«Возник риформинг долгожданный…»

В результате масштабной модернизации 50 лет назад на Ухтинском нефтеперерабатывающем заводе начали выпуск высокооктанового бензина

В 2024 году ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» отметит 90-летие предприятия. За последние пять лет в нашем журнале опубликован цикл материалов об истории Ухтинского нефтеперерабатывающего завода – с его основания в 1934 году до 1970-х годов. Следующим важным этапом развития УНПЗ был ввод в эксплуатацию установки каталитического риформинга в 1973 году. Именно тогда, 50 лет назад, на предприятии начался выпуск высокооктанового бензина, которым стал обеспечиваться весь Северо-Запад страны.

Ухтинский нефтеперерабатывающий завод. Установка каталитического риформинга. 1974 г. Фото С. Губского. Из фондов Национального музея РК.

Не как в кино

Весной 1974 года в кинотеатрах республики перед сеансами крутили киножурнал Ленинградской студии документальных фильмов «Наш край». В мартовском выпуске киножурнала был сюжет, посвященный Ухтинскому нефтеперерабатывающему заводу. Дикторский голос за кадром бодро вещал: «Здесь на месяц раньше срока сдан в эксплуатацию каталитический риформинг по производству высокооктанового бензина». Дальше следовал, как и полагалось, короткий рассказ о предприятии, соцсоревновании, встречных планах, трудовом энтузиазме. Только вот с датой и сроком киношники случайно или сознательно напутали. Строительство высокотехнологичного комплекса, включавшего установки риформинга ЛГ-35-11/300-95, инертного газа, блока оборотного водоснабжения, завершилось на УНПЗ в мае 1973-го. И вовсе не раньше срока, поскольку модернизация такого сложного в технологическом плане предприятия, как нефтеперерабатывающий завод, занимает годы и делается не ради красивого рапорта.

О том, чтобы запустить установку каталитического риформинга, на Ухтинском НПЗ задумались еще в самом начале 1960-х годов. «Считать необходимым строить установку каталитического риформинга по проекту Ленгипрогаза производительностью 300 000 тонн лигроина в год», – значится в протоколе технического совещания при главном инженере Ухтинского комбината от 30 ноября 1960 года. В мае 1961 года было выдано проектное задание на реконструкцию и расширение завода. В разработке этих планов принимала участие еще легендарный директор УНПЗ Анна Яковлевна Молий, а воплощать проект в жизнь стали при ее преемнике Прокофии Семеновиче Белоконе, заступившем на пост директора завода в 1967 году.

К концу 1960-х Ухтинский НПЗ имел уже мощную производственную базу и широкий ассортимент выпускаемой продукции, перерабатывая порядка трех тысяч тонн нефти в год. В то же время перед нефтепеработчиками в связи с увеличением объемов поступающего на завод сырья, растущим в стране производством автотранспорта и разработкой новых моделей автомобилей вставала задача выпуска высококачественного бензина. Установки каталитического риформинга, позволявшие выпускать высокооктановые марки бензина, появились на Новокуйбышевском, Московском, Ярославском и других отечественных НПЗ. Наконец очередь дошла и до ухтинского завода.

Панорама строительства установки каталитического риформинга на Ухтинском нефтеперерабатывающем заводе. Из архива УНПЗ.

Круглосуточно без перерывов

Как вспоминал ветеран завода Владимир Яковлевич Чебыкин, установка каталитического риформинга с кодовым номером 35-11/300-95 была заказана по проекту Ленгипрогаза в ГДР. На фирме SKL в Магдебурге установка была изготовлена полностью, включая реакторы, колонны, теплообменники, холодильники, насосы, узлы трубопроводов, арматуру и прочее оборудование. «Кроме того, был поставлен и макет установки, на котором были видны все аппараты и трассы трубопроводов, – вспоминал В.Чебыкин. – Макет очень помог монтажникам, да и нам тоже при изучении установки. Строительство велось на территории бывшего поселка Болоклаевский, фактически за территорией завода». Макет установки, между прочим, был приличных размеров – с небольшую комнату, примерно 4 х 4 метра. Любопытно, что и макет, и все комплектующие установки фирма SKL поставила в Ухту поистине с немецкой пунктуальностью за год до начала строительства. 

