Особое творчество

Режиссер и руководитель инклюзивного театра «Радость моя» Марина Афонасенко доказывает, что искусство творит чудеса

Люди с ментальными и физическими особенностями зачастую вычеркиваются из социума и сидят по домам, лишь из окна наблюдая за реальной жизнью. При том именно социализация, общение и безусловная любовь способны творить настоящие чудеса, уверена Марина Афонасенко – режиссер, руководитель инклюзивного театра «Радость моя», преподаватель Коми республиканского колледжа культуры им. В.Т. Чисталева. Уже 12 лет необычный театр помогает молодым людям с инвалидностью развиваться и найти себя в обществе.

Все начиналось с Чиполлино

На сцене сыктывкарского центра досуга и кино «Октябрь» 11 актеров. Они репетируют новую постановку «Игрушки», созданную по мотивам произведений Агнии Барто. «Самолет», «Бычок», «Мячик», «Слон» – эти и другие детские стихи еще с яслей знает каждый из нас. Чего уж тут нового? Однако рифмы детства не случайно легли в основу спектакля, поясняет режиссер особого театра Марина Афонасенко.

– Советские литературоведы критиковали Барто за чересчур сложные рифмы. Даже говорили, что рифмы, трудные для детских стихотворений, надо поменять. Но прошло уже семьдесят лет, а эти тексты актуальны. Почему? Каждое стихотворение Барто – это маленькое открытие. Например, для того, чтобы описать бычка, шагающего по доске, его надо сначала разглядеть. Именно такую игрушку из детства мы нашли специально для спектакля, как и слона, кивающего головой. В этом спектакле мы совершаем открытия. Думаю, что и для зрителей, многие из которых впервые услышат новое прочтение известных строк, открытия тоже случатся, – объясняет худрук театра.

Любовь к театру и стремление пробовать, ставить творческие эксперименты – врожденные качества, рассказывает о себе Марина Афонасенко. Ее мать, эвакуированная в Вологду ленинградка, и отец – уроженец Черниговщины – познакомились в Воркуте, куда приехали на заработки. Родилась и выросла Марина в Ухте, где все детство занималась в театральном кружке. Кстати, песенку своего первого сценического героя – дебют случился в роли Чиполлино в одноименном спектакле – она помнит до сих пор. Родители всегда ходили на выступления юной артистки, однако хвалили дочь сдержанно. «Это ставило на место мою звездную болезнь», – улыбается Афонасенко.

 

Интересное предложение

Инклюзивный театр – молодое и относительно новое понятие для Сыктывкара. Театральная студия «Радость моя» была создана в 2010 году. Тогда региональное отделение Всероссийского общества слепых вышло на республиканское министерство культуры с просьбой организовать театр, где актерами будут незрячие. Ведомство инициативу одобрило и поручило создание первого в Коми инклюзивного театра Республиканскому центру дополнительного образования.

На тот момент в нашем регионе не было режиссеров, имеющих опыт работы с особенными актерами. Действовать пришлось по наитию. Возглавить студию предложили Марине Афонасенко. Она имела опыт работы театральным режиссером, была создателем и худруком студенческого театра «7+» при Коми пединституте. Кроме того, Афонасенко делала постановки с маленькими артистами театра «Светлячок», в котором занимались дети сотрудников вуза.

Марина знала, что в Москве уже действует «Театр Простодушных», где играли ребята с синдромом Дауна. Поэтому идея создания подобной театральной площадки в Сыктывкаре ей понравилась. Инклюзивный театр назвали «Радость моя». Репетиции проходили на сцене актового зала пединститута, тогдашний ректор которого Валерьян Исаков был верным поклонником и меценатом театра.

Карабас-Барабас в юбке

За 12 лет существования театра актерский состав неоднократно менялся. Но есть один актер, который играет в студии с момента ее основания. Самый стойкий и самый запоминающийся исполнитель – так режиссер называет Алексея Сахаутдинова. Он участвовал в десятке постановок, а в 2022 году зрители увидели его в главной роли спектакля «На луче света. История Альберта Энштейна». Сейчас Алексей находится на лечении в Санкт-Петербурге и труппа с нетерпением ждет его возвращения на сцену.

Лечение и семейные обстоятельства – уважительные причины, которые позволяют актерам пропустить репетицию. И хотя «Радость моя» – театр инклюзивный, а его актеры – это люди с ограниченными возможностями здоровья, поблажек здесь никому не дают. В театральной студии царит дисциплина, репетиции проходят дважды в неделю. Прогульщиков и любителей опаздывать режиссер может отстранить от занятий. А еще в театре существует свой дресс-код: на сцену допускают только причесанных и аккуратно одетых актеров. Неряшливый внешний вид или немытые руки могут стать причиной отлучения от репетиции. Еще одно негласное правило в театре – уважительное отношение к себе и другим. Во многом благодаря высокой культуре внутри коллектива сыктывкарский инклюзивный театр снискал уважение коллег и любовь зрителей. Но есть и другая сторона медали. За высокие требования к поведению актеров режиссера Марину Афонасенко отечественная театральная братия прозвала Карабасом-Барабасом в юбке.

