Михаил Журков: «Быть профессионалом – большая ответственность»

Уходящий год для Михаила Журкова – трижды знаменательный. В январе исполнилось 15 лет его творческой деятельности, весной – пять лет со дня отъезда из Сыктывкара в Саратов, а в декабре – «круглая дата» со дня рождения. Однако артиста, отслужившего на сцене Коми 10 лет, по-прежнему помнят и ждут его выступлений – теперь, увы, редких. А еще он, вместе с другими участниками проекта «Музыкальные истории», в этом году удостоен премии Правительства Коми. Словом, поводов для беседы накопилось достаточно. И сегодня Михаил Журков – гость номера.

– Михаил, ты уехал из Коми не сразу. Будто не решался покидать родную республику, сомневался, или присматривался к новому месту?

– Так сложилось, что с апреля 2012 года по июнь 2013-го я был ведущим солистом одновременно двух театров: Государственного театра оперы и балета Республики Коми и Саратовского Академического театра оперы и балета. А окончательно переехал в Саратов в августе 2013-го. Перейти сразу в оперную труппу саратовского театра было практически невозможно по многим объективным причинам, хотя первое приглашение я получил еще в феврале 2010 года, успешно исполнив в Саратове партию Фигаро в «Севильском цирюльнике». Второе приглашение было ровно два года спустя, после моих гастролей с концертами музыки Барокко на сцене Большого концертного зала Саратовской консерватории. Как видишь, решение я принимал долго. Продумывал практически все до мелочей, было много переговоров. Уже тогда я четко знал и понимал, что шанса попасть в более профессиональный оперный театр, может, более не представится.

– Какими были первые впечатления от работы в Саратове? Велика ли оказалась разница между «работать-жить в Сыктывкаре» и «работать-жить в Саратове»? Все-таки северная национальная республика и южное Поволжье…

– Вначале было страшно. В Саратове – серьезный, настоящий оперный театр с огромным залом. Очень профессиональная труппа, состоящая из всех голосов, полноценный симфонический оркестр. Исполнительские традиции, обширный идущий репертуар, большая кропотливая подготовительная работа к каждому спектаклю. Высочайший уровень концертмейстерской работы с певцом, строгое отношение со стороны музыкального руководителя к исполнению музыкального, вокального текста того или иного спектакля. Наконец, сильное режиссерское начало. Было страшно не соответствовать всему этому, поэтому по сей день – занимаюсь, занимаюсь, занимаюсь.

А сравнивать я не хочу. Каждый театр устроен по-своему. Поверь, я не был обижен многим из этого списка и в Сыктывкаре. Просто шло время, менялись руководители, репертуар, я рос и развивался. Не секрет, что я всегда желал служить искусству в хорошем, большом, серьезном оперном театре. И я запел по-настоящему! Я стал играть по-настоящему!
Живя в республике, никогда не чувствовал дискомфорта от того, что она национальна. Никогда, нигде и ни в чем меня, русского, не ущемляли, и с 2008 года я гордо ношу почетное звание «Заслуженный работник Республики Коми».

В Поволжье есть свои сложности, но все преодолимо. Здесь иные люди, иной уклад жизни, но я окружаю себя только добрыми и искренними людьми. А жить везде не просто, надо просто жить.

– Как устроился на новом месте в творческом и бытовом плане?

– В бытовом – хорошо. К моему приезду в апреле 2012 года театр арендовал однокомнатную квартиру со всеми необходимыми мне удобствами в центре города, рядом с театром, практически с видом на Волгу. Там я до сих пор проживаю. Своего жилья не имею, и этим вопросом на сегодня озадачен. Ну, а в творческом – прекрасно. Я занят практически во всем оперном репертуаре театра, в соответствии с голосом и амплуа. Естественно, появилось немало новых оперных партий, в том числе на иностранных языках. Также есть новые роли в классических опереттах и в операх для детей. Чаще всего пою 5-6 спектаклей в месяц.

– Можно ли говорить о том, что труд артиста в Саратове ценится больше, чем в Коми?

– Оценкой своего певческого, артистического профессионализма и труда я удовлетворен, и саратовскими зрителями уже признан. Пусть, может, это и нескромно звучит, но скрывать тут нечего, ведь я выхожу на сцену для них. Хотя прекрасно понимаю, что всем нравиться невозможно, да я и не стремлюсь к этому. Но когда зритель заполняет всю театральную или концертную аудиторию, устраивает овации, выносит цветы и благодарит, это дорогого стоит. Со стороны дирекции, руководства театра и региона пользуюсь уважением, прежде всего, как профессионал. Мне приятно, что ко мне прислушиваются и, главное, слышат. Часто приглашают петь на значимых мероприятиях, в том числе федерального уровня.

