Алексей Буткин: «Поддержка аграриев дала результат»

В этом году аграрии Республики Коми собрали в три раза больше картофеля, чем в прошлом. Реализованы два крупных инвестпроекта, связанных со строительством новых инфраструктурных объектов, идет прирост в молочном и мясном производстве. Об этом и многом другом «Регион» побеседовал с министром сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми Алексеем Буткиным.

– Алексей Васильевич, за счет чего республика собрала такой огромный урожай «второго хлеба» и что это означает для республики?
– Начнем с того, что база прошлого года была очень низкая. Картофель производили только фермеры на небольших площадях. Крупные игроки отошли от производства из-за его нерентабельности. Что изменилось? Во-первых, внешнеэкономическая ситуация и схема поставки продукции в торговые сети. В наших магазинах продавался как отечественный, так и импортный картофель. Импортный картофель с рынка ушел: появилась ниша. Это привело к тому, что незначительно выросла цена, а значит, появилась возможность зарабатывать. Хозяйства почувствовали это заранее и отозвались на предложения, которые сформулировало Правительство Республики Коми. Республика простимулировала увеличение площадей производства картофеля. Впервые на производство картофеля был дан аванс: на семена, минеральные удобрения и культуротехнические работы на полях, предшествующие посадке, – при условии, что надо достичь определенных показателей. Это прирост площадей под картофель и кормовые культуры. Эти факторы – появление ниши на рынке и поддержка республики – в совокупности и дали результат. Хозяйства увеличили площади более чем в два раза. Хотелось бы, чтобы это стало тенденцией, тем более что Глава Республики Коми Владимир Уйба поддерживает предложение о продлении введенных в 2022 году мер поддержки аграриев и в следующем году.
Сам факт, что мы собрали больше картошки, означает, что у нас появилось больше товарной продукции на своем рынке. Второй вопрос – реализация. Он не мгновенный и будет решаться вплоть до урожая 2023 года. Пока идет реализация с поля, потом картофель будет закладываться в хранилища.

– Но прирост картофеля выше, чем увеличение площадей.
– В этом году под картофелем было 356 га сельхозземель, и это действительно меньше, чем прирост картофеля. Причина – в приобретении сортовых семян категории «элита» и «суперэлита» с самыми высокими семенными качествами. Лето 2022 года было непростым, два месяца не было дождей, и мы опасались за урожай. Но хорошие семенные качества сделали свое дело. Хозяйства, которые купили семена высоких репродукций, дали урожай в триста и более центнеров с гектара. Те хозяйства, которые использовали свои семена с пониженной репродукцией – сто – сто двадцать центнеров. В среднем по республике получился очень достойный результат: 210 центнеров с гектара. Именно благодаря этому показателю мы дали прирост картофеля больше, чем прирост площадей.

В этом году, чтобы убрать небывалый урожай картофеля на площади в 100 га, работники «Пригородного» трудились и днем и ночью по 12 часов в смену.

– Как мы будем потреблять этот богатый урожай?
– Всего мы собрали шесть тысяч тонн картофеля. Поставки идут в магазины, в бюджетные учреждения. Наши хозяйства активно поставляют картофель по бюджетным договорам. Что касается республиканских бюджетных организаций, там все зависит от выстраивания закупочной политики, что не всегда подходит нашим хозяйствам. Кроме того, хозяйства имеют свою розничную сеть и активно продают картофель оптовикам, которые имеют свои мощности для хранения.

– Расширяется линейка продукции других направлений: например, чипсы и соломка из оленины. Нет планов поэкспериментировать с картофелем?
– Для этого нужны другие сорта. Наши не подходят ни для чипсов, ни для картошки фри, да и объемы для этого маловаты. К этой работе надо готовиться. Сейчас у нас поддерживается предпродажная подготовка картофеля: это его помывка, взвешивание и упаковка в небольшую тару. А переработки картофеля пока нет. Но вопрос этот изучается.
– Какие еще приоритеты развития агропромышленной отрасли стоят перед министерством?
– Такой же приоритет – в выращивании овощей открытого грунта, так называемого «борщевого набора»: капусты, моркови, свеклы. Они вырастают и хранятся хорошо, и мы будем стимулировать увеличение производства. Пока в фермерских хозяйствах, а дальше и на крупных производствах.
– Если сравнивать объем площадей периода колхозов и совхозов с нынешним, насколько далеки мы от тех показателей?
– Смотря с каким годом сравнивать. Если до 1992 года, когда все принадлежало государству и в каждом населенном пункте было товарное хозяйство, стадо, а в каждом районе мелиоративные предприятия… Конечно, достичь тех цифр сегодня невозможно. А если сравнивать с историей 10–15-летней давности, то производство овощей, молока в плюсе. Отрасль поднимается. Это непросто, но подниматься надо. Например, подъем по молоку сопровождается снижением товарной продукции у частников: в деревнях перестали держать скот, а раньше он учитывался в общей статистике. Пожалуй, молочное производство – главный приоритет. Овощи идут следом.

