Второе призвание

Как сыктывкарка Марина Жмака  стала гидом проекта «Неизвестная Россия»

В Республику Коми Марина Жмака приехала с родителями в раннем детстве. И хотя на северной земле она живет уже много лет, по-настоящему знакомиться с регионом начала совсем недавно. Как ни странно, с приходом пандемии коронавируса. Именно тогда жизнь Марины круто поменялясь…

Дизайнер на велосипеде

Делом своей жизни Марина считала швейное ремесло. Ей очень нравится преображать пространство интерьера, поэтому в 2009 году она открыла собственный салон по пошиву штор. Десять лет дела шли неплохо, постоянно поступали заказы.
А вот свободное от работы время предпринимательница посвящала путешествиям. Марина обожает активный образ жизни. Зимой она покоряет снежные склоны горнолыжных курортов России на лыжах и сноуборде, а летом отправляется в многокилометровые прогулки на велосипеде. По окрестностям Сыктывкара девушка колесит не одна, а вместе с единомышленниками из общественной группы «Велопрогулки». Несколько лет назад «велопрогульщики» колесили по Финляндии. А затем Марина, которая обожает не только велосипеды, но и море, осуществила свою мечту: совершила крымский веловояж из Феодосии до Севастополя. Для этого велопутешественнице понадобилась неделя.
Наверное, так Марине бы и дальше удавалось совмещать пошив штор и активный туризм, но весна 2020 года перечеркнула все планы.
– Для салона я арендовала площади в торговом центре. Когда всех нас в марте 2020-го отправили по домам, то работу ателье пришлось прекратить. Тогда я думала: это только на лето, и нам удастся встать на ноги. Но осенью последовали новые ограничения для работы, и тогда я окончательно закрыла бизнес, – вспоминает Марина.

Новое дело

Однажды в соцсети девушка наткнулась на рекламную запись о туре по нашей республике. «Надо же, с детских лет живу в Коми, а места, указанные в маршруте, никогда не видела», – поймала она себя на мысли. Денег на путешествия в тот момент не было, и Марина решила оставить затею о поездке до лучших времен. Но, как говорится, человек предполагает, а бог располагает. Спустя пару месяцев Марине позвонила подруга Инга Усачева, руководитель местной туристической фирмы «Шуда ол\м» («Счастливая жизнь»), сообщила, что в республику едет группа туристов из Центральной России.
– Гид, который должен был сопровождать группу в пути, заболел. Срочно пришлось искать замену. Недолго подумав, я согласилась сопровождать путешественников, – вспоминает Марина.
Вооружившись информацией о маршруте, настольными играми, антикомарином, уже через неделю она встречала туристов из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода.

Болгарский след

Именно в эту дебютную поездку Марина открыла для себя и гостей республики поселок-призрак Верхнемезенск в Удорском районе. Экскурсию по опустевшему населенному пункту проводила Дина Ивановна Чупрова – известный на Удоре педагог, краевед и организатор сельского туризма. От нее гости узнали, что в советскую бытность благоустроенный поселок городского типа основали болгарские лесозаготовители. Здесь кипела жизнь, на центральной площади бил фонтан, а в школе преподавание шло на двух языках – русском и болгарском. Работала поликлиника, пожарная часть и самый красивый во всем районе Дом культуры. Сюда, в глухую тайгу, даже зимой привозили свежие бананы и другие дефицитные товары, которых не было даже в Сыктывкаре.
Сегодня все не так. В 1990-е годы поселок сначала отключили от коммуникаций, а потом началось его разграбление: с окон обезлюдевших пятиэтажек снимали стекла, вывозили брошенную мебель, линолеум, металл. Сегодня в пустых зданиях гуляют только ветер и редкие заезжие туристы. Тайга медленно поглощает то, что осталось после отъезда болгарских «братушек».
– В Верхнемезенске было ощущение, словно люди спешно покидали поселок. Здесь мы нашли много документов и литературы на болгарском языке. Прогулялись по центральной улице: сейчас она зарастает ивняком, а когда-то эту дорогу летом поливали водой – Верхнемезенск считался эталоном чистоты во всем районе. Возможно, настанет время, когда развалин этих домов уже не будет, – рассуждает Марина.

Тропа выживания

Часто в турах место раскрывается через людей или человека. Именно так случилось в поездке по Удорскому району. На пути из Верхнемезенска столичные туристы заехали в деревню Ёлькыб. Здесь гостей встретил хозяин турбазы, местный охотник Михаил. Приезжие ожидали увидеть таежную деревеньку, но будто попали в элитный подмосковный поселок.
– Многие дома, опоясанные аккуратными заборчиками и цветниками, выглядели очень опрятно. Особенно те, что стоят на берегу одной из самых чистых рек Европы – Мезени. Хозяева домовладений дружно скашивали траву на берегу, в итоге создавалось впечатление, что это один сплошной газон. Такого я больше не видела нигде в Коми. Почему деревня выглядит так аккуратно, нам объяснил Михаил: долгие годы в районе жили болгары. Именно приезжие лесорубы привнесли на Удору европейскую аккуратность и столь трепетное отношение к чистоте на улице, – рассказывает Марина.
На следующий день ранним утром Михаил вместе с сыном Антоном повел гостей на болота, где им предстояло пройти курс выживания в тайге. Туристы учились правильно переходить ручьи, самостоятельно разводить костер под дождем, собирать травы для чая, делать ложки из бересты.
– По пути мы не просто промочили ноги, а по незнанию зачерпывали воду сапогами. Это было трудное, но очень интересное испытание для всех нас. А еще на болотах видели засидки на гусей. В лесу охотники показали ловушки на дичь. Такое запомнится навсегда, – уверена Марина.

Диковинку заказывали?

Вот так в коми тайге Марина Жмака прошла «боевое крещение», после чего сыктывкарку пригласили на постоянной основе работать гидом проекта «Неизвестная Россия». Сегодня проект знакомит туристов со всей страной. Одним из важных условий выездов является соотношение цены и качества.
Любопытно, что именно нестоличная, без блеска, настоящая провинциальная Россия сегодня все больше востребована среди туристов. Молодым россиянам интересно бывать в тех местах, которые некогда являлись промышленными союзными центрами. В нашей республике это Инта, Воркута и ее поселки.
– Наши туристы – люди очень разносторонние. Наравне с отдыхом «все включено», для них интересны малоизвестные туры, имеющие краеведческую направленность. Многим нравится открывать места, по которым можно изучать историю отечества, – считает Марина.
За два года участия в проекте «Неизвестная Россия» Марина Жмака дважды сопровождала путешественников в турах по новогодней Карелии. В летней поездке по Северо-Западному Кавказу (в советские годы это был Всесоюзный туристский маршрут №30) туристы добрались до ледника, летали на тарзанке над ущельем в экстрим-парке «Мишоко». Вместе с искателями приключений гид из Сыктывкара колесила по Алапаевской узкоколейной железной дороге. И конечно, открывала уникальные места Республики Коми.
– В нашей республике множество объектов, на базе которых можно развернуть туристский проект. Это, конечно, Воркута. В городе словно замерло время, там не нужны декорации – это готовый турпродукт. Наверняка многих заинтересует путешествие по Синдорской узкоколейной железной дороге. Кажымский чугунолитейный завод до сих пор хранит раритеты XVIII века. Ну где еще туристы из крупных городов встретятся с такой природой и историей? Только в Коми! – говорит Марина, убежденная в том, что Коми обязательно станет популярным для туристов направлением.

Анастасия ПОЗДЕЕВА

Фото из архива Марины Жмаки