С 2012 года весь творческий состав саратовского театра получает, дополнительно к зарплате, ежемесячную грантовую поддержку Минкультуры России. Это довольно-таки странная балловая система оценки труда, и со многими ее критериями я в корне не согласен. Поэтому насколько ценится этот труд в Саратове по сравнению с Коми, мне трудно сказать.

Саратов – город с большими музыкальными и театральными традициями. Именно здесь были созданы первое российское музыкальное сообщество, одна из первых консерваторий, первая оперная антреприза… Есть в Саратове и академическая филармония – с симфоническим оркестром, разными коллективами и солистами академического, народного и эстрадного направлений. Также в городе есть театр оперетты, драматический театр, ТЮЗ и много других сценических площадок. И все это посещается зрителями.

– Каков твой нынешний репертуар?

– Это, прежде всего, партии в русской и зарубежной классической опере: Онегин, герцог Роберт, князь Елецкий – в операх П. Чайковского, Аполлон в «Орестее» А. Танеева, Фигаро в «Севильском цирюльнике», граф Альмавива в «Свадьбе Фигаро», граф Робинсон в «Тайном браке», также партии на языке оригинала: Папагено – на немецком языке в «Волшебной флейте», Дон Жуан в одноименной опере и Жорж Жермон в «Травиате» – на итальянском языке. Сейчас в работе – Ренато в «Бал-маскараде» и Шарплесс в «Мадам Баттерфляй» – также на итальянском языке.

Партии и роли в классической оперетте: Эдвин в «Сильве», Мистер Икс в «Принцессе цирка», Тассило в «Марице», Баринкай в «Цыганском бароне», Айзенштайн в «Летучей мыши», Данило в «Веселой вдове». При всем этом многообразии, за все годы на сцене я сыграл семь разных вариантов пьес «Сильвы», по три разных пьесы «Принцессы цирка» и «Веселой вдовы».

– Что из партий самое любимое? Вообще, тебе интереснее петь героев (лирических, драматических) или характерных, острых, сатирических персонажей (типа Капитан-исправника в наших «Гоголюцинациях Чичикова»)?

– Любимое то, что пою в данный момент. Конечно, прекрасно понимаю, что преимущественно я фрачный, то есть лирический герой. Но время идет, я повзрослел и все больше уверен в том, что и во «фраке» обязан быть драматизм. Партий сейчас много, они очень разные, сложные во всех отношениях. Благо есть уже и жизненный, и певческий опыт, помогающий все это спеть и сыграть. Хотя и острохарактерные роли очень люблю и с удовольствием исполняю. А по Капитан-исправнику скучаю…

– У тебя, помимо спектаклей, всегда хватало собственных проектов и участия в различных программах. Расскажи о нынешних, хотя бы самых дорогих тебе.

– Ежегодно проходят мои концерты камерно-вокальной музыки в Голубой гостиной оперного театра, состоялось уже шесть больших концертных программ. Они были подготовлены и исполнены, по уже сложившейся традиции, весной и ко дню моего рождения. 17 декабря исполним новую программу из романсов П. Чайковского и старинных русских романсов. Также прозвучат испанские арии из сарсуэл, не звучавшие никогда в Саратове. Есть и выездные концерты академической вокальной музыки – и мои сольные, и те, где участвую как солист и дуэтный исполнитель. Пою много, часто и на многих концертных площадках города и области.

Ну и самое главное, с октября 2015 года в музее-усадьбе Н. Чернышевского проходит фестиваль камерной музыки «Прекрасное есть жизнь», художественным руководителем которого являюсь я, ваш покорный слуга. Это уникальный музыкальный проект, возрождающий и пропагандирующий жанр вокальной и инструментальной камерной музыки – цикл концертов, каждый из которых имеет свою определенную тему и абсолютно разных исполнителей. Это именно то, о чем я когда-то мечтал в Сыктывкаре и к чему постепенно пришел. В этом году мы открыли уже третий сезон. Кстати, на днях мне стало известно, что мой проект поддержан СТД и Министерством культуры России, государственной стипендией на создание и реализацию фестиваля. Поздравляю всю мою команду единомышленников!

– За время карьеры тебе доводилось работать со многими оперными величинами – в том числе солистами Мариинского и других известнейших театров. Ванеев, Лагода, Алексашкин, Верин, Эннарис и многие другие. Наверняка, ты многому у них учился. Каково работать на одной сцене с мэтрами?

