«Голубое небо» семьи Краевых

В селе Вомын действует приют для диких и домашних животных

Ночь в семье Краевых накануне нашего приезда выпала беспокойной. У Каприза случились колики, и надо было срочно искать посыльного из города с лекарством, а пока его доставляют, без устали водить коня по двору. Колики мучают не только людей, но если у младенцев они проходят без следа, то коня без срочной помощи могут погубить. О жизни коня Каприза и других животных приюта «Голубое небо» в селе Вомын Корткеросского района «Региону» рассказала его основательница, сыктывкарка Кристина Краева.

Кристина и Каприз

Спасательная операция

К нашему приезду Каприз был здоров, весел и с удовольствием принял из наших рук сахар и морковку. А вот Герда и Мауро отказались. Герда – потому, что к сладкому не приучена, а Мауро по причине дикости и недоверия к людям. Двух месяцев не прошло, как трех коней привезли из далекой усть-куломской деревни Дзёль, где обитали они на кладбище. Одичавшие, никому не нужные лошади едва не попали под нож скупщику конины… Сотни людей следили ВКонтакте на странице группы «Голубое небо» за перипетиями спасения лошадей. Пришлось срочно искать сумму задатка, чтобы «живое мясо» не досталось жителю соседней области, который уже ехал за лошадьми. Благо и хозяйка животных не готова была продавать их как потенциальные продукты питания, и уступила Кристине Краевой. Но договориться и отвадить от приобретения первого покупателя (пришлось даже прибегнуть к помощи полиции) было полдела. Лошадей еще надо было поймать. Одичавшие животные не шли к людям. Если бы не помощь местного жителя, который буквально затолкал животных, пришедших в деревню по дорожке из комбикорма, в сарай, они наверняка погибли бы от мороза, который через неделю обрушился на республику.

Теперь спасенные Герда и Мауро осваиваются среди других приемышей в хозяйстве Кристины Краевой. Приемышем попал в семью и любимчик Каприз. Маленьким чудом Кристина считает, что конь стал живым воплощением нарисованной и подаренной уличным художником картины: на голубом фоне скачет-летит белый конь – копия Каприза.

Еще одна история, не оставившая равнодушными обитателей соцсетей, – о гусях. Волонтеры приюта выкупили запущенных птиц у хозяйки в Дырносе и привезли в Вомын. Состояние их было ужасающим: четыре гуся от лап до макушек были покрыты коркой грязи и фекалий, птицы почти не видели. Первая операция по отмыванию гусей заняла восемь часов. Тогда удалось очистить от нечистот глаза, некоторые перья, спекшиеся от грязи, пришлось удалить. Из почти черных чудовищ гуси превратились в коричнево-серых. Вторая процедура позволила увидеть, что от природы они все-таки белые. Но до первозданного цвета еще далеко: скорее всего, они обретут его к лету, когда птицам станут доступны водные процедуры на улице.

Между гусями и курами скачет белый кролик, напомнивший нам «Алису в Стране чудес», тут же прохаживается величественный лебедь. Раненую птицу принес Кристине местный охотник. К счастью, повреждение крыла оказалось не критичным: птица сможет летать, когда весной ее выпустят на волю.

На базе приюта Кристина планирует создать официальный реабилитационный центр для диких животных. Сейчас при поддержке депутата Госссовета Коми она изучает юридические стороны вопроса и собирает необходимые документы.

– Нужно расширяться, строиться, брать в аренду землю, развиваться, – говорит Кристина. – Мы ведь в основном сложных животных берем: никто не возьмет на передержку диких напуганных собак и не решится попробовать их адаптировать, а мы это делаем. Им нужны забота и время, а главное, шанс. Птица без крыла не сможет летать, но ей хочется жить, и без человека она уже не выживет.

Шанс, считает Кристина, должен быть у каждого: человек это, собака, кошка, птица или рысь…

Птичья история

Птицы – «специализация» Кристины. Еще ребенком она держала дома ворону, благо бабушка, сама любительница животных, не возражала. А начиналась история приюта с птиц. Сейчас здесь, кроме гусей и лебедя, два десятка голубей, утка, сокол-дербник, привезенный из Воркуты, где беднягу подобрали с одним крылом. Есть несколько ворон и галка. Одна из ворон – домашний старожил Краевых. Умная птица сидит бок о бок с кошками и спокойно дает себя погладить. Кстати, не так давно другую вылеченную ворону забрала к себе сыктывкарская семья.

– Вороны гораздо умнее и интереснее попугаев, – объясняет Кристина. – Наша, например, обожает мужа: они понимают друг друга по взгляду и наклону головы. Когда Сергей работает за компьютером, ворона сидит у него на плече и смотрит в монитор. А еще она умеет квакать: звуки, похожие на кваканье, она произносит, когда теряет хозяина из виду.

Кстати, узнали о приюте «Голубое небо» мы тоже благодаря вороне. Знакомая попросила перенести нашу встречу, объяснив: «У нас тут спасательная операция: ворону с дерева снимаем». Больная птица почти все лето неподвижно сидела на дереве под окнами университета. Ворону подкармливали, а когда наступили холода, решили спасать. «А куда денете ее?» – спросила я. «Отвезем в Вомын, в «Голубое небо».

Голубей и ворон после выздоровления и реабилитации выпускают на волю, «инвалидам» подыскивают хозяев или оставляют у себя. Кстати, многие выпущенные голуби возвращаются или живут неподалеку от своего «реабилитационного центра».

