По Северным увалам

В Прилузском районе предложат туристам новый маршрут

Финно-угорский этнопарк организовал тестовый тур в самый южный район Республики Коми – Прилузье. Цель специалистов туротрасли – обкатать будущий маршрут для жителей и гостей Коми, посмотреть на месте, чем могут удивить туристов южные ворота республики. В тестовый тур отправился и наш корреспондент.

Лойма

Села Прилузья расположены вдоль двух рек – Летки и Лузы. Наш путь лежит вдоль Лузы, по пяти селам: Лойма, Спаспоруб, Занулье, Объячево и Ношуль. Через три часа автобус сворачивает с основной трассы к селу Лойма. Экскурсовода от этнопарка, которая по дороге рассказывала попутчикам о районах и селах Коми, сменяет гостеприимный «хозяин» и знаток юга Коми – директор Центра изобразительного искусства и прикладного творчества при главе муниципального района «Прилузский», мастер-берестянщик Олег Никулин. В прошлом году на базе его организации открылся визит-центр – профессиональный турнавигатор. Но и без этого нового статуса Никулин с коллегами сделали немало, чтобы Прилузье стало одним из туристических магнитов. Мы познакомились с командой Никулина еще на Коми ВДНХ в 2018 году, когда со стенда района как горячие пирожки расходилась паренча – старинный коми десерт.
Под указателем с названием села Лойма нас встречают хлебом-солью, вернее шаньгами-заспенниками, две Куликовых – глава села Ирина и директор библиотеки Людмила. Они не родственницы, просто Куликовы – одна из основных фамилий в селе наряду с Тырышкиными, Шехониными, Иевлевыми, Борисовыми, а заспенники – не потому, что кто-то долго спал, а потому что «заспоем» в этих краях называют крупу – начинку для шанег. Напробовавшись заспенников, едем по селу. Вместе со всеми 16 деревнями, входящими в его состав, оно растянулось на тридцать километров. Хозяева перечисляют нам современные и «ранешные» названия деревень: в Уркинскую раньше входили деревни Миленская, Визилевская и другие, в нынешнюю Тарасовскую – Шорохово, Вотинская, Перенская, Евленская, в Козловскую – Заненская, Пятковская, в Тарбиевскую – Васильевская, Ериловская.
– Еще больше деревень объединились под общие названия – очень много их у нас было, даже два дома на отступе могли называться деревней, – рассказывает Людмила Куликова.
Проезжаем мимо «города Лойма» – так называют три панельных многоквартирных дома, которые успели построить перед развалом совхоза «Лоемский». Богатый был совхоз, на местной маслобойне даже мороженое делали, вздыхает Людмила Куликова. Нынче Лойма богата людьми, традициями и надеждами. Одна из лоемчан – Нина Шумилова – вместе с односельчанами и Божьей помощью восстановила часовню архангела Михаила и пророка Илии, освященную в далеком 1902 году на месте древней сельской часовни. Дала обет: если, мол, муж появится и сын, подниму заброшенную святыню. И подняла. В часовне, заново освященной в 2010 году, уютно как дома. По преданию, когда предки лоемчан выбирали место для строительства часовни, по старому обычаю оставляли икону на месте предполагаемой стройки, и трижды она оказывалась на другом месте. Там в начале двадцатого века и возвели часовню. Перед ней – гигантский камень: на нем Нина Ананьевна планирует высечь историю часовни. К счастью, советская власть не разрушила ее, а «всего лишь» использовала как зернохранилище. «Сколько зерна мы отсюда выгребли, пока наводили порядок!» – вспоминает подвижница.

Еще одна лоемская святыня и достопримечательность – самый старый в Республике Коми каменный храм. Церковь Успения Пресвятой Богородицы была построена в 1804 году. Спустя несколько лет появился летний придел, где сегодня и идут службы. Уже после десяти утра по селу внезапно разнесся колокольный звон: на звоннице маячил звонарь, а сыктывкарцы удивлялись, что к службе звонят «как-то не вовремя».
– Так это вас батюшка встречает! – засмеялись хозяева.
Настоящим чудом можно считать не только восстановление храма в наше время, но и сохранение на стенах и куполе придела следов настенной росписи мастеров Васнецовской школы. К сожалению, храм не имеет статуса регионального памятника архитектуры и вопрос восстановления ликов и узоров, как и единственного сохранившегося в Коми архитектурного церковного ансамбля из храма, просвирни и здания земской школы, пострадавшего от пожара два года назад, остается открытым. Удивительный священник,иерей Владимир Машуков, звонивший нам и тут же раздаривший гостям фото храма в первозданном виде на досках, оказался одним из четверых сыновей бывшего главы села Валерия Машукова, сопровождавшего нас в нынешней поездке.