– А что происходит в мясной отрасли?
– Что касается мяса, то его крупное фабричное производство сосредоточено на фабрике «Зеленецкая». Это мясо птицы и свинины. А вот мясо крупного рогатого скота для нас позиция непростая. Поголовье в республике не растет, а значит, не растет и объем производства. Надо увеличивать. В последнее время стали появляться хозяйства, которые специализируются только на мясе. В основном, в отдаленных районах: Ижемском, Усть-Цилемском, Усть-Куломском, в перспективе в Удорском. Там, где есть проблемы с доставкой и переработкой молока, люди сосредотачиваются на мясном производстве. Оно, может, не приносит ежедневной выручки, как молоко, но трудозатраты выстраиваются по-другому. Это не ежедневная дойка. Таким животным можно дать корма на три-четыре дня, и они могут обходиться без ежедневного человеческого участия, что невозможно при молочном производстве, которое при этом приносит больший и ритмичный доход.

В агрокомплексе «Инта Приполярная» оборудован цех переработки мяса оленей на базе бывшей Интинской птицефабрики.

– «Инта Приполярная» – крупное хозяйство, о котором в последнее время много говорят. Чего там больше – проблем или перспектив?
– «Инта Приполярная» сегодня многоотраслевое предприятие. У них есть стада оленей и молочное производство. Три интинских хозяйства – «Абезь», «Петрунь», и «Инта Приполярная» – работают в составе «Агрокомплекса», и мы их рассматриваем вместе. Но у «Инты Приполярной» самое большое стадо оленей: это сила, это традиционный образ жизни, это кормовая база, это преемственность. И ставку там мы сделали на развитие оленеводства, причем не за счет увеличения поголовья, поскольку мы ограничены оленеемкостью пастбищ. Мы будем делать ставку на увеличение процента переработки мяса оленей. Сейчас завершены все работы в цехе переработки мяса оленей на базе бывшей интинской птицефабрики. Предприятие готовится к очередному забою оленей, который начнется уже в декабре.
Хозяйства, которые не имеют собственной переработки, сбывают туши по цене 250 – 280 рублей за килограмм. Это низкая цена мяса в убойном виде туш или полутуш. С точки зрения покупателя это выгодно, производителя – нет. Как только включается механизм переработки, цена резко повышается: даже сортовой разруб туш и деление по категориям увеличивают цену. Фарш, полуфабрикаты делают стоимость еще выше, а если включаются механизмы термообработки, а это колбасы, сырокопчение, цена и вовсе взлетает. Но все эти этапы требуют определенного оборудования. Последний этап термообработки самый дорогой: это ГОСТы, это высококвалифицированные технологи, это специальные печи. «Инта Приполярная» прошла все эти этапы и готова выпускать продукцию всех наименований.

– Это прекрасные перспективы. А в чем же проблемы предприятия?
– Там есть еще молочное животноводство, 189 коров холмогорской породы. И есть так называемый шлейф животных – телята. Вот с этим направлением есть определенные сложности: и недостаток кормов, которые там произрастают, и ограничения продуктивности скота. Все это привело к тому, что молочное направление на протяжении последних десяти лет приносило постоянный убыток, и немалый. По-разному решали эту проблему, вплоть до реконструкции фермы. Вкладывалось огромное количество государственных средств, ставка на литр молока там была самой высокой – 53 рубля. И все равно это не выводило хозяйство на рентабельность.
– Так может, отказаться от этого направления?
– Решение, которое мы приняли сегодня совместно с «Агрокомплексом», следующее: оказывать поддержку оленеводству, а молочное животноводство плавно трансформировать. Принято решение уменьшить поголовье скота за счет шлейфа: скот, который в товарную продукцию не переходит, а ресурсы потребляет, это сто телят, выведены в хозяйство «Гуляшор» в Прилузье. Большой путь они проделали – сначала на баржах, потом на скотовозах, и в начале осени за пять суток добрались до Гуляшора. В Инте остались совсем малыши, которых пока нельзя перевозить, и коровы. Теперь мы посмотрим, как изменится экономика предприятия. Следующая «отсечка», когда будут приняты новые решения, произойдет к лету 2023 года. Возможно, в измененном виде молочное производство в «Инте Приполярной» удастся сохранить. Главное, оно должно быть рентабельным.