Отношение людей к пернатым, по мнению Кристины, служит индикатором отношения человека к животным. Раньше люди просто не замечали птиц: ну летают, ну клюют, ну каркают. Теперь то и дело из разных районов города поступают сигналы: ворона несколько дней сидит на карнизе, голубь не может взлететь, на балкон залетел беркут – сломано крыло. Изловить попавшую в беду птицу непросто: она же не знает, что ее хотят спасти, а не сварить на обед – но некоторым неравнодушным горожанам удается это. Тогда Кристина мчится из Вомына за очередным пациентом или просит неравнодушных привезти птицу в приют.

Будет день – будет и пища

На неравнодушных приют во многом и держится. Чтобы прокормить армию из нескольких десятков животных и птиц, нужно не менее пятидесяти тысяч рублей в месяц. У нескольких собак есть опекуны, которые исправно переводят средства на их содержание. Овощами помогают вомынцы и горожане. Немалые средства на содержание приюта уходят из семейного бюджета Краевых. То и дело в группе приюта появляются посты с просьбой о конкретной помощи: оплатить рентген раненым найденышам, операцию, перевозку. И не было еще случая, чтобы на них не откликнулись. Навстречу идут и ветеринары клиник, пациентами которых являются приютские звери. Вечером после нашего приезда в приют привезли девять рулонов сена, на которое собирали средства в группе и которое продал со скидкой местный житель. Кристина уверена, что на клич о помощи в оплате корма для собак, которого в месяц требуется двадцать больших упаковок, тоже откликнутся.

Получается, что посторонние люди оплачивают легкомыслие и равнодушие тех, по вине которых животные и оказываются в приюте. Например, щенок тибетского мастифа ростом с ребенка оказался у Кристины потому, что хозяева просто не рассчитали своих возможностей: собаку завели для содержания в квартире, а когда щенок вымахал с теленка, поняли, что не справятся.

В своем деле спасения четвероногих Кристина умело применяет навыки психолога и дипломата. Но бывает так, что приходится показывать и зубы, напоминать нерадивому владельцу не только о совести, но и о законе. Сама Кристина относится к животным как к равным.

– Животные очень умны, они понимают нас вплоть до интонаций, а мы их – даже не пытаемся, а ведь их можно понять даже по глазам, – объясняет она.

Кто-то попадает в «Голубое небо» прямо с улицы, кого-то выкупают у не справляющихся с ними хозяев. Кто-то находит новую семью, кто-то остается тут навсегда. Но перед этим всех лечат. Некоторые щенки попадают в Вомын из других приютов: их перевозят сюда, чтобы они не заразились от взрослых собак болезнями, с которыми молодые организмы могут не справиться.

– Бывает, я тревожусь: а что будет завтра, будет ли чем накормить животных? Но наступает следующий день, и приходит помощь. Еще ни разу не бывало, что мы оставались без нее, – говорит Кристина.

Домашние и приютские

Диких и бывших домашних «хвостиков», как тут называют все живые существа, можно отличить по поведению: домашние ластятся и лезут под руку, чтобы их погладили, а дикие, бывшие подвальные и бродячие разрываются между страхом перед человеком и желанием быть обласканными. Таков, например, лохматый пес Дима: чуть что – мигом прячется в будку, но уже через пять минут робко подходит познакомиться. Четверо детей Краевых знают железное правило: новичков две недели трогать нельзя, чтобы освоились. Например, никому и в голову не придет играть с грозным алабаем Унтой, которая выполняет функцию охранника, а вот от двух ласковых коз, обеспечивающих семью молоком, еще и прятаться придется – так они жаждут общения.

В одном загоне с козами живут два пушистых пони ростом с собаку. Апалузы – так называется эта порода – вдвое меньше шотландских пони, куплены специально для дочерей Краевых. В доме вместе с людьми живет доберман и два пожилых, снятых с разведения заводчиками чихуахуа, один из которых недавно перенес операцию на глаз. Котов мы считать не стали. Породистые и «дворняги», рыжие и пятнистые, пушистые и гладкошерстные – они естественно вписываются в атмосферу дома. В подсобном помещении ждет новых хозяев четвероногий «горох»: едва открылась дверь, щенки с радостным визгом высыпались нам под ноги.

Ухаживать за животными родителям помогают дети: сын-третьеклассник и три его младшие сестры. Мама-зоозащитник для них пример во всем. У нее самой в детстве, кроме бабушки, было на кого равняться: с десяти лет все свободное время она проводила в конном центре «Аврора» Натальи Денисовой. Кроме разведения лошадей и подготовки будущих чемпионов, член Общественной палаты Республики Коми, конезаводчица Наталья Денисова известна тем, что помогла найти себя многим трудным подросткам. Ершистые дома и в школе, у нее это были самые дисциплинированные и преданные помощники. Наталья Денисова признается, что Кристина – ее большая гордость.

– Это настоящая преемственность поколений и подтверждение того, что твои усилия вознаграждаются сторицей. Моя вчерашняя воспитанница Кристина сегодня моя коллега. Все, чему она научилась в «Авроре», она применяет на практике, – говорит Наталья Денисова. – Я с удовольствием помогаю и буду помогать ей. А еще очень важно, что Кристине удается гармонично сочетать роль жены и многодетной мамы с ролью зоозащитника.

Полина РОМАНОВА

Фото автора и приюта «Голубое небо»