Май: Виктор Свиридкин. Режиссер переходного периода

17 мая исполняется 85 лет со дня рождения Виктора Николаевича Свиридкина, режиссера, который возглавлял Академический театр драмы имени Виктора Савина на протяжение нескольких самых сложных перестроечных и постперестроечных лет. За годы работы в театре он поставил более тридцати спектаклей, но помнят его не только как выдающегося театрального деятеля, но и как очень доброго, скромного и интеллигентного человека.

Виктор Свиридкин впервые был приглашен на должность главного режиссера Коми драматического театра в 1985 году уже сформировавшимся мастером: как режиссер он начал работать в 1960-ые годы и успел поставить десятки спектаклей на сценах разных городов страны. Его спектакли в драмтеатре конца 80-х считаются лучшими постановками на коми сцене тех лет: «Власть тьмы» по Л.Толстому, «Дорогая Елена Сергеевна» Л. Разумовской, «Любовь под вязами» по пьесе Ю. О’Нила и др., одной из главных тем которых была социальная несправедливость. В 1990-м году Свиридкин ушел из сыктывкарского театра и уехал в Вологду, чтобы вновь вернуться через пять лет в качестве главного режиссера. Заметными спектаклями периода «второй волны» стали «Усть-Куломский бунт» по пьесе В. Савина, «Соло для часов с боем» О. Заградника, «Дядя Ваня» Чехова, «Без вины виноватые» Островского.

Своими воспоминаниями о Викторе Свиридкине накануне юбилея со дня его рождения поделилась актриса Театра имени Савина Светлана Малькова.

— Я звоню нашим ветеранам сцены, поздравляю их с праздниками, иногда приобщаю к этому студентов, потому что считаю, что между актерскими поколениями должна быть преемственность. И получилось так, что Виктору Николаевичу в последний раз я позвонила буквально за несколько дней до его смерти. Я была поражена: он знал обо всех постановках, интересовался каждым, с кем работал или был знаком лично, о каждом очень подробно расспрашивал, как мы живем. Сейчас я бы даже сказала, что в этом разговоре он нас как будто благословил на то, чтобы все было хорошо. До самого конца он был человек театра, — поделилась Светлана Малькова. — Когда набрали нашу студию, он первый рассказал, как надо вести себя в театре: здороваться с каждым, независимо от того, знаешь ты этого человека или нет, не хлопать дверями, не двигать громко стулья, не опаздывать… Обыкновенная этика, но многие этого не знают.

Те, кто работал со Свиридкиным, отмечают его невероятную способность разбирать драматургический материал.

— По одному из образований Виктор Николаевич был театроведом. Это позволяло ему виртуозно анализировать пьесы. Как глубоко, как подробно он это делал, буквально до каждой косточки в скелете произведения: кто чего хочет друг от друга, у кого что случилось. По сути, это домашняя работа актера, обычно режиссер только задает движение, а ты занимаешься этим поиском сам, — вспоминает актриса. 

 

Актриса Галина Микова была свидетелем обоих приходов Свиридкина в театр.

— Его отличала удивительная интеллигентность и бережное отношение к актерам. Кроме того, он очень многое делал для некоторых артистов: помогал деньгами, морально поддерживал, — одним словом, не давал пропасть в то тяжелое время, на которое пришлась его работа в нашем театре. Было даже такое: он и Глафира Петровна Сидорова находили какие-то компании, которые привозили для работников театра продукты в долг, — настолько трудный это был период. 

Галина Микова сыграла не в одной постановке Виктора Свиридкина, но особенно любит спектакль «Дядя Ваня» по пьесе Чехова, в котором исполнила роль жену профессора Серебрякова.

— Мне ярко запомнилась наша с ним работа над спектаклем «Дядя Ваня». Для меня это был тяжелый период после смерти мужа, и я была так благодарна Виктору Николаевичу за то, что он не дал уйти от этой пьесы, от этой роли, помог мне выйти из этой ситуации. Атмосфера на репетициях была удивительная, он вообще умел создать атмосферу, в которой работалось легко. Между исполнителями главных ролей — мной, Александром Трибельгорном и Владимиром Кузьминым — выстроились удивительные отношения. Внешне это, наверное, никак не выражалось, а внутренне мы стали настолько понимать друг друга, что это абсолютное совпадение и понимание перешло потом и на другие спектакли, где мы играли вместе. Эта работа стала знаковой для нас всех, — отмечает актриса. — В его спектаклях не было жестокости, никогда не было чернухи, но всегда была тактичность в отношениях с актерами и тактичность в образах.

