Яг-Морт. Лесной злодей

Пожалуй, в коми легендах и преданиях нет более известного мифологического героя, чем Яг-Морт. На языке коми-зырян «яг» – лес, лесной, «морт» – человек. Так что Яг-Морт – лесное чудище, лесной человек, которого часто сравнивают и с лешим, и с йети, и даже с лесным чертом. Внешний вид Яг-Морта внушал ужас – ростом с сосну, похожий голосом и видом на дикого зверя в одежде из невыделанной медвежьей шкуры.

В. Игнатов. «Битва с Яг-Мортом». Из серии «Предание о Яг-Морте»

Яг-Морт прежде всего отличался своей неимоверной злобой и кровожадностью: «Выберет ночь потемнее, зажжет деревья и в суматохе пожара делает, что только его кровожадная душа хочет… К тому же был Яг-Морт великим колдуном: болезни, падеж скота, бездождие, безветрие, летние пожары – все насылал он на народ».

Впервые рассказ о Яг-Морте был опубликован в 1848 году уроженцем села Ижма, фольклористом, историком Михаилом Истоминым, который услышал и запомнил «чудское предание» еще в детстве.

Время действия в преданиях о Яг-Морте относится к эпохе отдаленной древности, когда «полудикие чудские племена поклонялись богам каменным и деревянным». Яг-Морт, страшный и ужасный, жил одиноко в неприступных местах за непроходимыми лесами и болотами. Никто из людей не знал, где находится его жилище. Он появлялся возле селений в ночное время с целью грабежа и убийств. Яг-Морт похищал скот, женщин и детей. Мог жестоко убить и растерзать любого встречного. Люди были бессильны перед этим чудовищем. Говорили, что он колдун, и все беды и болезни, случавшиеся у людей, являлись проделками злого Яг-Морта. Он обладал поистине нечеловеческими способностями. Что могли сделать люди с таким злодеем?

В. Игнатов. «Райда и Яг-Морт». Из серии «Предание о Яг-Морте»

Однажды у старшины одного из селений пропала единственная дочь – прекрасная Райда. Прошел день, другой, неделя, а Райда так и не появилась дома. Ее несчастная мать выплакала все глаза; отец и жених обошли все соседние селения, все окрестные леса, но не нашли ни следа Райды. После поисков родные Райды созвали всех жителей селения и объявили о том, что Райды, скорее всего, уже нет в живых. Народ был единогласен: «Это проделки Яг-Морта!». Туган, жених Райды, вместе со своими верными друзьями-охотниками решил во что бы то ни стало отыскать жилище злого чудовища, схватить его, убить и сжечь.

Толпа, вооруженная стрелами, копьями, топорами, двинулась против Яг-Морта. Нашли жилище лесного великана и стали поджидать его. Увидев, что Яг-Морт подходит к своей пещере, охотники закидали его копьями, камнями, стрелами. Заревело злое чудовище, схватило палицу и понеслось к напавшим на него. Началась страшная битва. Много храбрецов пало мертвыми от палицы лесного человека, но и сам он стал слабеть. Многочисленные раны обессилили его. Охотники отрубили ему руки, ноги, а потом и голову. В его пещере они нашли много добычи, там же обнаружили и тело Райды. Яг-Морта закопали в глубокую яму и вбили в могилу осиновый кол. Награбленную добычу, найденную в пещере Яг-Морта, сожгли, а саму пещеру засыпали. Но каждый, кто впоследствии проходил возле пещеры, должен был кинуть туда камень или палку, и даже плюнуть.

А. Мошев. «Яг-Морт похищает Райду»

В 1851 году текст предания был перепечатан российским журналом «Пантеон и репертуар русской сцены», благодаря чему предание стало известно широкому кругу читателей.

В фольклоре народов Севера сохранились колыбельные, которыми женщины стращали детишек, не желающих засыпать. В вольном переводе на русский язык колыбельные звучат примерно так:

«Яг-Морт высок, как сосна, что в лесу растет.
Яг-Морт черный, как уголь в печи.
Будешь плакать – Яг-Морт за тобой придет.
Так что не плачь, детка, замолчи».

Интересно, что известный фольклорист Ф. Плесовский дал произведению М. Истомина невысокую оценку: «Это обычная волшебная сказка, в которой в роли дракона выступает леший, хотя и наполненная первым публикатором некоторыми деталями, должными будто бы придать ей характер местного сказания».

 
В. Рохин. Яг-Морт. Латунь, бронза

Между тем Яг-Морт оставил заметный и яркий след в литературе и искусстве Коми. В 1860–1870-е годы Иван Куратов создал поэму «Яг-Морт». В эти же годы сюжет предания использовался в публикациях писателя Константина Попова, этнографа Флегонта Арсеньева. В 1927 году Михаил Лебедев записал зырянское предание «Яг-Морт», которое представляет собой литературно обработанную версию мифа о хозяине леса. Народный писатель Коми АССР Геннадий Федоров в повести «Эзысь сюpа кöp» («Олень с серебряными рогами») пересказывает легенду о Яг-Морте.

По мотивам легенд и преданий о лесном человеке на музыку композитора Якова Перепелицы был создан первый национальный балет «Яг-Морт». Автор либретто Геннадий Тренев взял за основу поэму М. Лебедева. Музыкальная драматургия построена на сквозном развитии образов главных действующих лиц. Нежная и пластичная тема любви Райды и Тугана звучит то светло, радостно, то тревожно и скорбно; лейтмотив Яг-Морта – суровый, мрачный, импульсивно заостренный. Премьера балета состоялась в 1961 году в Коми республиканском музыкальном театре. В Москве на Всероссийском смотре спектаклей балет был удостоен диплома I степени, показан на сцене Кремлевского дворца и по Центральному телевидению. Постановка была приурочена к сорокалетию Коми АССР. Судьба блистательного балета может считаться удачной – за более чем шестьдесят лет балет не устарел и по-прежнему собирает полные залы. В Академическом театре оперы и балета Республики Коми было осуществлено еще четыре постановки балета: в 1977, 1982, 2006 и 2021 годах.

Сцена из балета «Яг-Морт». 1961 г.

Декорации к первому спектаклю балета были выполнены знаменитым художником Василием Игнатовым. В его графических и живописных работах образ лесного обитателя стал одним из ключевых. К сказанию о Яг-Морте художник обращался на протяжении всей жизни: от дипломной работы во ВГИКе до произведений 1990-х годов. Известный график, книжный иллюстратор Аркадий Мошев также не раз обращался к образу Яг-Морта.

В 2023 году в селе Ижма, где по легенде и обитал Яг-Морт, был открыт парк «Радлун». Дизайн парка предлагает в игровой форме познакомиться с мифическими персонажами, среди которых есть Райда, Туган и сам лесной человек. Ключевой фигурой общественного пространства в парке стал краевед Михаил Истомин, открывший миру мистического Яг-Морта.

Снежана ЖУРАВЛЕВА

Проект реализуется при содействии Национальной библиотеки Республики Коми.