Золотые рыбки

Плавать раньше, чем ходить, учит
сыктывкарских грудничков тренер Александра Серебрякова

Плавание с первых дней как эффективный способ привыкания к гравитации, ранние первые шаги и здоровый сон…Тренер маленьких «рыбок» Александра Серебрякова знает все о малышовых трудностях первого года жизни и помогает преодолевать их по своей методике, а ее воспитанники смело ныряют в воду и чувствуют себя в ней буквально как рыбы.

100 баллов для мастера

Спортивный путь мастера спорта по плаванию Александры Серебряковой начался в 7 лет, когда родители привели ее на занятия в спортивную школу при Сыктывкарском центральном городском бассейне. Годы тренировок, десятки соревнований и тысячи ранних подъемов – тренировки начинались в семь утра – привели юную спортсменку к многочисленным победам и званию мастера спорта уже в 15 лет.
Параллельно плаванию все детство Александра занималась рисованием. Поэтому после окончания школы она оказалась перед непростым выбором: поступать на дизайнерский или физкультурный факультет. Все решилось само собой. Во-первых, на дизайн надо было сдавать литературу, которая никогда не была коньком спортсменки, во-вторых, на вступительных испытаниях на физкультурное направление в Сыктывкарском государственном университете ей автоматически поставили 100 баллов как мастеру спорта. Впереди замаячила карьера наставника будущих спортсменов.
«О работе тренера я мечтала всегда, но как работать с детьми, не представляла», — вспоминает Александра. На третьем курсе она все же решила попробовать себя в новой роли. В бассейне ей дали группу детей 5–8 лет. Оказалось, работать с большим количеством детей несложно: студентка легко находила с детьми общий язык, ее слышали и слушались. Так окончательно определилась ее будущая профессия, и после университета Александра устроилась на работу в спортшколу «Аквалидер» все в том же центральном бассейне Сыктывкара. Параллельно поступила в магистратуру на спортивного психолога в университет имени П.Ф.Лесгафта в Санкт-Петербурге.

Мама-тренер

Заканчивая магистратуру, будущий тренер и спортивный психолог узнала, что беременна, – и это было начало истории не только материнства, но и грудничкового плавания как профессии. В Санкт-Петербурге это направление как раз начало набирать популярность, а в Сыктывкаре о нем слышали немногие.
– После рождения дочки я вышла в декретный отпуск, но от плавания не отказалась. Почти сразу после роддома мы начали плавать с Варварой в ванной, изучая теорию по видео в интернете и экспериментируя, — рассказывает Александра Серебрякова.
Когда Варваре исполнилось четыре месяца, Александра отправилась в Москву – на курсы по обучению плаванию самых маленьких от Ассоциации грудничкового плавания. Практику отрабатывала на дочери, потом подтянулись знакомые со своими малышами. Только после этого Александра «рассекретилась» и стала приглашать сыктывкарцев на тренировки через социальные сети. По сей день это основной канал информации, откуда приходит половина клиентов. Первые занятия проходили не в домашних ваннах, а на «большой воде», с родителями малышей.
– В домашних условиях поначалу мне было страшно: я очень боялась сделать что-то не так и навредить хрупким малышам, – рассказывает о своих переживаниях тренер.
Организационные вопросы с бассейном решились легко и быстро. Подобных тренировок в нем раньше не проводилось, и директора заинтересовало новое предложение. Все сложилось идеально: лучшее время занятий для малышей — дневное, когда бассейн почти пустой. Параллельно тренер Серебрякова стала практиковать и индивидуальные занятия с грудничками у них дома.

