Береза. Красавица из «верхнего» мира

«Люблю березку русскую…» – эти строчки А. Прокофьева в России знает каждый. Как и множество других, авторских и народных, стихов и песен об этом прекрасном дереве. В русской, российской культуре березе среди деревьев отведено, пожалуй, первое место: именно она ассоциируется у всех с Русью. Но и в коми культуре березе (по-коми «кыдз, «кыдз пу») отведен не меньший почет. И, в отличие от ели, символизирующей «нижний» мир и царство мертвых, береза у коми народа представляет мир «верхний»: горний, божественный.

Береза относится к очень древнему семейству березовых и насчитывает около 100 видов. В разных природных зонах Республики Коми произрастают шесть видов березы: пушистая, повислая, извилистая, карликовая, тундровая и низкая. Площадь березняков в Коми равна 5,6 млн. га, или около 20 процентов покрытой лесом площади.

Все березовые леса по происхождению можно разделить на коренные и производные. Характерная особенность коренных (первичных) лесов, образовавшихся естественным путем – их приверженность к определенным местам обитания в лесотундре, предгорьях Урала и на Тиманском кряже. Производные (вторичные) леса возникают на вырубках темнохвойных или сосновых лесов, а также после пожаров. В последние 30-40 лет в Коми стало много березняков, которые распространились из-за сплошных концентрированных вырубок коренных еловых и сосновых лесов. Появившиеся в Троицко-Печорском, Ижемском, Вуктыльском и других северных районах старые насаждения с преобладанием березы возникли в результате пожаров.

Береза имеет белую, ни с одним деревом не сравнимую кору. Она широко и многообразно используется в лесохимической и деревообрабатывающей промышленности, а также в быту. Из ее древесины получают метиловый спирт, уксусную кислоту, ацетон, фурфурол. Из одного кубометра получают более 150 кг фурфурола, причем это количество достаточно для изготовления 800 м сверхпрочных тканей. Береза служит сырьем для производства антикоррозийного каучука и пластмасс, пестицидов для борьбы с вредителями сельского хозяйства. Это и основная древесная порода для производства фанеры. Из березовой древесины делают различную мебель, ружейные ложа, лыжи, различные предметы быта, а после прессовки – даже подшипники, втулки, вкладыши.

В южных районах республики широко используется береста. Нет лучше походной тары для сбора грибов и ягод, чем плетеные берестяные короба и пестерки. Туеса и лукошки широко распространены в деревенском быту. А березовые дрова, как известно, намного жарче сосновых, еловых или осиновых.

Растущая береза – это целый арсенал зеленой аптечки. Листья и почки содержат лекарственные вещества, которые применяются при различных заболеваниях. Из березового сырья приготовляют удобрения и стимуляторы роста растений, а также лекарственные вещества для лечения ожогов и ран. Березовый сок пьют как целебный и просто вкусный напиток, содержащий массу полезнейших для организма веществ. А какая баня обходится без березового веника?!

Береза – видимо, в силу белизны своего ствола, «чистоты» – стала у коми-зырян и олицетворением высокого, божественного мира еще с языческих времен. Народная память сохранила предание о том, как святитель Стефан Пермский, крестивший Коми в XIV веке, боролся с языческим деревом. Когда прибыл Стефан в Усть-Вымь, то поселился на горе, в пустынном месте, подле уважаемой зырянами кумирницы, куда они приходили на поклонение идолам. Близ этой кумирницы находилась необыкновенной величины береза, ее почитали как божество, приносили ей в дар дорогие шкуры пушных зверей, совершали различные обряды. Стефан приказал срубить эту березу. Один день рубили, второй… И только на третий день, когда рубили и день и ночь без перерыва, дерево рухнуло. Стефан велел разрубить березу на части и сжечь в костре. На том же месте, где стояла береза, была построена церковь во имя Архангела Михаила. Она и поныне стоит в старинном селе Усть-Вымь.

А коми уже много лет обряжают березку, празднуя православный праздник Троицы. Ее же ветками украшают в этот день и храмы, а позже эти ветки приносят домой. Считается, что ветки троицкой березы, как и верба, освященная в Вербное воскресенье, обладают чудодейственной силой.

Ирина САМАР

Сбор березового сока происходит, как правило, в конце апреля – начале мая. Собирать сок лучше с деревьев с толстыми стволами. Для этого в березе нужно проделать небольшое отверстие, вставить в нее трубку, и сладковатый ароматный сок сам будет стекать в подготовленную емкость.

Перед заготовкой березовый сок необходимо процедить сквозь мелкое сито. После чего добавить ингредиенты: сахар и лимонную кислоту, все перемешать и поставить вариться на огонь. Сахара не должно быть много, напиток должен быть слегка сладковат и иметь еле ощутимый кислый вкус. На 10 литров сока надо 1 чайную ложку кислоты и 350 граммов сахара.

Березовый сок нельзя кипятить! Во время нагрева сок необходимо постоянно помешивать и снимать шумовкой грязную пену, которая обязательно будет появляться. Как только появятся первые пузыри, огонь следует выключить. Перед тем, как разлить сок по стерилизованным банкам, нужно его еще раз процедить через марлю. Закатайте банки, переверните вверх дном и оставьте в таком положении на сутки. Затем переверните банки и поставьте храниться в холодное место.