Белоконь Прокофий Семенович. Директор Ухтинского НПЗ с 1967 по 1983 год. Почетный гражданин Ухты. Заслуженный работник народного хозяйства Коми АССР. За выдающиеся успехи в отечественной нефтепереработке награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», медалями.

Строительство установки началось в 1969 году. «Установка риформинга была запроектирована на площадке размером 105 на 155 метров. Решено было выбрать весь грунт и торф до отметки залегания фундаментов аппаратуры и вывезти в отвал. Это и было сделано, – писал П. Белоконь в книге воспоминаний «Иначе я не мог». – Затем заложили железобетонные фундаменты. Кстати, закладка фундаментов под реакторы продолжалась круглосуточно, без перерывов. После этого смонтировали все подземные коммуникации, а уже потом площадку засыпали песком».

Возведение комплекса установки велось силами нескольких организаций. «Объем работ был огромен, – отмечал П. Белоконь. – Московские монтажники из управления №1, из других служб смонтировали без малого две тысячи тонн технологического оборудования, 50 единиц насосного и компрессорного оборудования, три тысячи единиц запорной арматуры. Проложили 67 километров трубопроводов, десятки километров высоковольтных силовых кабелей, установили тысячу единиц приборов и автоматики. Печи и кирпичную дымовую трубу возводил Ленинградский строительный трест». Участвовали в этой масштабной стройке и специалисты треста «Комигазнефтестрой», и работники самого УНПЗ.

Соболь Василий Никитич. В цех риформинга был переведен с комбинированной крекинг-установки в 1972 году. С 1977 по 1998 год был начальником установки каталитического риформинга. Награжден орденом «Знак Почета».

Через трудности перевода

Контролировали процесс монтажа специалисты из фирмы SKL. «Русским языком они кое-как владели, но все равно попросили переводчика, – вспоминал П.Белоконь. – Свои услуги предлагали преподаватели Ухтинского индустриального института, но шефы предпочли специалиста цеха КИПиА Ляйниха. Он был немец по национальности, спецпереселенец из Саратовской области». Но был у немецких спецов и еще один переводчик.

– Их приехало из Германии человек десять, – вспоминает участник строительства, ветеран завода Василий Никитич Соболь. – Жили, кажется, в гостинице. Кто-то из них владел русским, но плохо. Так по-немецки с ними общался Руф Михайлович, они с ним все время взаимодействовали.

Руф Михайлович Барцев, знавший немецкий язык, был назначен первым начальником возводимого комплекса установки каталитического риформинга. Конечно, не из-за владения немецким: Барцев был опытным специалистом, работал на Ухтинском НПЗ с 1954 года, дорос до начальника установки АВТ – атмосферно-вакуумной трубчатки, одного из ключевых участков завода.

Барцев Руф Михайлович. На Ухтинском НПЗ работал с 1954 года, был первым начальником цеха каталитического риформинга. Награжден орденом «Знак Почета», орденом Октябрьской Революции, медалью «За трудовую доблесть».

Помимо немецких специалистов, процесс строительства и монтажа установки контролировало, конечно, и высокое начальство. «Строительство риформинга – дело многотрудное, без помощников ни нам, ни монтажным организациям было бы не обойтись, – отмечал П.Белоконь. – Большую помощь оказывал секретарь обкома партии Василий Яковлевич Соколов. Интересовался ходом строительства риформинга первый секретарь обкома Иван Павлович Морозов. Помню, прямо на стройплощадке он провел совещание. Вначале я с указкой в руке рассказывал о ходе работ, затем передали указку строителям».

Аврал неуместен

Судя по воспоминаниям директора завода, строительство установки шло планомерно, «без простоев и рывков, как это часто бывает», задержки были минимальны. К концу 1971 года были построены все производственные помещения, проложены основные нефтепроводы, установлена аппаратура, заканчивалась кладка печей. Летом 1972 года начался монтаж насосно-компрессорного оборудования. В декабре того же года была введена в эксплуатацию установка инертного газа и блок оборотного водоснабжения.