Валерий Машуков четверть века был надежей и опорой села, а недавно уступил штурвал Ирине Куликовой. Через полчаса после встречи мы стали свидетелями редкого случая – исполнения двумя главами лоемских частушек аккурат посередине села. Обязательный пункт экскурсии – чаепитие на перекрестке в местечке Вадшор, у моста через речку, образовавшуюся от слияния пяти (а кто-то говорит, что семи) речушек. Традиция собираться тут всем селом в Кириллов день родилась задолго до революции и была прервана только в 1941 году, потому что приходилась на день, ставший для народа роковым – 22 июня.
– Этот мост должен был обрушиться от горя и слез, пролитых на нем, – говорит местная жительница Надежда Колпакова.
Она рассказывает о Кириллове дне, о том, как традицию возродили в наши дни, и звонким голосом старшеклассницы читает нам стихи о родной Лойме.
– А чьи это стихи вы нам читаете? – спрашиваем и открываем рты, услышав, что собственного сочинения: стихи хорошие. Когда стихов о селе – своих и других поэтов – накопилось несколько десятков, родилась трогательная программа, которую можно показывать туристам. Пока Надежда рассказывает о Лойме, гармонист Николай Вологжанин наигрывает негромкую мелодию и вдруг переходит на знакомый частушечный наигрыш. Удивляясь сами себе, гости извлекают из закоулков памяти по нескольку частушек. В одной из них проскакивает «словечко».
– Аааа, частушки «с картинками»! – радуются хозяева и тоже заворачивают несколько народных перлов из серии «А мне милый изменил».

Последний пункт нашего знакомства с Лоймой – презентация уникальных археологических раскопок, которые в разные годы проводились на территории села. Результаты раскопок древнего городища оказались богатейшими. Археологи обнаружили на месте современной Лоймы следы ремесленной слободы и могильник с богатым погребальным «наследством». Находки, пролежавшие в лоемской земле столетиями, были перевезены в Институт языка, литературы и истории Коми научного центра УрО РАН. Всем лоемчанам туда не попасть, поэтому Людмила Куликова и подготовила презентацию и музейную фотоэкспозицию «Из истории села: археологические артефакты». Из нее можно узнать, что на площади в один гектар нашли 41 одиночное погребение, не считая разрушенных: предки лоемчан покоились в дощатых гробах прямоугольной формы, обернутых берестой. Рядом с ними – вещи, наверняка пригодившиеся в загробной жизни: посуда, оружие, орудия земледелия.

Спаспоруб

Вторая точка маршрута – Спаспоруб, историческая этническая граница между славянами и зырянами. «Изначально Спаспоруб был русским селом, коми пришли сюда гораздо позже», – рассказала нам экскурсовод Татьяна Яйцева. Старинное село возникло в XV веке при Иване III. Государь потребовал возвести вдоль северной реки Лузы укрепительные городки, один из них был построен в 1478 году. Со временем городок разрушился и исчез, а где он находился – забыли. Во времена Великой Отечественной войны, когда укладывали дорогу к реке, нашли старинные деревянные бревна, пропитанные смолой, – явное доказательство того, что укрепгородок находился именно здесь.
Первую туристскую достопримечательность мы обнаружили… в пельменной в центре села, где остановились на обед. За каких-то тридцать пять рублей тут продавался традиционный коми хлеб: пшеничная начинка, уложенная в ржаную «лодочку», а коми шаньги да пирожки из ржаного теста и вовсе за двадцать. Оказалось, местное потребобщество балует земляков традиционной выпечкой, а еще пельменями ручной работы и прочими разносолами. За столовой обнаруживаем старинные амбары и склады – мангазеи, как называют их соседи-архангелогородцы. Кованые петли и гвозди, массивные замки когда-то хранили колхозное добро, теперь за ними – товары потребобщества.

Идем по улице Маркова к школе имени Маркова, к памятнику Маркову – Герою Советского Союза. Улица его имени есть и в Сыктывкаре. Уроженец Спаспоруба Иван Петрович Марков первый в истории Коми АССР получил звание Героя – еще за финскую кампанию. И еще один Герой Советского Союза родом из Спаспоруба достоин звания «самый». Самым молодым героем стал Виктор Лобанов, в ноябре 1941-го трижды переплыв Днепр, чтобы установить связь. Памятник герою и всем 490 односельчанам, из которых 320 остались на полях сражений и пропали без вести, установлен в центре села.

