В любой ситуации – танцуй!

Свою жизнь Александра Киселева проживает под ритмы Востока

Она часто шутит: мне очень идет кокошник. Но нет, голубоглазая блондинка с корнями из Иваново влюблена в культуру Индии и Востока. Разноцветные сари, тату хной мехинди на руках и красная капля в центре лба – в таком образе Александра Киселева предстает перед публикой. Даже соблазняющий восточный танец, когда на голове поднос с 12 горящими свечами, – ей под силу и это. Как случилось, что Александра, русская душой, с легкостью обходит на танцевальных конкурсах восточных красавиц и коренных индианок?

По соседству с Леонтьевым

С раннего детства ей пророчили артистическое будущее. Еще в пять лет бабушка Мария Михайловна Розенбаум – скрипачка Ивановской государственной филармонии – заметила, с какой экспрессией маленькая внучка исполняет песни в вагоне поезда. За выступление пассажиры плацкарта благодарили юную вокалистку не только аплодисментами, но и шоколадными конфетами.

Семья Кузвесовых попала в Сыктывкар волею случая. В 1975 году в музыкальный театр Республики Коми искали вокалиста с низким мужским голосом. Свое резюме в театр направил бас Ивановского музыкального театра Анатолий Александрович Кузвесов. Именно его главный режиссер нашего музтеатра Ия Петровна Бобракова пригласила работать в Сыктывкаре. В северный регион обладатель редкого голоса приехал вместе с женой – выпускницей экономического факультета ВГИКа, и двухлетней дочерью Сашей. Более 40 лет Анатолий Александрович пел в музыкальном театре республики и лишь 10 лет назад в возрасте 75 лет вышел на пенсию.

– Когда мы приехали в Сыктывкар, от театра папе выделили комнату в общежитии рядом с бассейном. С нами по соседству жил Валерий Леонтьев. Помню, что он ходил в тулупе из нестриженой овчины и папахе, поэтому длинный ворс меха падал ему на глаза. Молодой Леонтьев с характерным звуком сдувал мех с глаз – таким я его запомнила. Уже тогда было понятно, что он человек неординарный, – вспоминает детские встречи с будущим Народным артистом России Александра.

В 15 лет школьницу Сашу накрыла первая любовь. Предмет обожания занимался бальными танцами, и, чтобы чаще видеться с ним, девочка записалась на танцевальный кружок. Новенькая быстро схватывала бальные па, однако свою жизнь решила посвятить изобразительному искусству, поскольку параллельно с общеобразовательной школой посещала художественную.

Два года подряд после окончания школы Александра пыталась поступить в республиканское училище искусств на художника-оформителя. Но дважды не проходила отбор. После второй неудачной попытки представитель приемной комиссии обратился к абитуриентке: «Оформитель сидит в подвале, колотит лозунги «Мир, труд, май!». Это мужская работа. Зачем тебе это? Ты красивая, фактурная девочка. Лучше иди учиться в училище напротив, там будешь петь или танцевать».

Александра, конечно, обиделась на такие слова, но советом педагога все же воспользовалась. Без какой-либо специальной подготовки выдержала вступительные испытания и была зачислена в Колледж культуры имени В.Т.Чисталева. Здесь выучилась по классу «педагог-хореограф» и в 1995 году получила диплом специалиста. Работать Александра устроилась в центр дополнительного образования при сыктывкарской школе №14, где преподавала детям танцы и ритмику.

Синьора из Сыктывкара

Восточные танцы в жизнь Александры пришли случайно. В начале 2000-х годов по радио она услышала объявление о мастер-классе. Буквально за несколько занятий Киселева поняла, что восточные танцы – это ее!

– Когда я услышала эту прекрасную арабскую музыку, то мое тело отозвалось на нее, плавные и грациозные движения получались сами собой. Я решила, что хочу развиваться в этом направлении и впервые поехала на обучение в Москву, – вспоминает свой опыт на новом поприще Александра. – Интернета у нас тогда не было. Я покупала видеокассеты на рынках и по записям учила основные элементы, технику исполнения.

К слову, массовый бум на восточные танцы в нашей стране случился гораздо позже, уже после того, как на телеэкраны вышел сериал «Клон». Вот тогда многие россиянки начали покупать пояса с манистой и вращать бедрами.

Погружать сыктывкарок в культуру восточного танца Александра, которая к тому моменту вышла замуж и по мужу стала Киселевой, начала гораздо раньше. Ее первыми ученицами оказались коллеги из центра дополнительного образования. Педагоги, узнав о новом увлечении хореографа, попросили организовать после уроков кружок для взрослых.

– К тому моменту в Москве проводили первые конкурсы среди любителей восточного танца. Я ездила на них и смотрела, в чем выступают столичные танцовщицы, а потом уже дома пыталась повторить костюмы. Кстати, шила их сама, вручную расшивая ткань бисером и пайетками, – рассказывает танцовщица.