«Пуск установки каталитического риформинга тоже был намечен на 1972 год, – вспоминал П. Белоконь. – Строители и монтажники практически завершили строительство, но еще были недоделки, целый перечень». Пуск перенесли на более позднее время, чем вызвали недовольство у руководства горкома партии. Надо помнить, что в декабре 1972 года отмечалось 50-летие СССР, а к таким датам руководящие органы в стране относились с особым трепетом, требуя подкрепить торжественный момент каким-нибудь трудовым достижением. Но штурмовщина и аврал в таком трудоемком процессе, как строительство сложнейшей установки, были недопустимы, и руководство завода отстояло свою позицию.

Пульт управления установки каталитического риформинга УНПЗ. Смена старшего оператора В.Н. Соболя. 1974 г. Фото Л. Галль. Из фондов НМРК.

В подготовке к пуску комплекса установок риформинга большую роль сыграла пусконаладочная бригада союзной конторы «Оргнефтезаводы» под руководством В.А. Танаева, которую пригласили перед самым окончанием строительства. Пуск комплекса установок каталитического риформинга в эксплуатацию состоялся 23 мая 1973 года. «В пуско-наладочных работах активное участие принимали старшие операторы В.М. Парыгин, В.Н. Соболь, В.М. Чеблоков, А.А. Волков, С.А. Захаренко, В.В. Сафронов и другие. Завод начал вырабатывать высокооктановые бензины, о чем раньше мы и мечтать не смели», – вспоминал П. Белоконь. По воспоминаниям ветерана завода Владимира Михайловича Чеблокова, в те же дни установка была выведена на нормальный режим работы: «Получили бензин с октановым числом 95, и пусконаладочная бригада, отчитавшись, покинула Ухту».

Десятые доли градуса

Еще в период строительства на заводе стали набирать штат работников, которым предстояло обслуживать установку каталитического риформинга. В состав нового цеха под руководством Р. Барцева вошли 5 бригад по 8 человек. В первую очередь сюда переводили специалистов из других подразделений предприятия, главным образом с АВТ. Поначалу они были в основном подсобными работниками у строителей и изучали установку. «В зиму 1972–1973 годов ходили по сменам по два человека, смотрели за оборудованием, чистили дорожки, следили за работой пароспутников. Тогда родилось крылатое выражение «пароспутник нужен, чтобы его отогревать». Следили за тем, чтобы на территории установки не появлялись посторонние, так как стройка фактически не огорожена», – вспоминал В. Чебыкин. По словам В. Соболя, помимо хозяйственных работ персонал установки в то время занимался изучением технологического регламента, инструкций, схем обвязки оборудования.

Заводу нужны были опытные специалисты, уже знакомые с риформингом. Р. Барцев отправился в командировку на Ново-Ярославский НПЗ и «завербовал» там целую группу технологов и операторов. Среди них, кстати, были и В. Чеблоков с В. Чебыкиным, чьи воспоминания вошли в эту публикацию.

Коллектив складывался постепенно. Приезжали специалисты с других нефтеперерабатывающих заводов, много молодежи пришло после службы в армии и по распределению после окончания институтов. Новых работников посылали на практику на профильные предприятия страны. Конечно, закрепиться на заводе удавалось не всем, но те, кто оставался, принимали все требования, которые предъявляла работа на сложном оборудовании. «Следует отметить, что коллектив к работе относился очень добросовестно, дисциплина была на высоте, указания старшего оператора для всех – закон! На ремонтах установки многое делали сами», – вспоминал В. Чебыкин.

Специалисты каталитического риформинга Ухтинского НПЗ. Крайний справа – Чеблоков В.М. 1970-е гг. Из архива УНПЗ.

Надо отметить, по количеству работников цех каталитического риформинга был невелик – всего 70 человек, а в одной смене было занято менее десяти работников. Зато ответственность была высочайшей. Вот что рассказывал корреспонденту газеты «Ухта» старший оператор установки Станислав Петрович Попов спустя месяц после пуска риформинга:

«Нет, здесь работать гораздо сложнее. Совсем не те допуски в режимах, чем на других установках завода. Скажем, на атмосферной трубчатке плюс два-три градуса или минус на продукции не отражаются. А тут считать надо десятые доли градуса. Поднялась температура на один градус – все, считай, проморгал – брак идет. Тут по сторонам смотреть не приходится».