– Этот список можно продолжать и продолжать. Я также пел с прекраснейшей певицей, солисткой Большого театра России Ларисой Рудаковой в «Травиате» на международном оперном фестивале имени М. Д. Михайлова в Чебоксарах. Совсем недавно, в рамках того же фестиваля, моим партнером по сцене в «Евгении Онегине» был потрясающий лирический тенор из Белоруссии, финалист телепроекта «Большая опера-2016» Юрий Городецкий.

Петь в одном концерте или спектакле с мэтрами оперного искусства всегда очень волнующе. Но такова наша профессия: сегодня ты учишься, завтра учатся у тебя. Сколько себя помню, всегда старался подсмотреть, подслушать у мэтров что-нибудь изысканное в плане манеры пения, школы, поведения на сцене.

– Да, ныне для многих уже ты сам стал учителем и авторитетом. Имеешь опыт преподавания на театральном факультете Саратовской консерватории, председательства в жюри вокальных конкурсов. Что труднее – учиться или учить, брать с кого-то пример или самому быть примером?

– Сегодня я уже не являюсь официально преподавателем сольного академического пения, но очень часто помогаю молодым певцам в освоении вокальной науки. Мне сложно ответить однозначно, что труднее. Наверное, все-таки учить. Это тоже своего рода дар. Ведь люди, желающие научиться петь, очень разные в мере таланта, а главное – в стремлении работать над собой. А вообще, быть профессионалом в любом качестве – большая ответственность.

– Ты сегодня еще и учишься в Академии права и госслужбы. Как давно и по какой специальности? Зачем тебе это понадобилось?

– Обучение начал в сентябре этого года, по специальности «Государственное и муниципальное управление». Планирую в будущем занять пост руководителя учреждения культуры или, например, отдела менеджмента в музыкальном театре. А по-простому – хочется знать и понимать, как работают те или иные законы и разного рода документы относительно театра, помогать и приносить пользу артистам, а также грамотно выстраивать свою работу, руководя уже сейчас фестивалем камерной музыки в Саратове.

– Как и в годы работы в Коми, ты, помимо «своей» сцены, активно выступаешь на других. Где сейчас, помимо Саратова, доводится петь?

– За эти годы я по несколько раз спел на сценах Музыкального театра Карелии, Волгоградского музыкального театра, Нижегородского академического театра оперы и балета и моего родного театра оперы и балета Республики Коми. В июне этого года спел и сыграл Мистера Икс в одноименной оперетте И. Кальмана на международном фестивале оперетты в Чувашском государственном театре оперы и балета. А недавно вернулся с международного оперного фестиваля имени М. Д. Михайлова, который в 27-й раз прошел на сцене этого же театра, где исполнил партию Евгения Онегина.

Доводится петь там, куда пригласят. Вернее, там, где Михаил Журков-менеджер сможет договориться о сотрудничестве с Михаилом Журковым-исполнителем. Чаще всего это моя личная инициатива. Но были и персональные приглашения.

– Несмотря на отъезд, ты поддерживаешь творческую связь с Коми в рамках «Музыкальных историй», которые длятся уже 16 лет. Этот проект неоднократно получал гранты Главы Республики Коми, а в этом году его участники удостоены Премии Правительства РК в области культуры. Как вы его реализуете на таком расстоянии друг от друга? Какие еще «истории» в рамках цикла могут ждать сыктывкарцы?

– Я пришел в «Музыкальные истории» в декабре 2003 года, когда уже прочно занял место ведущего солиста оперной труппы театра и заявил о себе как об исполнителе камерного вокального репертуара. Реализуем этот проект исключительно в Сыктывкаре, и расстояние нам нисколько не мешает. Мы всегда на связи, спокойно обсуждаем будущую программу и ее репертуар, делимся пожеланиями, задумками, намечаем график репетиций и дату выпуска очередной «Музыкальной истории». И я благодарен создателю и бессменной ведущей цикла Ольге Мойсеевич за доверие ко мне, как к музыканту-профессионалу, за приглашения в этот проект до сих пор. Ближайшая «история» состоится весной 2018-го, она посвящена жизни и творчеству Брамса.

– Часто ли сейчас бываешь в Коми, по каким поводам? Если скучаешь – по чему или кому?

– В октябре прошлого года приезжал в Сыктывкар для участия в «Музыкальной истории» о Дмитрии Шостаковиче. Скажу честно: скучаю. Потому что с этим городом и людьми, живущими и работающими в нем, очень многое связано в моей жизни. Ведь мой профессиональный путь начался именно в Сыктывкаре.

– Следишь ли за музыкальной жизнью в Коми? Как бы ты ее сегодня оценил?