– Меня называют так, потому что я приучаю ребят делать то, что им не положено делать. На первом занятии Леша Сахаутдинов, например, не говорил, плохо двигался. Сейчас он прекрасно читает стихи, танцует. Ксюша Потолицына пришла к нам десять лет назад. На первом спектакле ее возили по сцене на коляске, за нее говорил другой актер. Сегодня на репетиции вы видели, как Ксюша четко и громко декламирует. Кстати, девятилетнюю школу она окончила на «четыре» и «пять». Сейчас Ксюша по сцене не просто передвигается на коляске без посторонней помощи, а пританцовывает на коляске, – рассказывает режиссер. – Еще у нас принято считать, что люди с синдромом Дауна общаются только невербальными методами. Но это не так. В нашем театре все актеры с этим диагнозом учатся говорить, поют. Если вкладывать в этих детей, в любых детей любовь, знания и ресурсы, то будет колоссальная отдача. У нас они становятся самостоятельными, учатся дружить с миром и обществом.

Инклюзив с эксклюзивом

Большинство артистов имеют ментальные отклонения. По этой причине кто-то вовсе не учился в школе. Многие важные для жизни, нормальной социализации моменты были упущены. В театре эти пробелы стараются восполнить. На занятиях в студии артистов обучают речи, работают над дикцией. Ребята разучивают танцы, учатся игре на музыкальных инструментах.

– В театре мы все делаем через творчество, – объясняет худрук.– Оно присуще каждому человеку. В творчестве нет границ, не бывает инвалидности. Они такие же люди, как и мы с вами. Во многом – более искренние, в чем-то даже образованнее. Например, не все студенты в колледже знают, какая картина Марка Шагала является самой известной, а актеры «Радости моей» знают. Они вам назовут имя самого знаменитого художника-мариниста и скажут, откуда он родом. Прежде чем поставить спектакль, мы вместе с ребятами изучаем биографию автора и то, как он создавал произведение, стараемся посещать драматические, музыкальные постановки, музейные выставки. Поэтому нельзя относиться к артистам нашего театра как к интеллектуальным инвалидам. У нас играют люди с неограниченными возможностями.

Репетиционные занятия Марина Петровна выстраивает на основе собственных авторских методик и всегда в игровой форме. Благодаря им ребята легко, без зазубривания запоминают тексты. При этом режиссеры других инклюзивных театров долгое время не признавали эффект от речевой работы с особыми артистами. Но очевидный прогресс налицо, опыт режиссера из Сыктывкара оказался успешным. И спустя годы коллеги пересмотрели свое мнение, признали результативность занятий по авторской системе Марины Афонасенко. Сегодня мастер-классы по сценической речи для актеров с ментальными особенностями запускают в инклюзивных театрах Москвы.

Танцы из прошлого

А еще провинциальный театр из далекого Сыктывкара удивляет столичных коллег и зрителей репертуаром. В каждой постановке «Радости моей» есть сюжет. Артисты с воодушевлением берутся за любую постановку, будь то «Несуразные вещи» Шибаева, «Хамелеон» Чехова или «Игрушки» Барто. За 12 лет работы на счету сыктывкарских особенных артистов больше десятка наград на всероссийских и международных конкурсах. С особой теплотой в театре хранят первую награду, полученную в 2011 году в Белоруссии. Тогда никому неизвестный театр из Коми стал лауреатом международного фестиваля особых театров «Непратаптаны шлях», который проходит в Бресте. Спектакль по рассказу Александра Шибаева «Несуразные вещи» обошел постановки театров-фаворитов из Белоруссии, Польши, Украины.

Сегодня особенные артисты активно ставят коми эпос. По мотивам коми народных сказок созданы спектакли «Плачущий мужик» и «Откуда повелся род четвероногих собак». В январе эти постановки увидели зрители Корткеросского и Прилузского районов, куда театр выезжал на гастроли.

Еще одна ниточка, которая связывает библиотеку для незрячих и Марину Афонасенко, это то, что с 2020 года она является режиссером «Серебряного театра». В нем играют актеры с возрастным цензом 55+. Получается довольно успешно. В 2021 году театр стал лауреатом I степени в номинации «Театрально-разговорный жанр» Всероссийского заочного многожанрового фестиваля-конкурса «Новогодний калейдоскоп талантов».

Совместно со Специальной библиотекой для слепых Республики Коми им. Луи Брайля артисты «Серебряного театра» реализовали уникальный проект: их голосами заговорили герои сказки по мотивам произведения Каллистрата Жакова «Гулень на небе». Запись аудиосказки для незрячих посетителей библиотеки стала первым подобным проектом в регионе.

С 2022 года «Радость моя» и «Серебряный театр» перешли под крыло центра досуга и кино «Октябрь». Здесь проходят репетиции, постановки с участием особых артистов
ставят в городскую афишу.

С трудом верится, но«Радость моя» – законодатель моды на ретро-танцы. В 2012 году Марина Афонасенко решила возродить утраченную традицию и провела вместе с артистами театра бал! С тех пор в Сыктывкаре устраивают вечера, где «дамы и господа» танцуют вальс, полонез и польку. К танцам ХIХ века сыктывкарские артисты пристрастили коллег из Карелии. Именно наши земляки впервые провели в Сортавала бал «Сияние Севера», который теперь ежегодно проходит в карельской столице.

Анастасия ПОЗДЕЕВА

Фото автора и из архива театра «Радость моя»