Со Знаком качества

Любопытно, как тогда, в июне 1973 года, журналист газеты описывал пульт управления установки: «Действительно, «пейзаж» такой, что глаза разбегаются. Сотни ламп, стрелок, счетчиков, самописцев. В таких «декорациях» наверняка можно было бы сыграть пьесу научно-фантастического жанра: огромный светлый зал, огромный овальный пульт, перед ним – стена, сплошь состоящая из приборов, мигают лампочки, приглушенно гудят трансформаторы. И управляет всем этим один человек».

Поначалу основной задачей специалистов риформинга было повышение октанового числа бензина. Но уже в течение первого года удалось усвоить все нюансы работы сложной установки, постоянно совершенствуя производственный процесс. Через год после пуска установки каталитического риформинга главный инженер завода Георгий Ясеновец писал в городской газете:

«Здесь выпускается бензин с октановым числом 85, и после смешивания с бензином других марок он реализуется как товарный бензин А-76. Процесс такого смешивания – дорогостоящая операция. Новаторы предприятия решили усовершенствовать этот способ. И это им удалось. Они разработали и внедрили схему получения высокооктанового бензина непосредственно на риформинге, что дало возможность ликвидировать дальнейшие операции перекачки, лабораторные анализы. Ныне с риформинга идет готовая к отгрузке продукция со Знаком качества».

Действительно, ходовой в те времена бензин А-76 Ухтинского НПЗ уже в 1974 году был аттестован на Знак качества. А забегая вперед, отметим, что в сентябре 1983 года, постоянно совершенствуя работу риформинга, на заводе получили первую тонну бензина АИ-93. В том же году, едва ли не впервые в СССР, здесь был получен и бензин марки АИ-98. Правда предназначался он не для массового автотранспорта, а в основном для спортивных машин.

В дальнейшем риформинг на Ухтинском НПЗ был реконструирован несколько раз, что позволило увеличить мощности установки и наладить уже в нашем веке выпуск бензинов, отвечающих требованиям стандарта «Евро-5». В 2022 году установка каталитического риформинга 35-11/300-95 была названа лучшей среди себе подобных на заводах Группы «ЛУКОЙЛ» в России и за рубежом.

«Как гордость наша, как оплот»

Подытоживая свой рассказ о той эпохальной модернизации предприятия, Прокофий Семенович Белоконь писал: «Это была очередная значительная победа Ухтинского нефтеперерабатывающего завода. Недаром на первомайской демонстрации следующего года впереди праздничной колонны УНПЗ под звуки лучшего в городе заводского духового оркестра по площади торжественно плыл макет установки риформинга».

Ветераны завода, работавшие на установке каталитического риформинга, до сих пор испытывают гордость за то дело, которому посвятили жизнь. Лариса Пиджакова, бывший оператор установки, даже сочинила «Балладу о риформинге»:

По документам – иностранный,
Возник риформинг долгожданный,
Как гордость наша, как оплот.
То был 73 год.

И автоматы, и насосы –
Все на немецком. Есть вопросы!
Есть люди! Духом высоки,
Трудолюбивы. Знатоки…

«Младенца» на ноги поставить,
В рабочий ритм его направить,
Ох нелегко как было нам,
Простым девчонкам, пацанам…

Ветеран труда Лариса Дмитриевна Пиджакова после окончания Ухтинского горного техникума двадцать лет проработала на риформинге. Окончив Ухтинский индустриальный институт, на завод пришел и ее сын Дмитрий. В 2000 году он стал начальником установки каталитического риформинга. Затем дослужился до начальника цеха, был заместителем главного механика завода. Сегодня Дмитрий Александрович Пиджаков – первый заместитель генерального директора – главный инженер ООО «ЛУКОЙЛ-УНП». На предприятии говорят, что именно среди работников установки каталитического риформинга сложилось больше всего заводских династий…

Евгений ХЛЫБОВ