Отдав дань памяти героям, идем к обрыву за Свято-Троицким храмом, с которого открывается потрясающий вид на излучины Лузы. Когда-то внизу стояла пристань, к которой приставали колесные пароходы с товарами вятских купцов. Но нас привели сюда не любоваться пейзажами. По крутой тропе, сжатой огромными елями, спускаемся к реке, видим часовню, крытую купель с комнаткой для переодевания и водоем, в котором бьют ключи. Спаспорубский святой источник оборудован и благоустроен. Еще бы: за водой сюда приходят местные жители и приезжают гости, а на Крещение у купели образуется очередь.

Занулье

В двадцати километрах от Спас­поруба Родина знаменитого коми писателя Василия Юхнина, именем которого названа одна из улиц столицы республики. Из-под пера Юхнина вышло немало повестей, рассказов и романов. Самый знаменитый роман «Алая лента» был издан в 1941 году. На гонорар от книги автор купил для родного Занулья лесопилку. В селе сохранился и дом, где родился и жил писатель. Только вот память о нем хранится не здесь: новые хозяева дома, обшившие его сайдингом и придавшие усадьбе современный вид, не имеют отношения к семье литератора. Лишь аншлаг перед домом указывает на знаменитого жильца. Наследие его хранится в местном музее. Внимание туристов привлекает не только аншлаг, но и древний «запорожец».

– Вот и корейские журналисты, когда были у нас, снимали его со всех сторон, – говорит глава села Иван Старцев, заметив фотосессию у чуда советского автопрома.
Тут стоит сделать отступление и рассказать об одном из участников тест-тура, имеющем прямое отношение к Занулью, а еще к развитию спорта и туризма в Республике Коми. 86-летний Юрий Николаевич Оботуров, почетный гражданин города Сыктывкара, в поездке не отставал от молодых спутников ни на шаг. Он пригласил нас в гости в свой дом в Занулье, что на одной улице с родовым гнездом писателя Юхнина.

Человек широкой души, на въезде в село Юрий Николаевич построил часовню Николая Чудотворца – в память об отце, пропавшем без вести на войне в 1942-м, и маме, поднимавшей семью без него. Рядом – беседка для туристов. Аншлаг о Юхнине – тоже дело рук Оботурова, как и лыжные соревнования в селе, организованные при поддержке «Лузалеса». В свое время Оботуров был чемпионом Сыктывкара по легкой атлетике, призером Коми АССР на средних дистанциях. В 1966 году он с единомышленниками провел первое официальное соревнование по новому для республики виду спорта – «ориентирование на местности». Республика Коми обязана Юрию Николаевичу развитием спортивного ориентирования, проектировкой лыжероллерной трассы, которая появилась за железнодорожным вокзалом в 1975 году. 15 лет он был старшим тренером сборной команды Коми АССР. К 200-летию Сыктывкара энтузиаст разработал и осуществил лыжный переход Вологда – Сыктывкар.
Перечислять заслуги Оботурова перед республикой и родным районом можно долго. Сегодня он загорелся еще одним проектом. Стоя на холме над селом, Юрий Николаевич рассказывал спутникам, как в детстве гонял с друзьями на санках по экстремальным трассам. Сегодня сани ввиду отсутствия лошадей и повального увлечения детьми гаджетами, не востребованы, а между тем могли бы стать брендом села, а то и района, наподобие большелугской «Лямпиады». Для этого как нельзя лучше подходит географическое расположение прилузских населенных пунктов. Весь район будто плавно перекатывается с холма на холм, улочки его сел бегут то вверх, то вниз, поворачивают и прячутся в складках пригорков. Это знаменитые Северные увалы, простирающиеся по территории Вологодской, Кировской, Костромской земель и Республики Коми. Сформировал увалы древний ледник, а потомки могут использовать на свое усмотрение. Вот Юрий Оботуров и усмотрел в рельефе местности замечательный способ продвижения района и разработал проект организации в Занулье республиканского саночного фестиваля«Тэрыб дадь» (Быстрые сани), а в его рамках – соревнования «Даддьэн исласьэн» (Катание на санках).


Пока же Занулье проводит собственный фестиваль гармонистов «Вязовская гармошечка». И хоть гармонистов в районе, как и во всей республике, осталось раз-два и обчелся, организаторы надеются внести свою лепту в возрождение традиции.

