Елена Ермолина: «Профессионалы могут опереться на наше плечо»

Каждый день мы принимаем сотни решений, которые влияют на нашу жизнь. Если решения оказываются неудачными, то приходится работать с их последствиями и принимать новые. Если решение принимается на уровне предприятия, муниципалитета, региона, то цена ошибки возрастает. Принимать эффективные и безопасные решения, учитывающие правовые риски, организациям региона уже 30 лет помогает компания «КонсультантПлюсКоми» – лидер в сфере справочно-правовых систем. Руководитель компании Елена Ермолина рассказала о смыслах и принципах работы.

– Елена Владимировна, Ваша компания одна из первых вошла в состав Коми союза промышленников и предпринимателей. Что лично Вам дает причастность к профессиональному сообществу?

– Действительно, компания «КонсультантПлюсКоми» стала членом союза еще в 2006 году. Позднее организация переживала непростые времена. С появлением в Союзе Сергея Кулакова и его команды произошли положительные изменения, жизнь в организации закипела. Союз притянул тех, кто хочет жить и работать в республике, приносить ей пользу, в высоком смысле служить обществу. Быть частью этой общности важно лично мне. Союз дает возможность общаться с руководителями, обладающими высоким профессиональным и ментальным уровнями, позволяет расширить кругозор и составить общую картину о положении дел в разных отраслях экономики. Если оставаться только в стенах собственного кабинета, то такая широта взгляда невозможна.

– Всем известна фраза «Кто владеет информацией – тот владеет миром». Насколько этот афоризм актуален?

– Всем нам приходится жить в эпоху событийной и информационной турбулентности. Это явление усугубляется влиянием Интернета. Мы пытаемся получить ответ, просто загуглив в поисковике вопрос. Кто из нас, начитавшись околомедицинских сайтов, хоть раз самостоятельно не ставил себе диагноз? Или, опираясь на хвалебные отзывы, не покупал абсолютно бесполезный, а порой опасный товар? Рассчитывать на достоверность информации при таком подходе – все равно что гадать на кофейной гуще.

Отличить истину от фейка трудно даже специалистам. А учитывая, как молниеносно обновляются сведения во многих областях жизни, например в законодательстве, удержать актуальные данные в голове не под силу даже высококлассному юристу.

Вместе с тем компетенции, связанные с принятием решений, занимают лидирующую позицию среди самых важных навыков современного человека. А для руководителя любого уровня в любой организации свое-временные и эффективные решения – это главный инструмент получения нужного результата.

– Это утверждение применимо ко всем без исключения организациям?

– Каждая организация уникальна, как уникален каждый человек. Есть организации бюджетные, а есть коммерческие. Каждая организация работает в определенной сфере экономики. Масштаб организаций очень разный – от маленьких предприятий до гигантских корпораций. Но самые большие отличия между организациями создают люди, их стремление двигать компанию к ее целям, уровень профессионального мастерства, ответственности и личного влияния, а также способность взаимодействовать с коллегами ради достижения лучшего результата. Все это, собираясь от каждого сотрудника, создает неповторимый портрет организации. И этот портрет не статичен. Любая организация меняется и во времени.

С другой стороны, у всех организаций есть общие черты. Как человеческому организму, так и организации, для того, чтобы жить и работать, нужно иметь определенные составные части, выполнять нужные функции. Любой организации нужны сырье, продукт, финансы, персонал, коммуникации. Нужно иметь цели, стратегию, выполнять текущие задачи, быть в безопасности – финансовой, кадровой, правовой. Основой правовой безопасности становятся решения, принятые вовремя и качественно. Чтобы такие решения получались, нужна выстроенная внутри самой организации система работы с правовой информацией. С ее помощью профессионалы, используя самые эффективные инструменты, собирают полную информацию по вопросу, обсуждают друг с другом проблему и принимают лучшее для организации решение.

– Ваша компания отвечает этому запросу?

– Безусловно. Главная компетенция компании «КонсультантПлюсКоми» – это содействие тому, чтобы система работы с правовой информацией в организациях наших клиентов хорошо функционировала, а конкретные сотрудники организации, работающие с правом, получали нужную помощь и поддержку в процессе выполнения таких задач.

– Продукты, сервисы «КонсультантПлюс» востребованы специалистами более 30 лет и не нуждаются в рекламе. И несмотря на то, что справочно-правовые системы так давно на IT-рынке, вокруг них существует немало мифов и заблуждений. Давайте развеем их.

– Некоторые считают, что если человек – дипломированный юрист или бухгалтер, то он по умолчанию должен знать законы, и ему не требуются дополнительные инструменты для работы. На самом деле разная специфика организаций, огромная скорость изменений в законодательстве, а также нередкие противоречия в нем делают задачу «знать все» нерешаемой.

Еще ошибка – считать, что справочно-правовая система (далее – СПС) – это электронная «библиотека» законов, набор текстов. Это давно не так. СПС «КонсультантПлюс» сегодня – это мощный интеллектуальный помощник.