В 2010 году Александра впервые приняла участие в IХ Международном Oasis Festival по восточному танцу, который проходил в Санкт-Петербурге. Сыктывкарка сильно волновалась, поскольку понимала, что находится в неравных условиях со столичными конкурентками, ведь многие заказывали постановку сценического номера у известных хореографов. А вот танцовщицам из провинции это было не по карману. Поэтому Александра сама продумала сценический образ и костюм, подобрала музыку и поставила себе танец, который представила на суд жюри. Киселева выступала в возрастной группе «синьоры» – танцовщицы от 35 лет и старше. Конкурентками сыктывкарки в номинации были больше полусотни участниц. Многие пророчили призовые места представительницам кавказских регионов. Однако победу в конкурсе одержала танцовщица из Кирова, второе место завоевала Александра Киселева.

Вместе с «Фараоллой»

После успешных дебютов на федеральных и международных конкурсах Александру заметили и в Сыктывкаре. Ее пригласили в фитнесс-клуб обучать обычных горожанок арабским танцам. Вскоре танцевальная секция переросла в творческий коллектив. Свой ансамбль участницы назвали «Фараолла», что в переводе с арабского языка означает «клубника».Танцевальный коллектив с экзотическим названием стал желанным гостем на общегородских праздниках и частных банкетах. Кстати, со временем ансамбль сменил формат, и сегодня это шоу-дуэт.

Александра уверена, что восточный танец неслучайно столь любим девушками. Он придает исполнительницам уверенность в себе и точит фигуру: делает талию узкой, округляет бедра, подтягивает грудь.

– Танец живота отличается от других танцевальных стилей тем, что основан на движениях, естественных для женского тела: покачивание бедрами, подъем груди, активная работа мышц живота. Это приносит немалую пользу всему женскому организму, – рассказывает хореограф. – А еще это прекрасный способ для эмоциональной разгрузки. Меня, например, танцы вытаскивают из всех трудных жизненных ситуаций. Танец лечит душу. Поэтому мой девиз: в любой ситуации – танцуй!

Кстати, такая же философия заключена в танцевальной культуре Индии. Александра вспоминает, что в школьные годы сбегала с занятий по учебно-производственному комплексу в кинотеатр «Родина». Там по четвергам крутили индийские фильмы. Школьнице очень нравилась музыка страны контрастов, она с интересом наблюдала, как в кадре двигались актеры. А картину «Как три мушкетера» с любимым Митхуном Чакраборти в главной роли старшеклассница пересматривала аж 10 раз!

Видимо, поэтому, когда участницы ансамбля «Фараолла» предложили Александре освоить помимо восточного еще и индийский танец, хореограф собрала чемодан и полетела на берег Индийского океана. Там, в стране Болливуда, россиянка постигала премудрости нового танца, которые потом привезла домой.

Нужно сказать, что в этом танцевальном направлении Киселева и ее команда танцовщиц-любительниц преуспели. В 2012 году «Фараолла» выступала в Северодвинске на V конкурсе-фестивале по восточным и индийским танцам. Здесь конкурентками сыктывкарок оказались коренные индуски! Трудно поверить, но северянки столь виртуозно танцевали, что сразу в двух номинациях – «Индийский танец» и «Восточный танец» – одержали победу.

Танцующая бабушка

Сегодня опытную танцовщицу, руководителя ансамбля и педагога Александру Киселеву по праву считают ветераном танцевальной индустрии Сыктывкара. Сама хореограф в шутку называет себя танцующей бабушкой, что, кстати, во многом правда – танцевальные номера Александры с удовольствием наблюдает 11-летний внук Никита.

Традиционно Александра Киселева – желанная гостья на корпоративных и семейных торжествах. Каждое свое выступление хореограф превращает в маленькое шоу.

– Современный зритель искушенный, обычным танцем живота уже никого не удивить. Людям нужно шоу. Моя визитная карточка – это танец, когда на голову водружаю поднос, на котором горят сразу 12 свечей. Это выступление сродни цирковому номеру, каждое мгновение важно держать баланс, – рассказывает Александра. – Еще публике очень нравится танец с мечом на голове, я не просто балансирую с этим предметом на протяжении нескольких минут, но в конце еще и сажусь на шпагат.

Несколько лет назад хореограф поняла, что преподавания зумбы и танцев ей мало. Поэтому научилась создавать авторские переделки кукол блайз: модные игрушки с большой головой и глазами очень ценятся коллекционерами. Вот тут-то очень пригодились знания, которые много лет назад, еще ребенком, она получила в художественной школе. На международном сайте авторские куклы от сыктывкарской танцовщицы оказались очень востребованы. Сегодня уникальные игрушки, выполненные мастером Киселевой, живут в разных странах мира.

Анастасия ПОЗДЕЕВА

Фото из личного архива Александры Киселевой