Объячево

Въезжаешь в Объячево – и сразу понимаешь: ты на юге! На фруктовых лотках в мае красуются арбузы и гигантские розовые помидоры, на улицах людно (в Объячево проживает более половина населения всего Прилузья – восемь тысяч человек), в сквере у Центра изобразительного искусства и прикладного творчества носятся дети на самокатах, а в курье на Лузе пришвартованы водные велосипеды, готовые отправиться в путь. Хозяин водного транспорта, основатель клуба «Боцман» Борис Теньков несколько лет назад преобразил часть берега. Раньше это была просто стихийная свалка: с дороги на берег носили мусор. Теперь ступени ведут к помосту над крутым берегом, двухэтажному кафе и гостевому дому на одну семью или компанию. По плану у нас тут остановка всего на 15 минут, но мы зависаем в кафе больше чем на час, привлеченные ароматом венских вафель, кофе и видом из панорамных окон.Из окна открывается вид на остров посреди курьи. Каких-то восемь миллионов требуется предпринимателю, чтобы превратить его в прилузские Гавайи.

– Я возведу тут домики на сваях, в половодье вода будет подходить к крыльцу, а гости, как в Венеции, будут переплывать за чашечкой кофе в кафе, – мечтает Борис Теньков.
Кофе и видом на водные просторы на крыльце гостевого дома на берегу можно наслаждаться уже сейчас, а вот для реализации дальнейших планов нужна поддержка властей. Ежемесячно на погашение кредитов предприниматель отдает около семидесяти тысяч рублей и все доходы вкладывает в развитие своего дела. Но для реализации более глобальных проектов этого недостаточно. Мечта Тенькова – приучить земляков к стильному европейскому отдыху, не выезжая из родного села, и сделать «Боцман club» круглогодичной точкой притяжения туристов из Коми и соседних регионов. Зимой, когда сосны у клуба подсвечиваются разноцветными огоньками, туристы катаются на санях с обрыва, встречают тут Новый год, весной любуются на разлив, летом рыбачат, катаются на катамаранах, купаются и загорают. А еще к их услугам бамперболл, аэро-фотосъемка, аэроэкскурсия с дрона – и тишина на берегу реки.
Еще одна достопримечательность Объячево, расположенная на высоком берегу реки, – минеральный источник в местечке Мельница. Обнаружили его случайно в 1963 году при бурении разведочной скважины, но скоро забросили: пить воду было невкусно, как применять в хозяйстве – непонятно. Но анализы, проведенные в 1972 и 1987 годах, показали, что вода в источнике не просто хорошая, а целебная и по своему составу близка к воде, которой лечатся на курортах Евпатории, Свердловской области и Тюмени. Заключение дал Институт курортологии и физиотерапии Минздрава СССР: воду можно употреблять при заболеваниях ЖКТ с пониженной кислотностью, а также принимать ванны при заболеваниях органов движения, периферической нервной системы и других. Пить эту воду можно круглосуточно, а вот с ваннами проблема: источник оборудован только как питьевой.
– Тут надо строить курорт! – уверен Юрий Оботуров. – В Кировской области, которая так же, как мы, располагается на Северных увалах, все санатории построены на таких источниках. А мы что?
А мы едем в центр села, в вотчину Олега Никулина – Центр изобразительного искусства и прикладного творчества при главе муниципального района «Прилузский». Центр примыкает к бывшему храму, где ныне располагается музыкальная школа, и украшен мозаикой 80-х годов прошлого века. За Центром – оборудованный сквер, круглая поляна, где на баннерах можно прочесть о вехах развития села, района и всей республики, и смотровая площадка. Отсюда любуемся на Лузу и слушаем рассказ Олега Никулина о событийном туристическом бренде Прилузья – празднике «Луза дорса гаж». Это не старинный праздник – впервые его провели в районе в 1989 году. Из года в год у него новая «столица» – одно из поселений района. Когда-то представители поселения приплывали в райцентр на лодке с местной красавицей, олицетворяющей реку Луза. Теперь праздник прирос большой ярмаркой и конкурсом среди ремесленников.
В самом центре бурлит жизнь: в зале – презентация сборника, в фойе – выставка, в витринах – сувениры, каких не найдешь в Сыктывкаре, по этажам снуют воспитанники центра. Нас поят чаем с коми шаньгами, а потом кратко рассказывают о его деятельности, подробный рассказ занял бы целый день. Лучше приехать и пройтись по мастер-классам не спеша. Тут можно научиться плетению из бересты, ткачеству, плетению поясов, кубовой набойке, вышивке, резьбе по дереву. А можно изготовить кукол – тряпичных или из мочала, посидеть за гончарным кругом – уф, пожалуй, дня не хватит. К тому же просто необходимо побывать в этнопарке «Тарачево», названном так по местечку в селе. Тут на экотропе расскажут об охотничьих традициях и легендах Коми края. Ну, раз дня в Объячево мало, придется заночевать – гостиница находится прямо напротив районного музея, этнографической экспозиции которого позавидует и городской музей. На втором этаже старшее поколение погружается в советское детство: зал представляет из себя типичную гостиную среднестатистической семьи эпохи застоя. В школьном уголке взрослые посетительницы щебечут: «У меня был такой же фартук и манжеты с воротничками!». А некоторые пытаются втиснуться за школьную парту.