Например, вы вводите в систему запрос, чтобы оценить перспективу судебного спора. Система не просто выдает нормативные документы, связанные с этим запросом. Вы сразу видите, какие именно обстоятельства предстоит доказывать, какими документами их можно будет доказать, какая есть судебная практика в пользу вашей стороны. В системе есть специальные комментарии, которые страхуют от рисков и помогают учесть нюансы в интересах организации. То есть специалист, изучив материалы, может погрузиться в вопрос за несколько минут и получить конкретные рекомендации. Чтобы выполнить подобную работу самостоятельно, без «КонсультантПлюс», специалисту понадобятся не часы, а дни и недели. И он все равно не сможет быть уверен в том, что информация, которую он собрал, актуальная и полная.

И это только малая часть того, что умеет наша система. А многие важные для профессионалов возможности в СПС «КонсультантПлюс» не имеют аналогов, либо реализованы на порядок лучше, чем в других похожих продуктах. Это регулярная, кропотливая и вдумчивая работа тысяч экспертов.

– Бытует мнение, что достаточно просто купить СПС, и она решит все проблемы. Поэтому можно получить онлайн-доступ и продлевать его раз в год. Так ли это на деле?

– Это самое большое заблуждение. Ни один самый крутой продукт сам по себе не может заменить человека в принятии решений и обеспечить безопасность организации. С другой стороны, самые лучшие специалисты без отличного инструмента работы с правовой информацией в современных реалиях не смогут выполнять свою работу эффективно, быстро и безопасно. Кроме того, люди индивидуальны – у нас разные сценарии работы, разные условия (кто-то работает стационарно в офисе, кто-то – и дома, и в офисе, а кто-то часто работает в командировках). И все эти нюансы можно настроить только во взаимодействии с компанией-поставщиком СПС.

А еще некоторые считают, что если организация маленькая, то ее сотрудникам не нужно больших усилий, чтобы качественно работать с законодательством. Это не так. Маленькая организация все равно остается полноценной организацией. Маленьким сложнее, ведь там нет возможности узкой специализации сотрудников. И зачастую в них главный бухгалтер вынужден брать на себя задачи и кадровика, и юриста, и специалиста по охране труда. Риск сделать ошибку не меньше, чем в больших организациях, а ресурсов человеческих и временных гораздо меньше.

– Сегодня многие хотят получить быстрый ответ на интересующий вопрос и при этом не вникать в суть процессов?

– Это в духе времени, но противоречит законам профессионализма. Действительно, есть мнение, что лучшая компания, предоставляющая услуги в области права, – это та, которая предлагает готовое решение вопроса. На самом деле ни один серьезный и ответственный профессионал не доверит принимать решение кому-то вместо себя, поскольку внешний специалист не погружен глубоко в специфику организации, да и ответственность за последствия неверного решения он не несет. Но вот в чем действительно нуждается настоящий профессионал – это в исчерпывающей информации для своих решений.

Порой приходится слышать, что важнее всего иметь много информации, и чем больше, тем лучше. Но и это не так. На сегодня в системах «КонсультантПлюс» содержится около 187 миллионов документов! Это очень-очень много. Но для решения конкретной задачи эта цифра абстрактна, ведь количество информации никак не влияет на качество решения задачи. Гораздо важнее иметь достаточно актуальной информации для тех задач, которые чаще всего решаются в организации. Поэтому наполнение комплектов для каждого клиента подбирается после изучения круга вопросов, которые решает организация. А те вопросы, которые возникают редко или однократно, можно решать, используя сервисы компании – «Линию консультаций», «Заказ документа» и другие. Для наших клиентов эти сервисы бесплатны.

На церемонии награждения лучших сотрудников в честь 30-летия компании.

– Подводя итог, сформулируйте Ваше личное представление о том, зачем нужна компания «КонсультантПлюсКоми».

– Мы даем нашим клиентам индивидуальную «заточку» СПС «КонсультантПлюс» и сервисов. Специалистам мы даем обработанные, проанализированные, проверенные на актуальность данные для эффективного принятия решений. Когда необходимые данные не нужно искать или перепроверять, а они есть под рукой, то можно больше времени посвятить обдумыванию, обсуждению и принятию окончательного решения. Профессионалы действительно могут опереться на наше плечо. Руководителям даем ощущение спокойствия и уверенности, что в их организации работа с правовой информацией настроена системно и надежно. И решения, в которых нужно учесть требования законодательства, эффективны, потому что учитывают риски и могут приниматься вовремя, ведь для этого у их сотрудников есть все необходимое.

Такое невозможно получить, заплатив за пароль доступа. Это возможно создать только во взаимодействии людей друг с другом. Не один раз в начале сотрудничества узнать что-то и далее просто продлевать договор, а постоянно знать и понимать, как меняется система работы с правом у клиента: люди, задачи, вопросы, сложности. И предоставлять то, что требуется, этому уникальному клиенту в данный момент. Мы так видим настоящее партнерство.

Партнерство – оно не покупается. Оно ощущается. А рождается оно из желания усиливать партнера, помогать ему быть еще успешнее. Это очень трудный путь. И думаю, что для бизнеса это довольно непривычный подход. Но я вижу свой бизнес именно так, по-другому не могу и не хочу. Нам давно неинтересно просто продавать программное обеспечение. Нас вдохновляет задача делать сильнее тех, кто уже силен, талантлив и экспертен.

Алла ДВОЕГЛАЗОВА

Фото Сергея Зиновьева и компании «КонсультантПлюсКоми»