На птицефабрике «Зеленецкая» налажен выпуск консервов из мяса птицы и свинины, введен в строй комбикормовый завод.

– Компания «Лузалес» выкупила долю в совхозе «Пригородный». Что это даст республике?
– Этот вопрос уместно задать собственникам. Мы можем все не знать, но взаимодействие с «Пригородным» идет, мы поддерживаем их направления – и на республиканском, и на федеральном уровнях. Кстати, основные позитивные показатели по картофелеводству достигнуты в этом году именно «Пригородным». Планы хозяйства по росту площадей под картофель приведут к необходимости приобретения дорогой техники. Мы приветствуем модернизацию проектов, и то решение, которое принял глава республики Владимир Викторович Уйба об авансировании отрасли, касается и будущего года.
«Пригородный» заявил о реализации проекта строительства новой фермы в Верхнем Чове на 550 голов коров и шлейфа крупного рогатого скота на 1300 голов. Ферма переедет из города в Верхний Чов, и поголовье будет увеличено на 30 процентов. Этот проект получил поддержку на федеральном уровне в размере 330 миллионов кредитных средств на строительство инфраструктуры: дорог, газо-, электро- и водоснабжения. Кредит этот сложно получить, но это очень выгодно: эти кредиты возвращаются не деньгами, а налогами. Ну и само предприятие должно потратиться, проект дорогой.
Кроме того, «Пригородный» заявил о своих намерениях развивать аквакультуру – разводить форель. Вполне возможно, что уже в конце сезона мы получим действующее производство.
– Какие еще крупные инвестиции в агропромышленную отрасль Вы бы отметили?
– Птицефабрика «Зеленецкая» в этом году реализовала самый масштабный в республике за последние годы инвестиционный проект, на два миллиарда рублей, по строительству комбикормового завода: без единого государственного рубля, только за свой счет. От идеи до завершения прошло около восьми лет. Этот комбинат они построили в первую очередь для себя. «Зеленецкая» занимается производством свинины, мяса птицы и яиц. И по каждой группе животных, по возрастам, своя рецептура кормов. Технологи говорят, что в работе у них до 30 рецептов, а это поиски по разным поставщикам, проблемы с хранением. Кроме того, хозяйство было недовольно качеством комбикорма, и все это отражалось в потерях в производстве. С запуском завода птицефабрика получила гарантированное качество комбикорма.
Запуск еще одного комбината по производству комбикормов мы ожидаем в этом году в селе Нёбдино для одноименного хозяйства. Это уже государственные вложения по линии «Агрокомплекса». Объем производства превысит потребности хозяйства, это 30–50 процентов. Остальное планируется реализовывать близлежащим хозяйствам, чтобы избежать логистических потерь. Все будет зависеть от себестоимости комбикорма.

– Вы говорили о планах по расширению площадей под сельхозкультуры. А когда мы сможем побороть борщевик Сосновского, оккупировавший значительные территории?
– Распоряжением Правительства Республики Коми от 26 ноября 2021 года утвержден план мероприятий с борщевиком Сосновского до 2024 года. Минсельхоз Коми проводит эту работу совместно с муниципалитетами и сельхозтоваропроизводителями. Это и выкос сорного растения, и укрытие зараженных сорняком мест, и самый действенный способ – химические обработки. В рамках госпрограммы предусмотрена возможность возмещения части затрат на проведение культуротехнических и мелиоративных работ, которые позволяют ввести в оборот новые земли. Если вы заметили, борщевик Сосновского не произрастает на угодьях, которые находятся в активном сельскохозяйственном обороте.
Но мы не должны забывать, что помимо государственных земель имеются и частные. И проблема зарастания сорняком особенно остро стоит именно на этих землях. К сожалению, недобросовестные собственники не осуществляют должного ухода за своими землями. Единственный способ пока понудить землевладельцев ухаживать за своей землей – это привлечение их к административной ответственности.

Беседовала Полина РОМАНОВА

Фото пресс-службы Минсельхоза РК, ИА «Комиинформ»