Шыпича. Легендарный колдун

Коми-зырянский колдун Шыпича жил у устья реки Сысолы, именно в том месте, где позднее был основан Усть-Сысольск – столица Зырянского края. По одной версии, всю жизнь он провел в борьбе с новгородскими ватагами, грабившими местных жителей. По другой – Шыпича, русский по происхождению, в молодости вместе с товарищами бродил по Руси, занимаясь грабежами богатых людей. Состарившись, вместе с награбленным он укрылся в Коми крае. Согласно этой версии, Шыпича защищал лишь свою жизнь и награбленное от своих бывших товарищей.

Василий Игнатов. Шыпича над Сысолой.

Подобно другим могучим памам («пам» – языческий жрец у коми-зырян и коми-пермяков), Шыпича с легкостью повелевал стихиями. Ему был подвластен ветер, он мог путешествовать под водой, передвигаясь на сотни километров. Дома у Шыпичи всегда под рукой были чан или кадка с водой: при нападении врагов он с головой погружался в воду и скрывался от них. Узнав о приближении к его дому лодки с разбойниками, Шыпича залезал в чан, и насколько он погружался в воду, настолько и уходила под воду лодка его врагов. Нырнув в колодец, он на значительном расстоянии от него выходил из обрыва реки. По воле Шыпичи даже реки меняли свое течение. Подчинялись ему и лесные духи, которые загоняли в его ловушки любую добычу.

Ученый Павел Лимеров в статье «Шыпича-Суханов: легендарное начало усть-сысольской истории» сообщает о том, что сохранилось два варианта сюжета о Шыпиче: первый вариант был записан в 1926 году историком, этнографом Сергеем Поповым (1905–1986) в селе Слобода и опубликован в книге «Фольклор народа коми» в 1938 году, а второй стал известен после публикации статьи этнографа Василия Налимова (1879–1939) «Зырянская легенда о паме Шипиче» в 1903 году в журнале «Этнографическое обозрение». Интересно, что оба варианта различаются между собой по сюжету и набору персонажей.

В варианте предания, записанном С. Поповым, Шыпича – типичный для коми фольклора герой-колдун, странствующий под водой, состязающийся в могуществе с другим колдуном и побеждающий его, а характерный «чудской» уход под землю в конце долгой жизни говорит о том, что Шыпича и есть первый житель устья Сысолы – нынешнего Сыктывкара.

В предании, записанном В. Налимовым, Шыпича предстает могущественным туном, но не победителем, а побежденным. Как правило, туны у коми-зырян всегда выступали как отрицательные персонажи, от которых избавляются сами люди. Шыпича же герой скорее положительный: у него большой дом, сыновья и дочери с дохристианскими именами, обладающие даром предвидения.

Аркадий Мошев. Шыпича и две его дочери.

В легендах о Шыпиче основой сюжета является описание его гибели в самых различных интерпретациях. Вкратце они выглядят так.

На дом Шыпичи нападают русские разбойники. Он бросается к кадке с водой, но она оказывается пустой, поскольку вероломные слуги, завидовавшие могуществу колдуна, намеренно не наполнили ее. Враги хватают Шыпичу и долго истязают, но он остается живым до тех пор, пока, устав от мучений, не дает им совета разрезать ему пояс.

Шыпича после посещения любовницы возвращается домой. Его духи-помощники приносят весть о том, что утром будет нападение новгородцев, которые на лодке приближаются к дому колдуна. Шыпича велит слугам наполнить чан водой, чтобы утром, погрузившись в него, восстановить свои силы, утраченные в любовных утехах, и затопить вражескую лодку, но, проснувшись, обнаруживает чан пустым. Новгородцы хватают Шыпичу и два дня пытаются убить на глазах его дочерей. Наконец, они, сжалившись над отцом, дают совет разрезать ему пояс.

Бывшие друзья-разбойники нападают на дом Шыпичи. Он бросается к чану, но дочери наполнили его водой только наполовину, и Шыпича не может скрыться. Тогда он бежит к реке Сысоле, чтобы укрыться в ней, но спотыкается о веник, падает, и его убивают.

После трехдневного пребывания у любовницы Шыпича наливает в чашку воды, чтобы принести очистительную жертву для восстановления прежних сил, но в это время на него нападают новгородцы. После произнесенных колдуном заклинаний из чашки хлынула вода и затопила его врагов, вначале по колено, потом по грудь и, наконец, по шею, но на большее сил у него не хватило. Новгородцы долго рубили Шыпичу саблями, но сумели убить только после того, как по его подсказке разрезали ему пояс.

Василий Игнатов. Битва Шыпичи.

Шыпича жил долго, а перед смертью велел слугам вырыть яму, вошел в нее вместе со своим семейством и подрубил столб, удерживавший сооруженную над ямой кровлю.

К образу Шыпичи, помимо этнографов, обращались в свое время художники и писатели. В 1904 году в журнале «Досуг и дело» вышла новелла М. Н. Лебедева «Атаман Суханов». В образе богатого усть-сысольского купца Ивана Суханова, жившего в первой половине XVIII века, показаны черты фольклорного образа Шыпичи. Каллистрат Жаков в 1913 году написал новеллу «Атаман Шыпича».

Выдающийся ученый, профессор, доктор математических наук Николай Фролов (1909–1987), изестный в литературном мире под псевдонимом Сук Парма, еще во время учебы в Перми задумал основное свое произведение «Шыпича», навеянное преданиями о могущественном колдуне, который в народной памяти отождествлялся с купцом Сухановым, державшем в узде весь Усть-Сысольск. Фролову были известны также легенды об атамане Шыпиче в литературной обработке Каллистрата Жакова и Василия Лыткина, другие краеведческие материалы. Фролов решил продолжить их начинания и добиваться создания на сюжет «Шыпичи» оперы, написав к ней либретто на коми языке.

В конце 1940 года Борис Семячков, художественный руководитель Коми драмтеатра, создал сценический вариант произведения Фролова. Премьера музыкальной драмы «Шыпича» в постановке Николая Дьяконова с успехом прошла 29 и 30 марта 1941 года. В ней принимали участие Коми драмтеатр и Ансамбль песни и пляски Коми АССР. Спектакль получился масштабным, ярким, запоминающимся.

Графические изображения сюжетов сказаний о Шыпиче представлены известными художниками Республики Коми Аркадием Мошевым и Василием Игнатовым.

Снежана ЖУРАВЛЕВА

Проект реализуется при содействии Национальной библиотеки Республики Коми.