– Естественно, стараюсь следить за премьерами, событиями, фестивалями, наградами. Благо сегодня существует множество интернет-ресурсов, где можно узнать эти новости. Хорошо, что музыкальное академическое пространство занимает определенное место в республике. Но все-таки, считаю, оно недостаточно развивается и поддерживается. Это, конечно, мое сугубо личное мнение.

– Некоторое время назад твоя фамилия в соцсетях изменилась на Журков-Нагорный, но в афишах ты по-прежнему Журков. Если не секрет – не связано ли это было с фактом твоей женитьбы, а потом – развода? И каков твой нынешний статус в личной жизни?

– Моя двойная фамилия не имеет никакого отношения ни к женитьбе, ни к разводу. С этим связано большое желание носить одновременно фамилию и отца, и матери (девичью). А еще Нагорный – это фамилия моего деда и прадеда по материнской линии. Они были цыгане, и я считаю, что мой певческий талант – из этого родового гнезда. Сейчас я в разводе, но рука и сердце заняты.

– Ты не только счастливый отец взрослого сына, но уже и очень молодой дед. Расскажи о продолжателях твоего рода. Может, кому-то из них передался твой талант, творческие способности?

– Мне еще трудно осознать себя дедушкой… Мой сын Никита, отслужив в армии, создал свою семью и работает на производстве как среднестатистический российский гражданин. У него растет сын, Сашенька, ему уже 2 года и четыре месяца. К сожалению, в городе Коврове, где они живут, я практически не бываю, и вижусь с ними крайне редко. Поэтому не могу сказать, проявляет ли внук какие-то творческие способности.

– Зато твой пример наверняка вдохновил к творчеству твоего брата Сергея, который появился на сыктывкарской сцене через несколько лет после тебя. Он пел в хоре театра, исполнил несколько сольных партий в спектаклях, а потом уехал учиться дальше. Но сыктывкарцы помнят солиста Сергея Журкова. Как складывается его вокальная карьера?

– Сейчас Сергей является солистом Северского музыкального театра в Томской области и одновременно студентом выпускного курса Пермского института культуры и искусств (консерватории). Карьера его складывается очень хорошо, а вот кто или что его вдохновило связать свою жизнь с певческим искусством, я до сих пор не знаю.

– Ты великолепно выглядишь, находишься в прекрасной форме. Как удается ее поддерживать?

– Спасибо. Прежде всего – максимум позитива и только позитива. Для вокальной формы – тренаж: ежедневный, постоянный; спектакли, концерты, занятия с педагогом. А фигура – результат усиленных занятий в тренажерном зале с персональным тренером, в бассейне. Плюс кардио-тренировки, правильное питание. Но самое главное, цель – быть именно в такой форме. И она меня сейчас полностью устраивает.

– Что пожелаешь своим зрителям в Коми, которые тебя помнят, любят и ждут?

– Благодарен, что помните и ждете. Любите музыку, любите театр, ведь я пою и играю в спектаклях для вас. А в преддверии Нового года всем желаю здоровья, счастья, мира, добра, тепла и домашнего уюта. И берегите себя и своих близких – сейчас это особенно необходимо.

Беседовала Ирина САМАР

Фото из личного архива М. Журкова, Чувашского театра оперы и балета и Алексея БОРИСОВА

Михаил Михайлович Журков родился 20 декабря 1977 г. в Смоленске в семье рабочих. Вырос и окончил школу в Инте. Музыкальное образование начал в 1993 г. в Республиканском училище искусств (Сыктывкар) в классе заслуженного учителя, народного артиста РК, заслуженного деятеля культуры РФ С. П. Маркова. В 1997 г., окончив училище с отличием, поступил в Нижегородскую Государственную консерваторию им. М. Глинки на кафедру сольного пения и оперной подготовки в класс профессора, заслуженного деятеля искусств РФ А. М. Седова.

В январе 2002 г., будучи студентом выпускного курса, был приглашен в оперную труппу Театра оперы и балета Республики Коми. За 10 лет работы в театре исполнил 13 оперных партий, столько же – в опереттах и мюзиклах и пять – в спектаклях для детей. Подготовил и исполнил около десятка камерно-вокальных программ. Лауреат I республиканского театрального конкурса (2004), республиканского театрального конкурса им. С. Ермолина (2011), премий Правительства Республики Коми (2006 и 2017). Заслуженный работник Республики Коми (2008). С 2013 г. живет и работает в Саратове.

За годы творчества объездил с гастролями Республику Коми и многие регионы России, пел на сценах Хорватии, Испании, Португалии, Австрии, Швейцарии, Германии.
Увлечения: танцы, вязание на спицах, коллекционирование плюшевых мишек.