Виктор Свиридкин запомнился актрисе скромным и деликатным человеком, никогда не повышавшим голос.

— Были люди, которые это не ценили и не воспринимали, но он и их терпел, никогда не обижал. Некоторые считали, что им можно вертеть и крутить, но такого он никогда не позволял, тактично отстаивая свою точку зрения. И всегда после общения с ним оставалось доброе чувство. Как-то он пригласил меня поехать с ним на юбилей Вологодского театра, мы бродили по городу, он рассказывал про историю домов, про то, как они создавались, реставрировались, про театр, про фестиваля «Голоса истории», который он когда-то создал. И надо было видеть, с какой любовью встречали его актеры Вологодского театра. Под влиянием Виктора Николаевича я до сих пор влюблена в Вологду, мне кажется, это благостный город.

Главный художник Театра имени Савина Эрих Вильсон тоже запомнил спектакль «Дядя Ваня» как интересную и заметную постановку.

— «Дядю Ваню» ставили в конце 1990-х годов. К тому времени в нашем театре Виктор Николаевич работал много лет, и я уже успел поставить с ним несколько спектаклей, но близко его узнал только на этой постановке. Мне запомнилось, что он с самого начала очень четко разложил спектакль по картинам. Вообще, это была его отличительная черта как режиссера: в процессе постановки он никогда не изменял то, что было задумано раньше, ни в костюмах, ни в сценографии. Я за ним все записывал — не каждый режиссер дает художнику такую возможность, чаще обходятся несколькими фразами, общей концепцией, а Свиридкин сразу давал четкий план. «Дядю Ваню» мы возили на фестиваль, там спектакль увидел режиссер из Саранска, ему так понравилось оформление — ничего лишнего и все функционально, — что он пригласил меня на постановку к себе в театр в Саранске.

Чувство юмора Виктора Свиридкина и его умение как будто не замечать плохое очень поддерживало весь театр в трудное время.

— Нам не платили зарплату, бедствовали не только работники, но и сам театр: не было денег даже на бумагу для афиш, и мы, художники, писали новые афиши на обороте старых. Виктор Николаевич это видел, но никогда не сокрушался: мол, даже рисовать не на чем. Конечно, он понимал, что все плохо, но находил силы шутить: приподнимал афишу, а там текст на обратной стороне просвечивает. Говорил: «Смотри, Эрих, у тебя Островский на первый план выходит, а не твой эскиз». Тогда я был молодым художником, многого не понимал, просто впитывал, а теперь осознаю, с какими людьми работал, что они сделали для меня в профессиональном плане.

В 2010-м году Виктор Свиридкин оставил театр и посвятил себя служению Богу и людям, став одним из основателей благотворительной организации «Звезда Вифлеема».

— Вместе с христианской верой ко мне пришло осознание того, что театральная деятельность и служение Христу – вещи несовместимые. Театральное лицедейство со всеми вытекающими из него атрибутами – успехом, признанием, разжигающим в человеке чувство гордыни, пред лицом Божиим – медь звенящая. Поэтому мое театральное прошлое не имеет к моему нынешнему служению никакого отношения. Человек спасается не талантом, а плодами любви, добра и милосердия, — объяснил свой переход от театра к вере Виктор Николаевич в одном из интервью 2010-го года.

С тех пор режиссер никогда не был в театре, отказывался от предложений поработать над новыми спектаклями, не ходил даже на премьеры. Но, несмотря на отречение от театрального прошлого и тяжелую болезнь, все равно интересовался судьбами людей, с которыми долгое время провел бок о бок.

Юлия ЛЕГОТИНА

«В его спектаклях не было жестокости, никогда не было чернухи, но всегда была тактичность в отношениях с актерами».

(Галина Микова)

 

Справка:

Виктор Николаевич Свиридкин (17.05.1937 — 13.01.2020) -режиссер, заслуженный работник Республики Коми, лауреат премии Правительства Республики Коми.

Родился в Калужской области, закончил режиссерское отделение института им. Щукина и театроведческое отделение ГИТИСа.

Главный режиссер Коми республиканского драматического театра (затем — Академического театра драмы им. В. Савина) — с 1985 по 1990 гг., с 1995 по 2005 гг., с 2005 по 2010 гг. — режиссер-постановщик.