Сергей Гагаузов. Художник и педагог

Мы продолжаем знакомить читателей с ведущими мастерами изобразительного искусства Республики Коми. Без творчества воркутинца Сергея Гагаузова живописный ландшафт региона немыслим. Однако воркутинцем он был не всегда…

Бывают жены декабристов, а бывают – мужья. Так в шутку говорит о себе депутат Государственного совета Республики Коми, воркутинский художник Сергей Гагаузов. Депутатствует он второй созыв, а художник – всю жизнь. Южанин, он приехал в Воркуту тридцать лет назад в белых брюках, ботинках и плаще и очень удивлялся сигналившим при виде его водителям. Оказалось, бывалые воркутинцы выражали так не возмущение и даже не восхищение, а заботу о залетном человеке: угольная пыль Воркуты въедается даже в кожу лица, не говоря уж о пижонском для Заполярья белом наряде.

Воркута. Шахтерская набережная. 2022 г.

Родился Сергей Гагаузов в… Сталинграде. Правда, пожить в нем успел всего полгода: в 1959-м героический город переименовали в Волгоград. Дальше был поселок Псебай в заповедной Красной Поляне, затем переезд в Анапу, где Гагаузов жил вплоть до встречи с любимой женщиной, которая отказалась менять Воркуту на любое другое место планеты, будь это даже сама Анапа.

Большой Утриш. Анапа. 1989 г.

В Анапе – пляж, в Анапе – море, в Анапе – лето больше половины года, а главное – заказы и работа, связанная с ними. Сейчас бы выпускника Краснодарского художественного училища Сергея Гагаузова назвали дизайнером, креативщиком, а тогда художники придумывали, как бы поинтереснее предупредить отдыхающих, что купаться тут запрещено, с собаками тем более, а пляж открыт в такое-то время.

Монастырские козы. 2018 г.

А еще на побережье были бесконечные пленэры – рай для художников. И пленэры обязательно с шашлыком и прочими дарами юга, поэтому нет-нет да и проскочит в полотно рюмка или шампур. Именно работа на пленэре делает художника художником, убежден Сергей Владимирович. Свет, объем, фактура, композиция, плотность – все там, на пленэре. Уникальным для пленэристов местом он называет маленький город Бетолу в Македонии. В нем собираются художники со всего мира и рисуют только Бетолу. Попасть туда – великая честь, но Гагаузов был удостоен ее. Условия: картины не продаются, а остаются в Бетоле.

Кельн. 2002 г.

Гагаузова можно назвать «человеком мира». Он писал во многих городах и странах: в Словакии, Македонии и Болгарии, Нью-Йорке и Амстердаме.

Старый мост. Амстердам. 2017 г.

Но в Воркуте, конечно, нет каналов, пляжей и моря. Привыкший к буйству южных красок, Гагаузов поначалу впал в Заполярье в творческий ступор и два года не мог писать. Пока муза художника приходила в себя от видов заснеженной тундры, Гагаузов начал преподавать. Сегодня он воспитывает уже второе поколение юных живописцев: его первые ученики становятся коллегами, приводят к нему своих детей. Кто-то просто на всю жизнь обретает насмотренность и прекрасный вкус, кто-то едет продолжать учебу в Москву и Санкт-Петербург и оттуда шлет мастеру трогательные благодарности за наставничество. Правда, сам Гагаузов относится к званию наставника иронично. С учениками он на равных, хотя в требовательности непреклонен. А еще в его школе дети могут задавать любые вопросы и быть уверенными, что получат на них честные ответы.

Вечерний Порто. 2009 г.

Художественная школа при воркутинском Дворце творчества детей и молодежи знаменита тем, что ее воспитанники регулярно привозят награды с молодежных Дельфийских игр. При этом Гагаузов учит их не побеждать, а работать профессионально.

Из серии «Осень в Изборске». 2008 г.

– Детей ориентирую не на награду, а на то, чтобы работа была сделана профессионально. Чтобы мы уехали с игр, а там говорили: «Приезжали ребята из Воркуты, и это было достойно», – говорит художник. – Да, не сразу дети слышат это, но потом вспоминают и понимают. Была у меня ученица… Вот когда я в Воркуте – она прекрасно работает, уезжаю в командировку – начинается конъюнктура. И она поняла, чего я хочу, только на втором курсе Штиглица! Работают наши дети не за оценку и не за награду. Ценнее моя похвала, потому что хвалю я редко.

Красный мост. Рудник. 2022 г.

Даже найдя себя, двигаешься дальше, отмечает Гагаузов, тем более и искусство постоянно меняется. Академичность скучна. Она дает лишь приемы и навыки и должна сочетаться в художнике с экспериментом. Он вспоминает, что нашел свой стиль совершенно неожиданно – и тоже на пленэре, когда использовал гуашь на мокром листе бумаги, «чтобы стекало красиво». Недосказанность, которая проявилась в «экспериментальных» работах, сродни недосказанности великого Николая Фешина.

Дыхание Онеги. 2017 г.
Ранняя осень. 2015 г.

– Сергей Гагаузов принадлежит к художникам, которых волнует сам творческий процесс. Его акварельные листы захватывают яркостью темперамента и тонкостью восприятия света и цвета. Это праздник красок со сложным подтекстом. Работает художник в технике «по сырому» акварелью и гуашью в один прием, не делая предварительного рисунка карандашом, и никогда не переписывает работу дважды. Сергей Гагаузов использует французскую льняную тонированную бумагу, которая «линяет» во время смачивания водой, что позволяет автору разнообразить технику работы. Его зеленые пейзажи то светлеют, то закипают необузданным буйством, то темнеют до напряженной, полной драматизма пластики. Во всех его работах присутствует белый свет, преображающий пространство до светлой гармонии, – говорит о художнике искусствовед Ольга Орлова.

В Переславле-Залесском лето. 2002 г.

Полина РОМАНОВА

Проект реализуется при поддержке Национальной галереи Республики Коми.