нужно купить снаряд для езды, планку, защитное снаряжение. Для воды потребуется гидрокостюм, для снега – соответствующая одежда, очки. Тем, кто решился вступить в ряды «летающих сноубордистов», спортсмен советует присоединиться к сообществу «Сыктывкарский кайт-клуб KITE11.RU» в соцсети «ВКонтакте», где публикуется полезная информация, а главное, можно познакомиться с другими любителями кайтинга, научиться основам кайтсёрфинга и правилам безопасности.
Сегодня кайтинг очень популярен в России, существуют школы, проводятся соревнования, в интернет-магазинах широкий выбор моделей кайтов и комплектующих. Не придется ездить далеко – для водного катания есть отличные места на Вычегде, а зимой у нас вообще раздолье. Для тех, кто хочет серьезных гонок, проходят кайт-марафоны, например ежегодная гонка «Транс-Онего» в Петрозаводске. Это большое путешествие на кайтах и лыжах с зимней ночевкой в палатках – 300 километров вокруг Онежского озера.
Словом, каждый найдет себе в этом спорте что-то свое.
– Для меня кайтинг – это прежде всего кайф от чувства свободы передвижения. На снежных полях в Выльгорте я однажды проехал больше 50 километров за пять часов – чистое удовольствие без границ. Неповторимое ощущение дарит управление кайтом на ветру. Словно чувствуешь настоящую силу природы, – признается Яков Каушан.

Дмитрий НИКОЛАЕВ

Фото из архива героя публикации