Рыба-змея

Ловля миноги – удел трудолюбивых

Говорят, миногу даже щука боится. Да что там – ее и люди опасаются, особенно некоторые жены рыбаков. Экзотический лов не распространен в городах. На селе ее тоже ловят единицы. Зато те, кто хотя бы раз в жизни пробовал миногу, не забудут ее вкус никогда, а покидая родные места, тоскуют о детстве, когда промышляли миногу чаще и успешнее. О старинном промысле, живущем на Удоре по сей день, «Региону» рассказала методист Важгортского музея, краевед Валентина Екимова.

«Страшная» рыба

Знаменитый зоолог и знаток рыбной ловли Леонид Сабанеев писал: «К числу наиболее интересных рыб России, как по некоторым весьма важным особенностям в организации, размножению и образу жизни, так отчасти и по своему промышленному значению, принадлежит, бесспорно, минога». Он же отмечал, что «есть очень важное отличие этой рыбы от громадного большинства других. Всякий, кто ел миногу, очень хорошо помнит, что в ней нет вовсе ни костей, ни ребер, как у наших обыкновенных рыб, и что она съедается целиком, еще с меньшим усилием, чем осетровые, у которых скелет состоит из хрящей».
В Республике Коми, на Удоре, миногу уважают как рыбу промысловую и очень вкусную. Вид у миноги устрашающий: огромный круглый рот, которым она может присасываться, острые зубы в несколько рядов расположены по окружности. В центре головы – носовое отверстие. Жабры не похожи на обычные: внешне это просто ряд из семи отверстий, расположенных по бокам, сразу за слаборазвитыми маленькими глазками. Минога – рыба ночная. Она не любит свет и часто присасывается к расположенным на дне камням или корягам, а при первой же возможности зарывается в ил. Миноги водятся по всему земному шару, но съедобными являются не так много видов. В России речные и ручьевые миноги встречаются в Северо-Западном регионе и бассейне Волги, а в некоторых регионах занесены в Красную книгу. Минога мечет икру единожды в жизни. Новое поколение растет примерно до десяти сантиметров и спускается по течению малых рек в Белое море. При помощи присосок в ротовой полости малыши присасываются к крупным морским рыбам и курсируют «по морям, по волнам».

Юн под водой

Валентина Владимировна Екимова собирает все, что связано с историей родного села. Краеведением она увлекалась с самого детства. Видимо поэтому и запомнила рассказ односельчанки Ольги Александровны Лукиной 1899 года рождения о миноге. Рассказ, услышанный ею, еще когда Валентина была школьницей, сопровождался старинной байкой о происхождении названия рыбы, которая поднимается на нерест с Белого моря по Вашке и Мезени, заходит в малые реки.
«В нашей семье из поколения в поколение передается байка про эту рыбу, – рассказывала Ольга Александровна. – В стародавние времена приехали купцы – торговцы с Нижнего Новгорода – за пушниной. Не зная языка, объяснялись жестами. Народ на Вашке жил, да и сейчас живет гостеприимный. Угощает хозяйка купцов разной рыбой: сначала подает ёкыш (окунь) да кельчи (плотва), затем сёкат да ком сёкат (хариус) в вареном и соленом виде. Потом в глиняной плошке запеченную в русской печи рыбу-змею. Купцы первый раз увидели такую рыбу, спрашивают: «Что за рыба?». «Юн, ми нога – юн». Купцы поняли «Юн – это минога». А ведь хозяйка говорила, что «юн ми нога» – «юн по-нашему». Вот и стали называть «юн» «миногой» да увозить возами в грады престольные».
– Тема ловли миноги для меня и повседневность, и краеведение. Повседневность – потому что каждый год зимой, в декабре-январе, ждешь эту вкусную рыбу на столе. Краеведение – потому что хочется оставить для потомков память о ловле миноги в рассказах и фотографиях, – говорит методист музея.

По тонкому льду

Несколько лет назад, зимой Валентина Екимова вместе с мужем отправилась на буране на реку Вашка, на места ловли миноги, чтобы сфотографировать этот древний вид промысла коми.
– Процесс ловли миноги трудоёмкий, готовиться к нему начинают с осени, а в холодное время года надо ждать и быть готовым к моменту, когда пойдет минога. А когда пойдет «гуртом», с шумом, – успевай только вытаскивать из проруби, – рассказывает Валентина.
Житель Важгорта Василий Николаевич Будрин последний год промышлял миногу. От холода суставы рук деформируются, и, по его мнению, в этом сезоне пришел предел: хватит, пора отдохнуть. Ловить миногу его научил дядя Геннадий Васильевич Парфентьев.
– С осени заготовляем жерди и молодые сосенки, – описывает Будрин процесс подготовки к ловле миноги. – Как река Вашка встанет, по тонкому льду делаем перегородку на реке («тшуп» по-коми) и сразу ставим до восьми морд (гымга). Лед тонкий, и, чтобы не провалиться, делаем на нем настил из досок – по ним и ходим, по доскам.
Минога, подросшая на морских просторах до 40–50 сантиметров, к моменту нереста собирается в большой косяк и поднимается в свои родные места, в малые реки: Вашку, Кулу, Содзим и другие. Гурт бывает сплошной – и тогда поднимается по всей ширине реки – и линейный, когда идет шириной в две-три поставленные снасти-морды.
– Это у нас традиционный вид ловли рыбы по всей Вашке, – продолжает Василий Николаевич. – Русские в низовьях Вашки, в селах Кеба, Олема, Лешуконск, тоже занимаются этим промыслом. Наши рыбаки с Коптюги, Чупрово держат с ними связь. «Пошла родимая», – сообщают с низовьев. Значит, надо быть наготове. Минога поднимается со скоростью девять километров в сутки: надо подсчитать, когда она будет в Чупрово, а когда в Важгорте. Очень трудоёмкая работа. Каждый день или через день надо ездить смотреть морды, чистить ото льда и снега. А на улице при этом бывает мороз в 30–40 градусов.

На любителя

Минога – рыба на любителя, преду­преждает рыбак. Хоть он миногу и добывает, но ни сам, ни его жена не являются ее поклонниками: готовят – жарят и тушат с картошкой — нечасто. Когда-то рыбаки сдавали свой улов в магазин, где «змей» с удовольствием покупали – те, кто понимал в них толк. Заинтересованная разным отношением односельчан к миноге, методист Важгортского музея провела среди земляков опрос, почему они не любят миногу. И получила два самых распространенных ответа: «похожа на змею» и «слишком жирная». Одна из односельчанок дала развернутый ответ:
– До замужества я не видела эту рыбу. Как-то муж с рыбалки принес целый мешок этой миноги и оставил в кухне. Я прихожу с работы, зажигаю свет – и что я там увидела!..Тихий ужас! Пол был черный, там все шевелилось, двигалось … Потом муж объяснил, что свежий улов миноги в тепле оттаивает, минога выползает из мешка и начинает ползать по полу, по стенам. После этого случая не хочу ее даже в руки брать!
А вот семья самой Валентины Екимовой миногу очень любит и с удовольствием готовит из нее самые разные блюда.
– Моя сестра Дина любит печь пироги с миногой, – говорит Валентина Владимировна. – Попробовала я хранить миногу до лета в морозильнике. Но рыба очень жирная и, размороженная, после варки горчит: не подлежит она долгому хранению. Некоторые хозяйки в Важгорте консервируют миногу и таким образом сохраняют ее дольше. Говорят, консервы из миноги получаются очень вкусными.

Полина РОМАНОВА

Фото Валентины Екимовой

Публикация подготовлена при содействии Важгортского музея