«Осознанное погружение»

До рождения человек девять месяцев «плавает» в животе матери и, оказавшись в воде после появления на свет, воспринимает ее как знакомую и родную среду: не случайно детей несут в ванну, даже когда хотят успокоить. «Вода – это жизнь» – мудрость, проверенная тысячелетиями. Вода питает, очищает, наполняет. Плавание укрепляет и успокаивает. Оно полезно для всех, но особенно – для только что появившегося на свет человека. Плавание помогает грудничку легче адаптироваться к его новой жизни, и хотя занятия чаще начинаются с месяца, специалисты рекомендуют начинать плавать с малышом уже с первых дней жизни. Считается, что так ребенок спокойнее переходит к ощущению земной гравитации. Кроме того, плавание помогает гармоничному развитию всех систем организма, которые не до конца сформированы у детей при рождении.
Купание и плавание – разные вещи. Купают младенца каждый вечер. В воде он успокаивается, смывает треволнения дня и после хорошо засыпает. Плавание — тренировка, к ней нужен серьезный подход. Существует много способов и техник тренировок для грудничков. «Осознанное погружение» – основная методика, по которой работает Александра Серебрякова. Смысл этого подхода заключается в том, что ребенок, даже самый маленький, в состоянии сам на каком-то интуитивном уровне понять, когда ему нужно нырнуть в воду. В таком случае тело принимает в воде более правильное анатомическое положение, чем когда тренер подталкивает его к погружению. Такие тренировки нравятся малышам: тренер наблюдает за их реакцией, желаниями, сопровождает в процессе, а не заставляет.
На первые в своей жизни тренировки дети реагируют по-разному, на это влияет много факторов: от настроения малыша до того, насколько тяжело прошли роды. Например, если не все было гладко, ребенок может бояться задержки дыхания. На многих детей влияют страхи родителей, которые всегда боятся больше ребенка, нервничают на первых занятиях, и это передается малышу. Зачастую ребенок готов к тренировке, а вот мама никак не успокоится – и занятие идет насмарку.
– От природы у детей вообще нет чувства страха, потому что за свою короткую жизнь карапузы не успевают приобрети негативный опыт и осознать его, – объясняет Александра. – Начиная плавать с раннего возраста, они уже вряд ли смогут когда-то сильно испугаться воды и в будущем вырастут смелыми пловцами.

Борьба за остров

Тренировки младенцев в бассейне начинаются с шести месяцев. Конечно, пока они мало похожи на взрослые серьезные занятия. У Александры в арсенале большое разнообразие цветных игрушек и соответствующие игры к ним, есть даже большой плавающий остров, за который в конце тренировки у малышей бывает борьба, всем хочется посидеть и отдохнуть на «суше».
– Пузыри будем делать? – спрашивает Саша у десятимесячной Насти. Маленькая рыбка уже знает это упражнение, оно нужно, чтобы не бояться опускать голову в воду. С подсказкой мамы девочка подносит губы к воде и со всей силой в нее дует, получается «бурлящий вулкан». После упражнения перед глазами появляется яркая игрушка в руках тренера, оп – и она уже под водой. Насте не хочется терять ее из виду, малышка сама погружает голову в воду, группирует ножки к животу – к нырку готова! Мгновение – и юная пловчиха вынырнула с игрушкой. Это и называется «осознанное погружение», когда все действия малыш выполняет самостоятельно.

Первым воспитанникам Александры уже больше двух лет, и некоторые из них готовятся перейти к ней в самостоятельные группы раннего плавания. Тренировки же малышей до двух-трех лет в бассейне проходят только вместе с родителями. На них всегда весело и шумно от эмоций малышей и восторгов мам за их первые успехи. После занятий наплававшиеся пузаны получают свою порцию молока прямо в раздевалке, а мамы радуются здоровому аппетиту и предвкушают крепкий долгий сон уставших чад. У тренера радости за своих подопечных не меньше. После регулярных тренировок малыши начинают меньше болеть, раньше и увереннее ходить.
Оттачивать свое тренерское мастерство Александра Серебрякова продолжает уже не только на двухлетней Варваре, но и на ее новорожденном брате: двухмесячный Святослав пока тренируется в ванне, но уже готовится к выходу на «большую воду» вместе с мамой, сестрой и другими грудничками.

Василиса РОМАНОВА

Фото Ольги Рубцовой