Замечаю напоследок, что в «столице» Прилузья слились воедино город и деревня. Панельные дома соседствуют с деревянными избами, коттеджи с башенками – с советской мозаикой, деревянная резьба – с коваными арт-объектами…

Ношуль

В Ношуль мы въехали в сумерки, уже понимая, что дня не хватит, чтобы познакомиться с потенциалом не только половины района, а даже одного села. Несмотря на экспресс-режим, библиотекарь Марина Сырбу сумела удивить и очаровать нас селом. Во-первых, ландшафты: дорога то поднимается в гору, то бежит по-над рекой, то ныряет в овраг, и за каждым поворотом открывается новый уютный и камерный или просторный вид.Началась экскурсия в храме архидьякона Стефана. Каменный храм – центр Ношуля, как всегда и велось на селе. Мы заметили, что к православию в Прилузье отношение особое, и каждая встреча начинается у церкви или часовни: экскурсоводы будто испрашивают благословения у высших сил. Уже в XX веке храм начали восстанавливать три брата Можеговы. Один из них, Александр, позже выпустил книгу о родном селе. Скоро к землякам присоединились односельчане, и в короткие сроки храм поднялся буквально из руин.

На гербе Ношуля неслучайно красуется барка. Этот стратегический транспорт кормил село и был связующим звеном между губерниями, символом торговли и экономического процветания. Ношульская пристань была узловой станцией на торговом пути от Вятки до Архангельской губернии. Плотно стоявшие амбары с товарами вятских купцов тянулись по обоим берегам Лузы на две версты. Весной по большой воде они везли товары до нынешнего Котласа и дальше. Памятник судну установлен на ношульской набережной.
– В начале семнадцатого века эта пристань была своеобразным транзитным пунктом. Сюда зимой подъезжали до 140 тысяч подвод с грузом, а летом доставлялись по реке на изготовленных здесь же плоскодонных барках. Барки были одноразовыми: тут их загружали товаром, а на месте назначения разбирали и продавали на хозяйственные нужды, – рассказывает Марина Сырбу.


Едем дальше, на повороте вдруг замечаем огромную букву. Вскоре еще одну. Оказывается, глава села Сергей Елдин нашел таким образом способ увековечить имя ношульского учителя, лингвиста Василия Молодцова, придумавшего в 1918 году оригинальный коми алфавит. В 1914 году он начал преподавать в Алексеевском училище, здание которого ныне является памятником архитектуры и объектом культурного наследия. Несколько лет назад его хотели снести,когда школу в нем закрывали. Однако ношульцы отстояли здание училища, когда-то носившего название «министерского», а потом переименованного в Алексеевское – в честь цесаревича Алексея. Местный ТОС, для которого нет почти ничего невозможного, с помощью гранта отремонтировал историческое здание, сохранив старые окна и крутую массивную лестницу.
Планируется, что на улицах Ношуля поселятся девять букв молодцовского алфавита. Когда последняя будет установлена, школьники и туристы смогут стать участниками лингво-краеведческого квеста.

Полина РОМАНОВА

Фото автора

Директор Финно-угорского этнокультурного парка Елена Иванова:
– Настенная храмовая живопись, выполненная учениками Васнецова, минеральный источник в селе Объячево, история крепости времен Ивана III и живописные виды на реку Луза – это лишь немногое, что увидят туристы в путешествии к южным воротам Республики Коми. По итогам тестовой поездки мы готовим к запуску тур выходного дня по святым местам по маршруту Сыктывкар–Вотча–Лойма–Спаспоруб–Занулье–Объячево–Ношуль–Сыктывкар с размещением в гостинице Луза и культурно-познавательную экскурсию для детей и сборных групп «Сыктывкар – Куратово – Спаспоруб –Занулье – Сыктывкар». В работе формирование программы, проведение расчетов, проработка путевой экскурсии, подготовка видео на основе отснятого материала. Сборные группы смогут отправиться по маршруту уже в конце июня – июле, организованные группы школьников – в сентябре.